Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"
Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цель этого урока закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме ; сформировать навыки выполнения экспериментальных заданий;совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь,развитие познавательного интереса к предмету,развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества" »
Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока:
Образовательная:
закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме ; сформировать навыки выполнения экспериментальных заданий;
Развивающая:
совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
Воспитательная:
развитие познавательного интереса к предмету,
развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
Ход урока.
1. Орг момент.
Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание знаменитого Альберта Энштейна: «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы».
Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
2. Заполнение кроссворда.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте заполним кроссворд. У вас на столах есть вопросы к кроссворду. Ответьте, пожалуйста на них, и заполните пустующие клетки кроссворда.
Кроссворд «Тепловые явления»
1п
л
А
в
л
е
н
и
е
2э
н
е
р
Г
и
я
3о
т
в
е
Р
д
е
в
а
н
и
е
4к
о
н
д
Е
н
с
а
ц
и
я
5с
н
е
Г
6 и
с
п
А
р
е
н
и
е
C
О
С
Т
О
Я
Н
И
Е
7к
и
п
е
Н
и
е
8в
О
д
а
9б
Е
н
з
и
н
Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
Физическая величина, измеряемая в Джоулях.
Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.
Переход вещества из пара в жидкость.
Разновидность воды в твёрдом состоянии.
Переход вещества из жидкости в пар.
Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.
Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.
Топливо, получаемое из нефти.
2. «Знаешь ли ты формулы?»
По желанию учащиеся выходят и вытягивают карточку, формулу записывают на доске, поясняют ее назначение и физический смысл каждой входящей в нее величины.
Q = cm(t2 – t1) Q = λm Q = Lm Q = - Lm Q = - λm
Q - (ку) - количество теплоты
С - (ц) - удельная теплоемкость вещества
m- (эм) - масса
t1 - (тэ) - большая температура
t2 - (тэ) - меньшая температура
q- (ку) - удельная теплота сгорания топлива
λ - (лямбда) - удельная теплота плавления
L- (эль) - удельная теплота парообразования
3. Решение задач по уровням.
Задание 1 уровня
Назовите все тепловые процессы, происходящие с водой по графику.
Задание 2 уровня
На рисунке представлен график конденсации пара и охлаждения жидкости.
Ответьте на вопросы
Какая это жидкость? Сколько времени длился процесс конденсации?
Какое количество теплоты выделится за 20 мин, если масса пара 0,5 кг?
Какое количество теплоты необходимо, чтобы из 5 кг льда, взятого при – 10 0С, получить пар при 100 0С?
Решение:
Чтобы получить пар при температуре 1000С, лед нужно сначала нагреть до 00С, потом его расплавить, полученную воду нагреть до 1000С и только затем ее испарить при температуре 1000С.
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок" С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.
Из норвежской сказки "Кари-Замарашка".
Вот, наконец, добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все было из чистого золота.
Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото падало каплями? (1063°С)
В начале XX века жил и творил известный в свое время русский поэт Саша Черный. Сейчас его мало кто знает. Вот строчки из его стихотворения "Северная лирика".
Лопнет в градуснике ртуть Или лопнут скулы, Тяжелей и гуще муть, Холод злей акулы.
Вопрос: Какой была температура воздуха? (- 39С)
Из стихотворения "Метель".
Все молчит, – лучина с треском Лишь горит багровым блеском, Да по кровле ветр шумит.
Вопрос: Почему лучина горит с треском?
(При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.)
Сергей Есенин "Береза".
И стоит береза в сонной тишине И горят снежинки в золотом огне. А заря лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Вопрос: Как по форме снежинок определить, при какой температуре они выпали?
(Форма снежинок зависит от температуры и влажности. Когда тепло – они пушистые и ветвистые, когда холодно – простые иглы, призмы).
Самостоятельная работа в форме теста.
Тест
1. Какую температуру имело тело в начале?
А) 4000С;
Б) 1100С;
В) 1000С;
Г) 500С;
Д) 4400С.
2. Какой процесс описывается отрезком АБ?
А) Нагревание;
Б) охлаждение;
В) плавление;
Г) отвердевание.
3. Какой процесс описывается отрезком БВ?
А) Нагревание;
Б) охлаждение;
В) плавление;
Г) отвердевание.
4. При какой температуре начался процесс плавления тела?
А) 800С;
Б) 3500С;
В) 3200С;
Г) 4500С;
Д) 10000С.
5. Сколько времени длился процесс плавления?
А) 8 мин;
Б) 4 мин;
В) 12 мин;
Г) 16 мин;
Д) 7 мин.
6. Изменялась ли температура тела во время плавления?
А) Да, она увеличивалась;
Б) да, она уменьшалась;
В) нет, не изменялась.
7. Какую температуру имело тело в конце наблюдений?