(На доске записана тема урока: Последовательное и параллельное соединения проводников на примере работы светофора на железнодорожном переезде Здравствуйте, уважаемые студенты. Наверное. Вы уже догадались, что тема нашего урока связана с железной дорогой. Сегодня мы представим себя в роли машиниста электровоза. Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и двигателем промышленной революции. Возникнув в начале XIX века, к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран нашего времени. Профессия машиниста локомотива - это высококвалифицированный труд, требующий большого объёма знаний и навыков. Постановка целей и задач урока. Главная цель урока - повторить основные законы последовательного и параллельного соединения проводников и убедиться в необходимости понимания физических процессов работы светофора на железнодорожном переезде. Возможно, Вы удивитесь незначительности нашего выбора, но в реальности железнодорожный переезд – важнейший участок работы машиниста, от правильной работы которого зависят тысячи человеческих жизней. Но прежде чем представить себя в роли машиниста и взять на себя ответственность за жизни сотен и тысяч людей, повторим вопросы, знание которых обеспечивает безопасность движения локомотива на железнодорожном переезде. Электровоз - сложнейшая электротехническая система. Машинист должен уметь читать все электрические схемы электровоза. Сегодня мы рассмотрим схему важнейших элементов ж/д переезда. Чтобы правильно прочитать и собрать эту схему необходимо повторить условные обозначения основных элементов цепи. [На столах у обучающихся лежат карточки с условными обозначениями элементов учебной цепи. Нужные элементы цепи обведены красным цветом.] У вас на столе лежат карточки с условными обозначениями физических элементов электрической цепи, которые входят в схему ж/д переезда.
- Давайте назовём основные элементы электрической цепи. Примечание: Реле́ (фр. relais) — электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей. -Правильно, молодцы. Чтобы светофор работал правильно, необходимо знать правила соединения элементов цепи светофора. - Давайте вспомним, какие виды соединения проводников вы знаете? - Как соединены между собой батарея1, ключ и реле в управляющей цепи железнодорожного переезда? - Правильно - последовательно. Вы знаете, что последовательное соединение проводников имеет достоинства и недостатки. Давайте их вспомним. Приведите примеры применения последовательного соединения проводников. - Как соединены между собой лампы светофора в сигнальной цепи? ( параллельно) Каков вид соединения ламп на следующем слайде? (параллельное).
-Вспомним достоинства и недостатки параллельного соединения. Повторим законы последовательного и параллельного соединения, выполнив работу в программе Учебная лаборатория, с которой вы уже знакомы, она находится на рабочем столе вашего компьютера. Обратите внимание, у вас на столах лежат листы самооценки, которые вы должны подписать. С помощью этих листов вы самостоятельно оцениваете каждый этап своей работы. Если справились – 2 балла, если с замечаниями -1 балл. Для этого разделимся на группы. 1 - группа собирает виртуальную схему последовательного соединения проводников, измеряет силу тока на каждом сопротивлении. 2 - группа измеряет силу тока при параллельном соединении. 3 группа измеряет напряжение на каждом сопротивлении при последовательном соединении проводников. 4 группа – напряжение на каждом сопротивлении при параллельном соединении. 5-й группа измеряет общие значения силы тока и напряжения при последовательном и параллельном соединении. Делаем выводы о силе тока и напряжении при различных соединениях, сравнив расчетные и экспериментальные результаты. Выводы и расчеты эксперимента заносим в таблицу, проверьте себя. Если задание выполнено без замечаний преподавателя, вы ставите в лист самооценки 2 балла, если нет 1 балл. | Просмотр видео фрагмента: Безопасность на железнодорожных переездах.
Обучающиеся работают с карточками условных обозначений элементов электрической цепи, называют элементы электрической цепи по их условным обозначениям. Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.
Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя. Приводят свои примеры, демонстрирующие достоинства и недостатки последовательного соединения. Приводят примеры применения последовательного соединения проводников. Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.
Приводят свои примеры, демонстрирующие достоинства и недостатки параллельного соединения. Приводят примеры применения параллельного соединения проводников. Обучающиеся пользуются методическими указаниями по выполнению лабораторной работы по группам. Обучающиеся знакомятся с листом самооценки Обучающиеся выполняют сборку виртуальной электрической цепи по индивидуальному заданию по группам с помощью программы Учебная лаборатория на персональных компьютерах. Экспериментально проверяют выполнение законов последовательного и параллельного соединения проводников. Заносят расчетные данные в таблицу и делают выводы по результатам расчетных и экспериментальных данных. Проверяют полученные результаты и оценивают свою работу в листах самооценки. |