kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подборка материала по физике "Опыты по физике. Капиллярные явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ

КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Цель:

- формирования понятий – мениск, капилляр, фитиль, тринатрий фосфат, вибрирующие частицы твердого тела, «лёд течёт», процесс утруски, Ньютоновская жидкость, свойство жидкости – упругость;

- углубления знаний учащихся о свойствах паров и жидкостей при

выполнении экспериментальных заданий;

- ознакомления учащихся с применением изученных явлений

в повседневной жизни;

- развития вычислительных и оформительных навыков, навыков

экспериментальной работы и мышления.

- повышения интереса учащихся к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подборка материала по физике "Опыты по физике. Капиллярные явления"»

ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ

КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.



Цель:

- формирования понятий – мениск, капилляр, фитиль, тринатрий фосфат, вибрирующие частицы твердого тела, «лёд течёт», процесс утруски, Ньютоновская жидкость, свойство жидкости – упругость;

- углубления знаний учащихся о свойствах паров и жидкостей при

выполнении экспериментальных заданий;

- ознакомления учащихся с применением изученных явлений

в повседневной жизни;

- развития вычислительных и оформительных навыков, навыков

экспериментальной работы и мышления.

- повышения интереса учащихся к предмету.



ОПЫТ 1

Вот опыт, который ты наверняка проделывал много раз, с тех пор как стал писать чернилами. Ты берешь листок промокательной бумаги, самой обыкновенной промокашки, и опускаешь его углом в чернила. Клякса медленно всползает вверх, расползается, ветвится…

Как же так? Ведь по закону сообщающихся сосудов должно быть все наоборот! Клякса должна бы спускаться, стекать с промокашки вниз. Но она не желает этого делать. А кусок сахара на поверхности кофе или чая? Ты не раз смотрел, как все выше всползает по нему коричневая жидкость, как белый сахар буреет, оседает, расплывается… О, если бы он умел говорить! Он бы, наверное, воскликнул: «Остановись, коварная жидкость! Ты не смеешь ползти вверх, твое место внизу. Так сказано в великом законе сообщающихся сосудов!» Но сахар не умеет говорить.

Он молчит и покорно тает. А жидкость ползет все вверх, подчиняясь какому-то другому закону природы. Но какому же? Чтобы понять, в чем здесь дело, присмотрись к поверхности воды, налитой в чистый стакан. Ты не видишь ничего особенного? И все же кое-что интересное там есть. Смотри-ка, у стенок стакана поверхность воды загибается вверх. Это выглядит так, словно вода хочет всползти по стенкам стакана. Хочет — и не может. Ей удалось сделать только один, совсем маленький шажок. И все же раз этот шажок сделан, значит, есть какая-то сила, которая тянет воду вверх. Только сила эта мала, а воды в стакане много. Ну, а если бы стакан был поуже? Возьми узкую трубочку - аптечную пипетку. Сними с нее резиновый мешочек и опусти трубочку в стакан широким концом. Сначала опусти поглубже, а потом немного вытяни. Ты увидишь, что уровень воды в пипетке выше, чем в стакане, миллиметра на два. Это уже кое-что! Ну, а если опустить пипетку узким концом? Опускаем поглубже… Вытягиваем… Стоп! Смотри, уровень воды здесь выше, чем в стакане, уже почти на целый сантиметр! Теперь ясно: чем тоньше трубочка, тем выше всползает по ней вода. Ты спросишь, есть ли трубочки в промокашке и в куске сахара? Да, они там есть. Но их можно разглядеть только под микроскопом. Это крошечные промежутки между отдельными волоконцами промокашки. Это совсем узенькие щелочки между отдельными кристалликами сахара. Совсем узенькие? Да ведь это как раз то, что нужно! Потому-то вода и поднимается так хорошо, потому-то она и не подчиняется закону сообщающихся сосудов! Это свойство жидкостей, эта их способность подниматься по тоненьким, как волосок, трубочкам называется волосностью. Или еще капиллярностью, от латинского слова «капилларис» — «волосной».

ОПЫТ 2

Положи на горлышко молочной бутылки надломленную палочку, а на нее - монетку. Попробуй-ка сбрось эту монетку в бутылку, не дотрагиваясь ни до нее, ни до бутылки, ни до палочки. Не знаешь, как это сделать? А ведь решение такое простое!

Окуни палец в воду и на то место палочки, где она надломлена, урони одну-две капли. Сгиб палочки намок… Концы расходятся, все больше и больше. Дзинь — и монетка на дне бутылки!

ОПЫТ 3

Для этого опыта понадобятся пять спичек. Надломи их все посредине, согни под острым углом и положи на блюдце так, как показано на рисунке слева. Как сделать из этих спичек пятиконечную звезду, не прикасаясь к ним? И здесь нужно уронить несколько капель воды на сгибы спичек! Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина в обоих опытах одна и та же. Волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает. Его уцелевшие волокна «толстеют». Став толстяками, они же не могут так сильно сгибаться и распрямляются.

ОПЫТ 4

Для подъема и перекачки жидкостей существуют самые разнообразные насосы - разных размеров и разных конструкций. Но самый простой насос, насос без всяких движущихся деталей, - это фитиль. Действие этого насоса основано на свойстве жидкостей подниматься по тонким, почти с волос толщиной, трубкам. Это происходит, конечно, только в том случае, если жидкость хорошо смачивает стенки тонких трубок. Тогда благодаря поверхностному натяжению жидкость поднимается на некоторую высоту, пока не наступит равновесие между этим поверхностным натяжением и весом столбика жидкости. Для нашего опыта возьмите два стакана. Один из них наполните водой и поставьте повыше. Другой стакан, пустой, поставьте ниже. Опустите в стакан с водой конец полоски чистой материи, а ее второй конец - в нижний стакан. Вода, воспользовавшись узенькими промежутками между волокнами материи, начнет подниматься, а потом под действием силы тяжести будет стекать в нижний стакан. Вот полоска материи и играет роль очень простого насоса, о котором говорилось вначале.

ОПЫТ 5
Попробуем проделать простой, но очень эффектный опыт: получить мыльные пузыри, наполненные водородом. Для этого нам потребуется флакончик, в котором раньше были, например, капли от насморка, пластмассовая трубочка от пакета с пепси-колой и пластилин, а также кусочек железа или цинка и соляная кислота. Ну и конечно, мыло и вода. Цинк и предварительно разбавленную соляную кислоту (Осторожно! Это едкая жидкость!) надо поместить во флакончик, а трубочку плотно «примазать» к его горлышку пластилином. Начинается химическая реакция цинка с соляной кислотой, а в результате образует­ся хлорид цинка и выделяется водород. Водород выходит через трубочку. Теперь самое время делать мыльные пузыри. Опускаем конец трубочки в мыльный раствор и… ну, дальше, наверное, все справятся и сами. Наши мыльные пузыри будут не­удержимо лететь вверх: ведь водород почти в 15 раз легче воздуха!

ОПЫТ 6
Ты, конечно, пускал мыльные пузыри. Дело это очень нехитрое, доступное даже совсем маленьким детям. Была бы мыльная вода да соломинка! Но теперь ты уже не так мал и даже начинаешь знакомиться с физикой. Пора тебе научиться пускать пузыри не как-нибудь, а солидно, научно. Это сложнее, чем просто дуть в соломинку. Зато пузыри получатся очень интересные! Мыло для мыльных пузырей годится не всякое. Самая плохая мыльная вода получается из лучших сортов туалетного мыла. Так что мыло нужно брать хозяйственное.  Оно  больше подходит для нашей цели, чем туалетное. Мыло нужно растереть и развести в кипяченой воде.  Хорошо добавить в эту воду тринатрий фосфат. Он применяется для стирки и продается в хозяйственных магазинах. Добавлять нужно половину чайной ложечки на стакан воды.  Мыло не разводи очень жидко: от этого пузыри скоро лопаются. Процеди раствор через чистую тряпочку, чтобы в нем не осталось не растворившихся кусочков мыла.
Чтобы пузыри были прочнее, хорошо прибавить глицерина, две ложки на каждые три ложки мыльного раствора. Хорошенько взболтай эту смесь и дай постоять, пока на ее поверхности не образуется белая пенка. Пенку сними, а готовый раствор сохраняй в плотно закупоренной бутылке. Он может храниться в течение нескольких дней. Трубка для пузырей тоже годится не всякая. С помощью соломинки, настоящей или пластмассовой, или стеклянной трубки можно выдувать только маленькие пузыри. Если расщепишь соломинку или на конец трубки наденешь кружок из пробки или школьной резинки, это будет служить пузырям поддержкой. Можно будет выдувать пузыри побольше. Для самых больших пузырей понадобится воронка или же игрушечная детская труба. С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. «Единым духом» такой пузырь не надуешь: в него входит больше ведра воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочи раствором. Иначе пузыри лопаются при спускании. И слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна. Осторожно удали ее смоченным в растворе пальцем, чтобы неженка пузырь не лопнул. Ну, вот и вся наука о мыльных пузырях. Теперь принимайся за дело! Почему пузырь летает? Выдуй большой пузырь, диаметром примерно 20 см. Легким толчком отдели его от трубки. Пузырь сначала поднимется немного кверху и только, потом, переливаясь всеми цветами радуги, начнет опускаться. Наконец он лопнет, прикоснувшись к полу. Почему же сначала пузырь поднялся? Да потому, что он был наполнен твоим горячим дыханием. Теплый воздух в пузыре был легче воздуха в комнате. Но потом он остыл, и шар опустился.

ОПЫТ 7
Красивый опыт с летающим пузырем можно сделать в большой стеклянной банке. На дно банки поставь маленькую чашечку с кусочками мела. Полей мел раствором соляной кислоты (1 часть кислоты на 10 частей воды). Попав на мел, раствор зашипит, забурлит, запузырится. Подожди, пока кипение в чашечке закончится. Тогда и воздух в банке станет спокойным. Выдуй небольшой пузырь, только без капли внизу, и стряхни его в банку. Сначала он упадет почти на самое дно, а потом остановится и начнет подниматься. Поднимется немного, потом опять вниз, и опять не до дна, и снова поднимется… Пузырь ныряет, словно поплавок в пруду. Наконец он остановится на небольшой высоте над дном банки. Здесь пузырь начнет менять цвета. Смотри, вот он светло-голубой, потом зеленый, желтый, вот делается красным, малиновым… Наконец пузырь становится лиловым, опускается все ниже —и… конец! Пузырь лопается, обычно не достигнув дна. Почему пузырь в банке летает, как поплавок? 
Секрет в том, что при действии соляной кислоты на мел получается углекислый газ. Он бесцветен как воздух, но тяжелее по весу и поэтому оседает на дно банки. А пузырь-то наполнен воздухом, он легче! Вот поэтому он и всплывает в невидимом пруду. Но постепенно углекислый газ проходит внутрь пузыря сквозь тоненькую” его оболочку. И тогда пузырь тонет...

ОПЫТ 8
Чтобы получить цветные кольца, выдуйте мыльный пузырь и опустите его на края рюмки, предварительно смазав их глицерином. Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые цветные полосы, которые изучал еще ученый Ньютон. Чтобы видеть ясно эти кольца, поставьте на расстоянии 80 см от пузыря зажженную свечу, а с другой стороны на расстоянии 10 см — экран из белого картона. Тотчас же на экране появится изображение пузыря, и через некоторое время оно покроется цветными кольцами, которые теперь легко рассмотреть. Цветные кольца непостоянны, они перемещаются сверху вниз, один цвет заменяется другим, но в известном порядке и последовательности, что особенно заметно в верхушке пузыря. Если вы делаете опыт для зрителей, замените непрозрачный экран тонкой вощеной бумагой или калькой. Изображение пузыря будет тогда видно насквозь.

ОПЫТ 9
Смочите кольцо из тонкой проволоки мыльным раствором и выдуйте пузырь так, чтобы он повис на этом кольце. Снимите осторожно пальцем маленькую каплю, висящую внизу, и введите в пузырь  конец трубки, смоченной в мыльном растворе. Выдуйте теперь второй пузырь, который опустится на дно первого пузыря. Для того чтобы внешний пузырь при этом не лопнул, нужно, чтобы внутренний пузырь был как можно легче. Встряхните поэтому трубку, после того как вы опустили ее в раствор, чтобы удалить всю лишнюю жидкость. Таким способом вы избежите образования капельки, которая увеличила бы вес пузыря.

ОПЫТ 10
Твердые тела, состоящие из отдельных частиц, в некоторых случаях могут вести себя подобно жидкостям. Насыпьте в чашку песок или крупу и быстро встряхивайте чашку в горизонтальном направлении, как при просеивании муки сквозь сито. Вибрирующие частицы твердого тела приобретут свойства жидкости. Интересно, что металлический шарик, положенный на поверхность такой «жидкости», быстро утонет — опустится на самое дно чашки. И наоборот, пробковый шарик, положенный на дно наполненной песком чашки, при колебании ее постепенно «всплывает» на поверхность. Как вы думаете, почему?


ОПЫТ 11
Зажги свечу и капни на дно миски парафином, чтобы закрепить свечу. Осторожно наполни миску водой. Накрой свечу банкой. Под банку подложи стопки монет, чтобы её края были лишь немного ниже уровня воды. Когда весь кислород в банке выгорит, свеча погаснет. Вода поднимется, заняв тот объём, где раньше был кислород. Так можно увидеть, что в воздухе около 20% кислорода. Остальной состав воздуха - это другие газы, именно они и остались вверху стакана.


ОПЫТ 12
Верно ли, что вода обладает наибольшей плотностью при + 4°С? Сделайте опыт. Опустите в банку с водой пробку с подвешенным к ней грузиком (можно воткнуть в нее несколько булавок или гвоздиков) так, чтобы она оказалась чуть-чуть тяжелее воды. Сюда же поместите термометр и все это поставьте за окно на мороз. А теперь вни­мательно наблюдайте, что произойдет. Вот ртутный столбик пополз вниз. Смотрите, он уже показывает +5°. И вдруг... пробка начала медленно подниматься. Но не успела она добраться до поверхности, как кто-то невидимый потянул ее снова вниз. Скорее проверьте показания термометра. Там уже +3°, затем +2°, +1°. Пробка «замерзла» и больше не поднимается.
Внесите теперь банку в комнату. Вы видите: ртутный столбик снова полез вверх. Вот он приблизился к черточке +4°, пробка опять «ожила», потянулась вверх. Дальнейшее повышение температуры воды заставило пробку еще раз опуститься. Она всплывает только в самой «тяжелой» воде, имеющей температуру 4°.


ОПЫТ 13
В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости. Аккуратно налей в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема. Раствори в воде несколько капель пищевого красителя. Налей воду в сосуд до половины. Обрати внимание: добавляя каждую жидкость, лей очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем. Медленно влей в сосуд такое же количество растительного масла. Долей сосуд доверху спиртом. По одному аккуратно опусти в сосуд мелкие предметы: пробку, пластмассовый предметик, макаронинку, железный винтик, виноградинку, резиновый шарик и другие, что есть под рукой. Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда. Различные вещества способны тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ. Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. У железа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.


ОПЫТ 14
Налейте на дно бокала солёной подкрашенной воды. Сверните из бумаги “Фунтик” и загните его конец под прямым углом; кончик его надо отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налейте в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду. Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратите лить вино. Из второго рожка налейте таким же образом в бокал подсолнечного масла. Из третьего рожка налейте слой крашеного спирта. Получилось четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды. самая маленькая у подкрашенного спирта.

ОПЫТ 15
Оказывается, лед обладает известной пластичностью. Попробуйте убедиться в этом. Положите зимой на улице на край скамейки сосульку и прижмите ее толстый конец кирпичом или поленом. К свешивающемуся концу ее подвесьте какой-нибудь груз. Вспомните, что «дуги гнут с терпеньем и не вдруг». Часа через два вы убедитесь, что лед может «течь», и сосулька загнулась!
ОПЫТ 16
Наполовину наполните банку  сухим рисом. Положите внутрь  риса  грецкий орех и закройте банку. Поставьте банку вертикально, а потом переверните (если рис не закрывает орех, добавьте еще). Потрясите банку из стороны в сторону, пока орех не покажется на поверхности. Но не трясите вверх и вниз! Грецкий орех появляется на поверхности. Почему? 
Между зернами риса есть пустые пространства. Когда мы трясем банку, зерна сближаются. Это называется утруской. Зернышки риса становятся ближе друг к другу и толкают орех вверх.

СВОЙСТВА НЕНЬЮТОНОВСКОЙ ЖИДКОСТИ
Как сделать неньютоновскую жидкость и каковы ее свойства? Как сделать?
Нам нужны  120 мл белого клея (ПВА), пол-литровая банка, любой пищевой краситель, двухлитровая миска, стакан на 250 мл, 0,5 л дистиллированной воды, 1 чайная ложка буры (можно купить в магазине фотохимикатов),  чайная ложка в качестве мерки (5 мл) и ложка большего размера для размешивания раствора.

Вылейте клей в банку. Наполните пустую бутылочку дистиллированной водой, а также банку, куда перед этим был вылит клей. Добавьте 10 капель красителя и хорошо перемешайте. Налейте в миску 1 стакан дистиллированной воды и насыпьте туда же одну ложку буры. Помешайте, пока она не растворится. Медленно выливайте подкрашенный клей в миску с раствором буры. Непрерывно помешивайте раствор. Возьмите комок загустевшей жидкости из миски и покатайте в руках, пока он не округлится и не затвердеет.

ОПЫТ 17
Скатайте из него шарик и уроните на ровную поверхность.
Держите его обеими руками и резко потяните его в разные стороны. Держите его обеими руками и медленно тяните в разные стороны.
Если вы катаете комок в руках, он быстро высыхает, становится пластичным и слегка подпрыгивает, если его уронить. Комок разрывается, если его резко потянуть в разные стороны, но растягивается, если тянуть медленно. Почему? Это совершенно необычный материал является примером не ньютоновой жидкости. Жидкость (а жидкостями называется все, что может течь) имеет свойство, называемое вязкостью (густота, препятствующая течению). Изменения вязкости жидкости исследовал в XVII веке Исаак Ньютон. В его честь жидкости, вязкость которых меняется с изменением температуры, стали называть ньютоновыми. Что же касается неньютоновых жидкостей, то их вязкость может меняться под воздействием силы. Когда мы мнем комок в руках, то этим самым делаем его более густым и менее текучим.

ОПЫТ 18
Вырежьте кружок из черной бумаги по размеру крышки для большой банки и положите его на дно этой крышки. Налейте полный стакан (250 мл) воды. Насыпьте в воду 4 ложки соли и размешайте. Налейте немного этой жидкости на дно крышки, чтобы она покрыла всю бумагу. Оставьте крышку и не трогайте ее в течение суток. Вы увидете, что на черной бумаге отложились длинные кристаллики. По мере испарения воды молекулы соли приближаются друг к другу и начинают выстраиваться в длинные кристаллы. Молекулы располагаются друг возле друга как строительные кирпичи, а их удлиненная форма определяет форму кристалла.


СВОЙСТВА ВОДЫ И ЯИЧНАЯ СКОРЛУПА
Проделайте простой опыт, доказывающий изменение плотности воды в зависимости от изменения температуры. Возьмите пустую яичную скорлупу, но такую, из которой очень аккуратно через маленькое отверстие в остром конце выпущено всё содержимое. Залепите эту дырочку воском. 
Прикрепите к воску на ниточке или проволочке маленький грузик. Опустите этот "прибор" в высокую банку с водой комнатной температуры. Грузик должен быть отрегулирован таким образом, чтобы он держался почти у дна банки, едва прикасаясь к нему.  Если вы вынесете банку на мороз, то увидите, что через некоторое время, когда вода охладится, "прибор" всплывет, однако на непродолжительное время. Когда скорлупа опустится в первоначальное положение, снова внесите банку в комнату. Скорлупа опять проделает тот же путь, — поднимется наверх, а затем спустится вниз. В чем дело? Вода имеет наибольшую плотность при +4град.Цельсия. Естественно, что на морозе температура воды понижается и плотность воды увеличивается до тех пор, пока температура не дойдет до 4 град Благодаря повышению плотности скорлупа всплывет. При дальнейшем понижении температуры (ниже 4 град.) плотность воды становится меньше и скорлупа снова опускается. Как только вы внесете банку в теплую комнату, — повышение температуры до 4 град. даст увеличение плотности воды и скорлупа всплывет.  Дальнейшее повышение температуры (свыше 4град.Цельсия) снова дает уменьшение плотности воды и скорлупа снова тонет. 

ОПЫТ 19

В магазинах иногда продается забавная игрушка — прыгающий кузнечик. Тельце маленького прыгуна сделано из зеленой пластмассы, на брюшке — круглая резиновая присоска. А длинные ножки согнуты из упругой стальной проволоки.  Игрушечного кузнечика ставят на дно тарелки и надавливают на него сверху. Стальные ножки гнутся, разъезжаются по тарелке, и кузнечик прижимается брюшком к гладкой поверхности. При этом присоска присасывается. Теперь можно кузнечика отпустить. Он остается в том же положении иногда несколько минут. Но постепенно под присоску проникает воздух, она держит все слабее…С громким щелканьем кузнечик отрывается от тарелки и подпрыгивает на добрый метр, а то и выше! Нервный человек порядком вздрогнет, особенно если он уже успел забыть про кузнечика и чем-то отвлекся. Почему же все-таки прыгает игрушечный кузнечик? Да потому, что его ножки распрямляются. Ты их изогнул, а присоска задержала в изогнутом положении. Ножки стремятся выпрямиться, расправиться. И как только присоска отпускает, они тут же расправляются. Щелк! Кузнечик взлетает в воздух.

ОПЫТ 20
Похожий опыт можно сделать и с резиновым кольцом, вырезанным из велосипедной или автомобильной камеры.
Иногда такие кольца можно найти готовыми: они надеваются на особые «застегивающиеся» пробки бутылок. Наружный диаметр кольца 20 мм, диаметр отверстия 8 мм. Скрути кольцо, просунув часть его окружности сквозь отверстие в середине, и положи на стол. Через несколько секунд кольцо распрямится, да так резко, что подскочит на 20—30 см вверх. Причина здесь та же, что и в опыте с игрушечным кузнечиком. 
Резина —сжатая, изогнутая, перекрученная — стремится восстановить свою форму. Она постепенно «выпутывается» из середины кольца и наконец распрямляется. Резина, как и сталь, обладает свойством восстанавливать свою форму. Это свойство называют упругостью.

ОПЫТ 21
Для этого опыта подбери несколько одинаковых монет, например пятаков. Они должны быть ровными, непогнутыми. Положи два из них на стол на некотором расстоянии один от другого.
Теперь резко щелкни по одному пятаку так, чтобы он скользнул по столу и ударил по-другому. Если попадешь точно, «лоб в лоб», то первый пятак почти сразу же остановится, а второй отскочит и как бы продолжит движение первого. Почему так получилось? 
Опять-таки из-за упругости. Ударившись одна о другую, обе монеты в первый момент сжимаются. Но упругость стремится восстановить их первоначальную форму. Сила упругости «расталкивает» столкнувшиеся монеты в противоположные стороны. Поэтому первая ударившая монета получает свой удар обратно и останавливается. А вторая монета отскакивает и продолжает движение первой. Опыт можно усложнить, разложив на столе несколько монет рядком на одной линии так, чтобы они касались одна другой. Что получится, если ударить еще одной монетой в крайнюю монету ряда? Ударившая монета остановится как вкопанная. Ее толчок передастся по всему ряду. Одна за другой монеты будут сжиматься и затем снова разжиматься. При этом каждая ударившая монета будет получать свой толчок обратно, а каждая ударенная передавать его дальше. И только самой последней в ряду монете нечему будет передать толчок и не от чего получить его обратно. Поэтому она, разжимаясь, оттолкнется от предпоследней монеты и отскочит! Этот опыт можно проделать и с шашками.  Крайнюю в ряду шашку придержи сверху пальцем и ударь деревянной линейкой по ребру. С другого конца отскочит шашка, и всегда только одна. Такие же опыты можно проделать с бильярдными или крокетными шарами. Только во всех случаях нужно попадать точно, «лоб в лоб». При косом ударе ударившая монета или шар не останавливаются, а только отклоняются в сторону и замедляют свое движение. А ударенное тело отскакивает под углом в сторону.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Подборка материала по физике "Опыты по физике. Капиллярные явления"

Автор: Шаронова Селена Михайловна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333570


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства