Повторительно-обобщающий урок на тему: “Атмосферное давление”.
Повторительно-обобщающий урок на тему: “Атмосферное давление”.
Цели урока:
– образовательная: повторить пройденный материал в ходе выполнения
физического диктанта;
– воспитательная: сформировать познавательный интерес к изучаемой
теме;
– развивающая: развить логическое мышление, политехнические знания
и умения.
Ход урока.
I.Вводная часть.
На предыдущих уроках мы узнали о существовании атмосферного давления, узнали историю его открытия, а сейчас, проведем физический диктант. Ответы дайте в тетрадях кратко: формулами, рисунками, используя минимальное количество слов.
II. Физический диктант.
1. Что называют атмосферой Земли?
2. Вследствие чего и как создается атмосферное давление?
3. Как изменяется атмосферное давление с высотой?
4. Назовите ученого, который впервые измерил атмосферное давление.
5. Каким прибором измеряют это давление?
6. Можно ли пользоваться пипеткой в кабине космического корабля?
7. Чему равно давление столба ртути высотой 1 мм?
Делаем самопроверку, отмечая в своих тетрадях знаком «+» правильные ответы, знаком «–» неверные ответы. (Комментируют ответы сами учащиеся при фронтальном опросе).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок на тему: “Атмосферное давление”. »
3
Повторительно-обобщающий урок на тему:
“Атмосферное давление”. 7 класс
Цели урока:
– образовательная: повторить пройденный материал в ходе выполнения
физического диктанта;
– воспитательная: сформировать познавательный интерес к изучаемой
теме;
– развивающая: развить логическое мышление, политехнические знания
и умения.
Ход урока.
I.Вводная часть.
На предыдущих уроках мы узнали о существовании атмосферного давления, узнали историю его открытия, а сейчас , проведем физический диктант. Ответы дайте в тетрадях кратко: формулами, рисунками, используя минимальное количество слов.
II. Физический диктант.
Что называют атмосферой Земли?
Вследствие чего и как создается атмосферное давление?
Как изменяется атмосферное давление с высотой?
Назовите ученого, который впервые измерил атмосферное давление.
Каким прибором измеряют это давление?
Можно ли пользоваться пипеткой в кабине космического корабля?
Чему равно давление столба ртути высотой 1 мм?
Делаем самопроверку, отмечая в своих тетрадях знаком «+» правильные ответы, знаком «–» неверные ответы. (Комментируют ответы сами учащиеся при фронтальном опросе).
III. Решение качественных задач ( на развитие логического мышления)
Вопрос 1. К тем, кто маме помогает,
Чистоту кто уважает,
Обращен такой вопрос.
Как устроен наш помощник,
Вытиральщик и уборщик,
Наш домашний пылесос?
Ответ: Лопасти вентилятора при движении разрежают воздух, тем самым уменьшается давление внутри, и пыль вместе с наружным воздухом устремляется внутрь, в область меньшего давления.
Вопрос 2. Уточните и исправьте ответ ученика “Атмосферное давление равно давлению столба ртути длиной 760 мм”.
Ответ: Пропущено слово “нормальное”.
… Выражение “длиной 760 мм” надо заменить на “высотой 760 мм”.
Вопрос 3. Почему реактивные самолеты в высоких слоях атмосферы могут летать с больщими скоростями, чем в низших слоях?
Ответ: Воздух более разрежен, его сопротивление меньше.
Вопрос 4. В своих опытах Торричелли использовал ртуть. Почему эти опыты трудно осуществить с водой?
Ответ: Из-за большой высоты столба воды (более 10 м), т.к. плотность воды намного меньше плотности ртути.
Вопрос 5. Удастся ли опыт Торричелли, если барометрическую трубку поставить открытым концом не в чашку со ртутью, а в емкость с водой?
Ответ: Нет, если трубка достаточно широкая ртуть выльется, а вода заполнит всю трубку.
В Австралии и Южной Америке акул и других крупных рыб вылавливают с помощью рыбы-прилипалы, которая присасывается ртом к жертве, создавая в нем давление меньше наружного. Этим живым “рыболовным крючком” можно вылавливать рыб массой до 18 кг. А можете ли вы, ребята , придумать какую- нибудь конструкцию для того, чтобы использовать принцип рыбы-прилипалы? Опишите свой проект и зарисуйте его (Дети работают).
IV. Кроссворд
Фронтальная беседа.
1. В каких единицах выражается атмосферное
Давление?
2. Родина Торричелли.
3. Неожиданное явление, не соответствующее
обычным представлениям?
Ответы ( 1. Паскаль; 2. Италия; 3. Парадокс.)
V. Занимательные опыты (с объяснением).
1. “ Сумей напиться” Попробуйте сделать несколько глотков, не отрывая губ от бутылки с водой.
(Ответ: При первом глотке в бутылке создается разрежение такое же, как и в полости рта. Чтобы сделать второй глоток, нужно создать еще большее разрежение, что не удается.)
2. “ Сухим из воды” налейте в блюдце немного воды и опустите в нее монету. Как достать монету, не замочив рук?
(Ответ: Надо зажечь свечу, поставить ее на блюдце и накрыть банкой, но так, чтобы монета осталась вне банки. Вода “втянется” в банку, как только свеча погаснет).
3. “Прилипчивая бутылка ” В бутылку из-под молока с широким горлышком опустите зажженную полоску бумаги. Когда бумага сгорит, быстро накройте ладонью – бумага прилипнет. Почему так произошло? Где применяют этот способ и для чего?
4. “Настойчивое яйцо” Сваренное вкрутую и очищенное яйцо не пролезает в молочную бутылку. Зажгите полоску бумаги, опустите ее в бутылку и накройте бутылку яйцом – оно упадет внутрь. Объясните опыт.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
VII. Самостоятельная работа по карточкам на решение расчетных и практических задач.
I-вариант. Рассчитайте, чему равно атмосферное давление на первом и последнем этажах школы, измерив его с помощью барометра-анероида. Определите по полученным данным расстояние между этажами. (Работа в группе, трое учащихся.)
II-вариант. Определите давление, оказываемое на стенки сосуда, если атмосферное давление 10 Па, а высота столба жидкости (керосина, меда, кислоты или другой указанной в “Таблице плотностей”) 70 см.