Закрепление понятий, связанных с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок "Изменение агрегатных состояний вещества"»
Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"
Сычева Елена Дмитриевна учитель физики
Разделы:Преподавание физики
Цели:
Развивающая:умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях, активизировать мышление школьников;
обучающая:повторить основные формулы раздела агрегатные состояния вещества с помощью решения задач; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела агрегатные состояния вещества; обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;
коммуникативная:обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;
воспитательная:развитие познавательного интереса к физике.
Задачи урока
Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации;
Формирование умений: решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям; выявить уровень перечисленных умений;
Приучать учащихся к аккуратности при решении задач, построении графиков; к доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах.
Форма урока:урок-игра
Конспект урока.
Данной теме уделяется, в физике, большое внимание. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое широко используется на практике. В металлургии, например, плавят металлы, чтобы получить из них сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и другие. Пар, полученный из воды при ее нагревании, используют на ТЭС в паровых турбинах, а также для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, заводов, фабрик, теплиц. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.
В природе изменение агрегатных состояний происходит в широких масштабах. С поверхности океанов, морей, озер и рек испаряется вода, а при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман и снег. Реки и озера зимой замерзают, а весной снег и лед тают.
Для понимания этих процессов и для того, чтобы управлять многими из них, мы должны знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии, каковы свойства каждого из этих состояний и что нужно для превращения вещества из одного состояния в другое.
Сегодня мы с вами повторим основные понятия, формулы для расчета количества теплоты, графики тепловых процессов. Перед каждым из вас лежит лист контроля, который вы будете постепенно заполнять в процессе работы на уроке.
Задание № 1.
Вы знаете, что агрегатные состояния вещества и переходы из одного состояния в другое связаны с изменением температуры. Впишите в верхнюю таблицу названия трех явлений, происходящих с веществами при повышении температуры, а в нижнюю таблицу – названия явлений, происходящих при понижении температуры.
С явлениями, названия которых вы сейчас напишете, вы часто встречаетесь в своей жизни, в быту, мы видим их в природе, они применяются в технике.
Задание № 2.
Тест. Вам предлагается 10 вопросов и возможные ответы на них. Обведите правильный ответ кружочком. Будьте внимательны, выполняйте задания аккуратно, не торопясь и думая над каждым вопросом.
Задание № 3.
Работа с графиками.
I график – это график охлаждения и отвердевания вещества. Вы должны ответить на вопросы:
Чему равна температура отвердевания9 Какое это вещество?
Назовите процессы, соответствующие участкам графика АВ, ВС и СД.
Сколько времени длилось отвердевание?
II график – это графики нагревания и кипения жидкостей одинаковой массы. Вам нужно ответить на вопросы:
У какой жидкости выше температура кипения?
Больше удельная теплоемкость?
Больше удельная теплота парообразования?
Следующее задание – эстафета формул.
Поднимите формулу, по которой можно рассчитать:
Количество теплоты, нужное для плавления вещества. Для какого еще процесса ее можно применить? Чем отличаются эти процессы?
Количество теплоты, нужное для нагревания и охлаждения вещества. Что такое в этой формуле “с”? Что она показывает?
Количество теплоты, нужное для полного испарения вещества. Для какого еще процесса она применяется? Чем они отличаются?
Задачи.
1. Какое количество теплоты выделяется при остывании 5 кг воды от 80 до 20° С?
Q = mc(t2°-t0)
2. Сколько энергии приобретает при плавлении брусок из цинка массой 15 г, взятый при 20°С?
Q = mc(t20–t10) Q = m
3. Какое количество теплоты выделяется при конденсации водяного пара массой 2 кг, взятого при 100°С?
Q = mL
Какое количество теплоты выделяется при конденсации 10 кг водяного пара при 100°С и охлаждении образовавшейся воды до 20°С?
Q = mL Q = mc (t20–t10)
5. Сколько теплоты нужно для того, чтобы расплавить 20 кг льда при 0°С, а полученную воду нагреть до кипения и полностью испарить?
Q = m Q = mc (t20–t10) Q = mL
6. Сколько теплоты выделится при полном сгорании 5 кг дров9?
Q = mq
Задание №4.
Вы должны решить задачи на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества. Надеюсь, что при этом вы получите весьма интересный результат. Каждый решает задание своего варианта.
"Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок" С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.
1. Из норвежской сказки "Кари-Замарашка".
Вот, наконец, добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все было из чистого золота.
Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото падало каплями? (1063°С)
2. АС. Пушкин "Евгений Онегин"
В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре.
Вопрос: Что представляют собой “На стеклах легкие узоры?”
3. В начале XX века жил и творил известный в свое время русский поэт Саша Черный. Сейчас его мало кто знает. Вот строчки из его стихотворения "Северная лирика".
Лопнет в градуснике ртуть Или лопнут скулы, Тяжелей и гуще муть, Холод злей акулы.
Вопрос: Какой была температура воздуха? (- 39С)
4. А. Вознесенский из стихотворения "Мороз".
Помнишь время молодое Мы врывались на пари, Оставляя пол-ладони Примороженной к двери.
Вопрос: Почему пол-ладони оказались приморожены к двери?
К какой части двери?
(К металлической ручке, т.к. металл обладает хорошей теплопроводность и активно отнимает тепло от руки, тогда влага, имеющаяся на руке, быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает.)
5. Фет. Из стихотворения "Метель".
Все молчит, – лучина с треском Лишь горит багровым блеском, Да по кровле ветр шумит.
Вопрос: Почему лучина горит с треском?
(При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.)
6. Сергей Есенин "Береза".
И стоит береза в сонной тишине И горят снежинки в золотом огне. А заря лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Вопрос: Как по форме снежинок определить, при какой температуре они выпали?
(Форма снежинок зависит от температуры и влажности. Когда тепло – они пушистые и ветвистые, когда холодно – простые иглы, призмы).
Итог урока.
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.
V. Рефлексия
1. Как вам понравилось сегодня работать в группе?2. Все ли чувствовали себя комфортно?