kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторительно-обобщающий урок "Изменение агрегатных состояний вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление понятий, связанных с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок "Изменение агрегатных состояний вещества"»

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

  • Сычева Елена Дмитриевна учитель физики

Разделы: Преподавание физики

Цели:

Развивающая: умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях, активизировать мышление школьников;

обучающая: повторить основные формулы раздела агрегатные состояния вещества с помощью решения задач; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела агрегатные состояния вещества; обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;

коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;

воспитательная: развитие познавательного интереса к физике.

Задачи урока

Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации;

Формирование умений: решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям; выявить уровень перечисленных умений;

Приучать учащихся к аккуратности при решении задач, построении графиков; к доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах.

Форма урока: урок-игра



Конспект урока.

Данной теме уделяется, в физике, большое внимание. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое широко используется на практике. В металлургии, например, плавят металлы, чтобы получить из них сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и другие. Пар, полученный из воды при ее нагревании, используют на ТЭС в паровых турбинах, а также для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, заводов, фабрик, теплиц. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.

В природе изменение агрегатных состояний происходит в широких масштабах. С поверхности океанов, морей, озер и рек испаряется вода, а при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман и снег. Реки и озера зимой замерзают, а весной снег и лед тают.

Для понимания этих процессов и для того, чтобы управлять многими из них, мы должны знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии, каковы свойства каждого из этих состояний и что нужно для превращения вещества из одного состояния в другое.

Сегодня мы с вами повторим основные понятия, формулы для расчета количества теплоты, графики тепловых процессов. Перед каждым из вас лежит лист контроля, который вы будете постепенно заполнять в процессе работы на уроке.

Задание № 1.

Вы знаете, что агрегатные состояния вещества и переходы из одного состояния в другое связаны с изменением температуры. Впишите в верхнюю таблицу названия трех явлений, происходящих с веществами при повышении температуры, а в нижнюю таблицу – названия явлений, происходящих при понижении температуры.

С явлениями, названия которых вы сейчас напишете, вы часто встречаетесь в своей жизни, в быту, мы видим их в природе, они применяются в технике.

Задание № 2.

Тест. Вам предлагается 10 вопросов и возможные ответы на них. Обведите правильный ответ кружочком. Будьте внимательны, выполняйте задания аккуратно, не торопясь и думая над каждым вопросом.

Задание № 3.

Работа с графиками.

I график – это график охлаждения и отвердевания вещества. Вы должны ответить на вопросы:

  1. Чему равна температура отвердевания9 Какое это вещество?

  2. Назовите процессы, соответствующие участкам графика АВ, ВС и СД.

  3. Сколько времени длилось отвердевание?

II график – это графики нагревания и кипения жидкостей одинаковой массы. Вам нужно ответить на вопросы:

  1. У какой жидкости выше температура кипения?

  2. Больше удельная теплоемкость?

  3. Больше удельная теплота парообразования?

Следующее задание – эстафета формул.

Поднимите формулу, по которой можно рассчитать:

  1. Количество теплоты, нужное для плавления вещества. Для какого еще процесса ее можно применить? Чем отличаются эти процессы?

  2. Количество теплоты, нужное для нагревания и охлаждения вещества. Что такое в этой формуле “с”? Что она показывает?

  3. Количество теплоты, нужное для полного испарения вещества. Для какого еще процесса она применяется? Чем они отличаются?

Задачи.

1. Какое количество теплоты выделяется при остывании 5 кг воды от 80 до 20° С?

Q = mc(t2°-t0)

2. Сколько энергии приобретает при плавлении брусок из цинка массой 15 г, взятый при 20°С?

Q = mc(t20  t10
Q = m

3. Какое количество теплоты выделяется при конденсации водяного пара массой 2 кг, взятого при 100°С?

Q = mL

Какое количество теплоты выделяется при конденсации 10 кг водяного пара при 100°С и охлаждении образовавшейся воды до 20°С?

Q = mL
Q = mc (t20  t10)

5. Сколько теплоты нужно для того, чтобы расплавить 20 кг льда при 0°С, а полученную воду нагреть до кипения и полностью испарить?

Q = m
Q = mc (t20  t10)
Q = mL

6. Сколько теплоты выделится при полном сгорании 5 кг дров9?

Q = mq

Задание №4.

Вы должны решить задачи на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества. Надеюсь, что при этом вы получите весьма интересный результат. Каждый решает задание своего варианта.

"Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок" С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.

1. Из норвежской сказки "Кари-Замарашка".

Вот, наконец, добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все было из чистого золота.

Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото падало каплями? (1063°С)

2. АС. Пушкин "Евгений Онегин"

В окно увидела Татьяна 
Поутру побелевший двор, 
Куртины, кровли и забор, 
На стеклах легкие узоры, 
Деревья в зимнем серебре.

Вопрос: Что представляют собой “На стеклах легкие узоры?”

3. В начале XX века жил и творил известный в свое время русский поэт Саша Черный. Сейчас его мало кто знает. Вот строчки из его стихотворения "Северная лирика".

Лопнет в градуснике ртуть 
Или лопнут скулы, 
Тяжелей и гуще муть, 
Холод злей акулы.

Вопрос: Какой была температура воздуха? (- 39С)

4. А. Вознесенский из стихотворения "Мороз".

Помнишь время молодое 
Мы врывались на пари,
Оставляя пол-ладони 
Примороженной к двери.

Вопрос: Почему пол-ладони оказались приморожены к двери?

К какой части двери?

(К металлической ручке, т.к. металл обладает хорошей теплопроводность и активно отнимает тепло от руки, тогда влага, имеющаяся на руке, быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает.)

5. Фет. Из стихотворения "Метель".

Все молчит, – лучина с треском 
Лишь горит багровым блеском, 
Да по кровле ветр шумит.

Вопрос: Почему лучина горит с треском?

(При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.)

6. Сергей Есенин "Береза".

И стоит береза в сонной тишине 
И горят снежинки в золотом огне. 
А заря лениво обходя кругом, 
Обсыпает ветки новым серебром.

Вопрос: Как по форме снежинок определить, при какой температуре они выпали?

(Форма снежинок зависит от температуры и влажности. Когда тепло – они пушистые и ветвистые, когда холодно – простые иглы, призмы).

Итог урока.

Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.







V. Рефлексия

1. Как вам понравилось сегодня работать в группе?2. Все ли чувствовали себя комфортно?

3. Моё настроение на уроке.

 

Начало урока

Середина урока

Конец урока

Плохое

 

 

 

Хорошее

 

 

 

Отличное

 

 

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Повторительно-обобщающий урок "Изменение агрегатных состояний вещества"

Автор: Сычева Елена Дмитриевна

Дата: 25.07.2019

Номер свидетельства: 517086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства