kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Последовательное и параллельное соединения проводников на примере работы светофора на железнодорожном переезде по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  представляет собой Интегрированное занятие. Участники делятся на несколько команд и совершают виртуальное путешествие по выдуманным железной дороге, где их ждут нестандартные задания по физике, требующие применения не только предметных знаний, но и творческих способностей, логики и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Последовательное и параллельное соединения проводников на примере работы светофора на железнодорожном переезде по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине ОУД.09. Физика по теме: Последовательное и параллельное соединения проводников на примере работы светофора на железнодорожном переезде

по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива














Разработала:

преподаватель физики Лойторенко А.Г.






2017г


Пояснительная записка


В данную методическую разработку входят:

  • Скриншоты презентации

  • Конспект мероприятия с покадровыми описаниями хода мероприятия и рекомендациями по работе с презентацией

  • Приложение: дидактический материал, видеофрагменты и аудиофайлы используемые в ходе мероприятия


Цели:

  • Повышение интереса к предмету физики

  • Расширение межпредметных связей

  • Создание позитивного настроя при изучении физики

  • Повторение и обобщение материала из различных разделов программы


Задачи:

  • Закрепление навыка групповой работы

  • Развитие логического мышления

  • Развитие творческого мышления

  • Повышение мотивации к обучению физике

  • Закрепление навыка быстрого применения знаний на практике


Адресат:

  • Преподаватели физики

  • Преподаватели других предметов (данную разработку можно взять за основу при создании сценариев открытых уроков по любому предмету)

  • Классные руководители, организаторы внеклассной работы (данную разработку можно взять за основу при создании сценария игрового внеклассного мероприятия)


Используемые образовательные технологии:

  • Технология КВО (коллективного взаимообучения), частный случай – технология работы по группам

  • Игровая технология

  • Тестовая технология

  • Технология актуализации знаний через межпредметные связи

  • ИК технология


Направленность, возможности применения разработки:

Данное внеклассное мероприятие может быть (без внесения изменений) проведено:

  • На первом (второе полугодие) и втором курсе в группах Машинистов Локомотива.

  • на факультативном или кружковом занятии по физике, для этого необходимо лишь частично изменить структуру мероприятия с учётом меньшего числа участников.

Целесообразно проводить такое мероприятие в рамках предметной или межпредметной недели или как интегрированный урок в конце учебного года.


Актуальность:

  • данное мероприятие является универсальным по адресату применения

  • нацелено на повышение мотивации к обучению

  • является примером применения нескольких образовательных технологий в рамках одного мероприятия

  • не требует от учащихся специальной подготовки к данному мероприятию

  • даёт возможность каждому обучающемуся применить свои знания в ходе выполнения практического задания

  • презентацию к мероприятию можно взять за основу для проведения других уроков как по физике, так и по предметам профессионального цикла или в воспитательной работе.

Задания можно легко менять при систематическом или повторном проведении мероприятия, можно видоизменить презентацию для применения по одной, конкретной теме физики.


Условия реализации:

  • наличие компьютера, музыкальных колонок, экрана и проектора в кабинете

  • умение учителя пользоваться данной техникой

  • наличие минимального количества обучающихся (15 человек)

  • позитивный настрой преподавателя и обучающихся, так как мероприятие спланировано в ходе выполнения практической работы и предполагает активное участие обучающихся и адекватную реакцию на нестандартные ситуации

Противопоказанием к применению может являться отсутствие любого из вышеперечисленных тезисов.

Мероприятие рассчитано по времени на 45 минут (урок).


Краткое описание:

Урок представляет собой Интегрированное занятие. Участники делятся на несколько команд и совершают виртуальное путешествие по выдуманным железной дороге, где их ждут нестандартные задания по физике, требующие применения не только предметных знаний, но и творческих способностей, логики и т. д.


Список использованной литературы и ресурсов:


  1. Основная: Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений колледжей. – М.: Академия, 2010 -447 с.

  2. Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике М.: Академия, 2010.

  3. Кабардин, О.Ф. Физика: Справочные материалы: Учебное пособие для обучающихся -4-изд. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2010. -367с.

  4. Дополнительная: Шушарин А.В. Физические основы технологических процессов на железнодорожном транспорте: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Челяб. ин-т путей сообщения. Челябинск, 2012. 270с.

  5. Материалы сайта « festival.1september.ru»



Технологическая карта занятия по теме: Последовательное и параллельное соединения проводников на примере работы светофора на железнодорожном переезде

Учебная дисциплина: ОУД.09. Физика.

Курс: 1

ФИО преподавателя: Лойторенко Анна Георгиевна

Тема урока: Последовательное и параллельное соединения проводников на примере работы светофора на железнодорожном переезде

Тип урока: комбинированный.

Вид занятия: Интегрированное занятие.

Методы и методические приемы проведения занятия: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядно-словесный, репродуктивный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знания о соединении проводников, понимание смысла и связи между параметрами электрической цепи.

Умение осуществлять сознательный подход к изучению темы урока, видеть её связь с профессиональными дисциплинами.

Умение пользоваться методами научного познания.

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

Формирование умений работать в паре, представлять свои взгляды, вести диалог.

Активная жизненная позиция при освоении профессионально значимых компетенций в ходе работы над учебным проектом. Убежденность в возможности познания природы.

Уважение к творцам науки и техники.

Самостоятельность в приобретении новых знаний.

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Последовательное и параллельное соединения проводников. Дальнейшее формирование у учащихся умений пользоваться методами научного познания; умений работать в паре; умений применять полученные знания в новых условиях; умений оценивать свою деятельность и свои знания.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация по теме: «Последовательное и параллельное соединения проводников на примере работы светофора на железнодорожном переезде».

Методическое назначение средств ИКТ

Наглядное представление изучаемого материала; привлечение внимания обучающихся; источник информации; увеличение плотности урока.

Аппаратное и программное обеспечение

экран, проектор; компьютерная презентация; ноутбуки

Образовательные интернет-ресурсы

единая коллекция ЦОР


Формирование требований ФГОС при изучении темы:

Последовательное и параллельное соединения проводников

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: взаимодействие проводников с током;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;

  • использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: электромагнитное поле, элементарный электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление;

  • смысл закона Ома для участка цепи, вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Изучение темы способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося


1

Организацион-ный момент (приветствие обучающихся, постановка цели урока).

(На доске записана тема урока: Последовательное и параллельное соединения проводников на примере работы светофора на железнодорожном переезде

Здравствуйте, уважаемые студенты. Наверное. Вы уже догадались, что тема нашего урока связана с железной дорогой. Сегодня мы представим себя в роли машиниста электровоза.

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и двигателем промышленной революции. Возникнув в начале XIX века, к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран нашего времени. Профессия машиниста локомотива - это высококвалифицированный труд, требующий большого объёма знаний и навыков.



Постановка целей и задач урока.

Главная цель урока - повторить основные законы последовательного и параллельного соединения проводников и убедиться в необходимости понимания физических процессов работы светофора на железнодорожном переезде.


Возможно, Вы удивитесь незначительности нашего выбора, но в реальности железнодорожный переезд – важнейший участок работы машиниста, от правильной работы которого зависят тысячи человеческих жизней.

Но прежде чем представить себя в роли машиниста и взять на себя ответственность за жизни сотен и тысяч людей, повторим вопросы, знание которых обеспечивает безопасность движения локомотива на железнодорожном переезде.


Электровоз - сложнейшая электротехническая система. Машинист должен уметь читать все электрические схемы электровоза.

Сегодня мы рассмотрим схему важнейших элементов ж/д переезда. Чтобы правильно прочитать и собрать эту схему необходимо повторить условные обозначения основных элементов цепи.



[На столах у обучающихся лежат карточки с условными обозначениями элементов учебной цепи. Нужные элементы цепи обведены красным цветом.]

У вас на столе лежат карточки с условными обозначениями физических элементов электрической цепи, которые входят в схему ж/д переезда.



- Давайте назовём основные элементы электрической цепи.

Примечание:

Реле́ (фр. relais) — электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей.

-Правильно, молодцы.


Чтобы светофор работал правильно, необходимо знать правила соединения элементов цепи светофора.

- Давайте вспомним, какие виды соединения проводников вы знаете?

- Как соединены между собой батарея1, ключ и реле в управляющей цепи железнодорожного переезда?

- Правильно - последовательно.

Вы знаете, что последовательное соединение проводников имеет достоинства и недостатки. Давайте их вспомним.


Приведите примеры применения последовательного соединения проводников.


- Как соединены между собой лампы светофора в сигнальной цепи?

( параллельно)

Каков вид соединения ламп на следующем слайде? (параллельное).



-Вспомним достоинства и недостатки параллельного соединения.




Повторим законы последовательного и параллельного соединения, выполнив работу в программе Учебная лаборатория, с которой вы уже знакомы, она находится на рабочем столе вашего компьютера.

Обратите внимание, у вас на столах лежат листы самооценки, которые вы должны подписать. С помощью этих листов вы самостоятельно оцениваете каждый этап своей работы. Если справились – 2 балла, если с замечаниями -1 балл.


Для этого разделимся на группы.

1 - группа собирает виртуальную схему последовательного соединения проводников, измеряет силу тока на каждом сопротивлении.

2 - группа измеряет силу тока при параллельном соединении.

3 группа измеряет напряжение на каждом сопротивлении при последовательном соединении проводников.

4 группа – напряжение на каждом сопротивлении при параллельном соединении.

5-й группа измеряет общие значения силы тока и напряжения при последовательном и параллельном соединении.


Делаем выводы о силе тока и напряжении при различных соединениях, сравнив расчетные и экспериментальные результаты. Выводы и расчеты эксперимента заносим в таблицу, проверьте себя.


Если задание выполнено без замечаний преподавателя, вы ставите в лист самооценки 2 балла, если нет 1 балл.

Просмотр видео фрагмента: Безопасность на железнодорожных переездах.









Обучающиеся работают с карточками условных обозначений элементов электрической цепи, называют элементы электрической цепи по их условным обозначениям.

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.







Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя. Приводят свои примеры, демонстрирующие достоинства и недостатки последовательного соединения.


Приводят примеры применения последовательного соединения проводников.


Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.



Приводят свои примеры, демонстрирующие достоинства и недостатки параллельного соединения.

Приводят примеры применения параллельного соединения проводников.




Обучающиеся пользуются методическими указаниями по выполнению лабораторной работы по группам.




Обучающиеся знакомятся с листом самооценки



Обучающиеся выполняют сборку виртуальной электрической цепи по индивидуальному заданию по группам с помощью программы Учебная лаборатория на персональных компьютерах.

Экспериментально проверяют выполнение законов последовательного и параллельного соединения проводников.

Заносят расчетные данные в таблицу и делают выводы по результатам расчетных и экспериментальных данных. Проверяют полученные результаты и оценивают свою работу в листах самооценки.

3

Первоначальная проверка уровня усвоения образовательных результатов. Коррекция

Выполнение практической работы на макете.

Давайте вспомним цель нашего урока: повторить основные законы последовательного и параллельного соединения проводников и убедиться в необходимости понимания физических процессов работы светофора на железнодорожном переезде.

Все мы видели железнодорожные переезды. Это объекты повышенной опасности, требующие строгого выполнения Правил дорожного движения РФ. Грубые нарушения ПДД на пересечении автомобильных и железных дорог как нигде часто приводят к трагическим последствиям.

Помните, что быстро остановить поезд невозможно! Для остановки поезда, движущегося со скоростью 60-70 км/ч, необходимо 600-700 метров. Масса локомотива превышает 500 тонн, а грузового состава – 5 тысяч тонн!

Заградительные светофоры устанавливают с правой стороны по движению поезда на расстоянии не ближе 15 м и не далее 800 м от переезда. Место установки светофора выбирается так, чтобы обеспечивалась видимость огня светофора на расстоянии не менее тормозного пути, необходимого для данного места при экстренном торможении и максимально реализуемой скорости.

Рассмотрим работу светофора в системе автоблокировки на железной дороге


Реле в системе автоблокировки на железной дороге

По этой системе перегоны от станции до станции делятся на блок-участки длиной от одного до трех километров. Внутри блок-участка рельсы в стыках соединены между собой, образуя электрическую цепь; каждый участок электрически изолирован от соседнего и огражден светофорами. Пока на блок-участке нет поезда, электрический ток от специальной путевой батареи идет по проводу к рельсу, проходит по нему к катушке реле и затем через второй рельс возвращается к путевой батарее. Контактная группа 6 и 7 электромагнитного реле при этом замкнута, а значит оказывается замкнутой и исполнительная цепь, включающая сигнальную батарею и подсоединенную к ней лампу зеленого сигнала светофора: путь свободен.

Когда первая колесная пара приближающегося поезда пересекает границу нашего блок-участка, ток путевой батареи тут же начнет течь от одного рельса к другому прямо через колесную пару, минуя катушку реле. Магнитное поле катушки исчезнет и реле отпустит якорь 3, который разомкнет цепь зеленого сигнала светофора, но зато замкнет контакты 7 и 8 цепи красного сигнала. В данной схеме реле «позволяет» гореть красному сигналу до той поры, пока поезд не покинет блок-участок, и ток вновь не потечет через катушку.


Выполните виртуальное задание: исправьте ошибки, допущенные на схеме реле.



Все замечательно справились с заданиями. Теперь мы познакомились с ещё одним способом применения смешанного соединения проводников. Посмотрите на схему.

Как вы думаете, важно ли для железнодорожного переезда правильное подключение ламп в светофоре?

Как соединены лампы светофора?

Как соединяется реле, с путевой батареей?

Пользуясь схемой, приведенной на доске, самостоятельно собираем модель светофора, определяем виды соединения приборов и проверяем его в действии.

Но перед началом работы не забудем повторить правила техники безопасности:

  1. Начинать работу с разрешения учителя.

  2. При проведении опытов не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.

  3. Источник тока подключать в последнюю очередь

  4. Собранную цепь включать только после проверки и с разрешения учителя.

  5. По окончании работы разобрать электрическую цепь.

  6. Не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

(На каждом столе находится макет, на котором необходимо правильно подключить лампы светофора и проверить правильность работы макета ж/д переезда.)

Преподаватель проверяет правильность сборки модели светофора. После этого можно проверить работу светофора. Для этого модель локомотива подводим к переезду и проверяем изменение светового сигнала светофора.

Все, у кого модель работает правильно получают 2 балла за этот этап урока. Если преподаватель сделал замечание -1 балл. Оцените самостоятельно свою работу за урок и выставьте оценку в рейтинговый лист.

Сдайте ваши листы на проверку.
Рефлексия:

Преподаватель: Мы справились с поставленной задачей?

Сделайте вывод о важности правильного подключения ламп в светофоре.

Убедились ли мы в важности знания правил подключения проводников для работы железнодорожника?

Домашнее задание: вы получаете творческое домашнее задание: придумать и нарисовать схему ж/д переезда с тремя лампами светофора. Объяснить его работу.


Обучающиеся знакомятся со схемой работы светофора в системе автоблокировки на железнодорожном переезде.























































Обучающиеся выполняют задание во флеш плеере.



Обучающиеся отвечают на вопросы. Делают вывод по изученному материалу.






















Пользуясь схемой и методическими указаниями по выполнению лабораторной работы, обучающееся собирают сигнальную цепь светофора.

После проверки преподавателем правильности сборки, обучающиеся подключают цепь к источнику питания и проверяют работу светофора.







Обучающиеся делают вывод по каждому этапу работы на уроке. Подводят итоги. Проводят самооценку и сдают оценочные листы на проверку преподавателю.


Получают домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лойторенко Анна Георгиевна

Дата: 10.06.2017

Номер свидетельства: 421251

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства