Просмотр содержимого документа
«План урока по физике "Закон Ома для участка цепи без ЭДС"»
ПЛАН УРОКА ПО ФИЗИКЕ
Тема урока: Закон Ома для участка цепи без ЭДС.
Дидактические цели урока:
Образовательные:
- рассмотреть зависимость силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи, сформулировать закон Ома для участка цепи;
- научиться применять формулы закона Ома при решении задач;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся к предмету физика, интеллект, мыслительные способности, навыки устного счёта.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к процессу обучения;
- на примере известного физика Георга Ома воспитывать умение добиваться поставленных целей.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний на основе имеющихся.
Материально-техническое оснащение урока: медиа оборудование, презентация, раздаточный дидактический материал (карточки с задачами), источник тока, амперметр, вольтметр, лампочка, реостат, соединительные провода, резистор, катушка, мультиметр.
Межпредметные связи: Математика – устный счёт при простых вычислениях, понятие прямо пропорциональной и обратно пропорциональной зависимости.
ХОД УРОКА
Организационный момент - 1мин.
Взаимное приветствие учащихся и преподавателя, проверка отсутствующих и готовности группы к уроку, организация внимания учащихся.
Сообщение темы и целей урока (слайд 1) - 1 мин.
Актуализация опорных знаний обучающихся - 7 мин.
Актуализация опорных знаний производится в форме фронтального опроса с использованием оборудования (источник тока, амперметр, вольтметр, лампочка, реостат, соединительные провода, резистор, катушка, мультиметр).
Вопросы для учащихся
1. Что такое электрический ток?
Предполагаемый ответ: электрическим током называется упорядоченное направленное движение свободных заряженных частиц.
2. Какой ток называется постоянным?
Предполагаемый ответ: электрический ток, который не меняется ни по величине, ни по направлению, называется постоянным.
3. Какое направление принято за направление постоянного тока?
Предполагаемый ответ: за направление постоянного тока принято считать направление движения положительно заряженных частиц.
4. Какое действие оказывает ток на проводник? В чём выражается это действие?
Предполагаемый ответ: проходя по проводнику, ток оказывает на него тепловое, магнитное и химическое действие. Тепловое действие проявляется в том, что проводник нагревается. Магнитное действие проявляется в том, что вокруг любого проводника с током всегда возникает магнитное поле. Химическое действие заключается в том, что при прохождении тока изменяется химический состав проводника (в растворах электролитов).
5. Назовите основные характеристики электрического тока.
Предполагаемый ответ: основными характеристиками тока являются сила тока, напряжение и сопротивление току.
6. Назовите элементы электрической цепи представленые на столе?
Обучающиеся называют предлагаемые им физические приборы, оборудование, поясняют, для чего предназначены амперметр, вольтметр, мультиметр.
7. Что такое участок цепи?
Предполагаемый ответ: часть электрической цепи, не содержащая источник тока, называется участком цепи.
8. Что из названного оборудования не может быть частью участка цепи?
Предполагаемый ответ: источник тока не может быть частью участка цепи.
Изучение нового материала (15 мин.)
1. Краткое сообщение об авторе закона - немецком учёном Георге Оме (выступление учащихся – приложение 1).
2. Формулировка закона Ома и запись формулы (слайд 2).
Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи. I =
I – сила тока (Ампер – А);
U – напряжение на участке цепи (вольт – В);
R – сопротивление (Ом); (Формулировку и формулу записываем в конспект)
Вопрос: что означают понятия прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимость?
Предполагаемый ответ:
Если зависимость прямо пропорциональная, то при возрастании одной величины возрастает и другая, зависящая от неё величина. При обратно пропорциональной зависимости возрастание одной величины приводит к уменьшению другой, зависящей от неё величины.
С помощью графика, полученного Омом экспериментально, прослеживаем прямо пропорциональную зависимость силы тока от напряжения.
4. График зависимости силы тока от сопротивления (слайд 4).
Анализируем обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления участка цепи.
Закрепление изученного материала (20 мин.)
1. Проверка знания физических величин и единиц измерения. Работа с таблицей «Проверь себя» (слайды 5-14)
Задание для учащихся: назвать, какой буквой обозначается физическая величина, как называется единица измерения физической величины, как она записывается
2. Работа по преобразованию формулы закона Ома, подготовка к решению задач (слайды 15, 17).
Задание для учащихся: преобразовав формулу закона Ома, получить выражения для вычисления напряжения и сопротивления участка цепи.
В помощь тем, кто затрудняется в преобразовании формул, предлагается «магический» треугольник (слайд 16).
3. Решение задач на применение формулы закона Ома.
Учащимся раздаются карточки с задачами, которые каждый решает самостоятельно в тетради. Выдержав паузу, примерно равную времени, которое необходимо для решения первой задачи, преподаватель вызывает одного из учащихся к доске. Затем на доске другими учащимися последовательно выполняются и другие задачи. Проверка правильности полученных ответов осуществляется с помощью интерактивного плаката коллективно
(слайд 18).
Релаксация (слайд 19)
Чтобы учащиеся могли немного отдохнуть перед следующим этапом урока, им предлагается вспомнить схематическое изображение элементов электрической цепи (слайд 19). Разрешается отвечать хором.
4. Продолжаем решение задач с помощью плакатов «Решаем устно» и таблицы
(слайды 20-27).
Рекомендация: при выполнении задания желательно не смотреть на формулы, а пытаться воспроизвести их в памяти.
Задание для обучающихся: применяя изученные формулы, определить неизвестную величину. «Проговариваем» свои действия, названия величин, единицы измерения.
Подведение итогов урока. (1 мин.)
1. Что нового вы узнали на данном уроке?
2. Чему вы научились?
3. Что было знакомо из школьного курса физики и помогало на этом уроке?
4. Что вызвало наибольшие затруднения?
Оценка работы учащихся (индивидуально и группы в целом)
Домашнее задание: Г.Я. Мякишев и др. Физика 10; § 106.
Научиться преобразовывать формулы.
Литература
1. Краткая биография Георга Ома, электронный ресурс, код доступа: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-georga-oma
2. Интерактивный плакат «Закон Ома для участка цепи», электронный ресурс: фамильный сайт учителей физики и математики, код доступа: http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_prez.htm
Приложение 1
Георг Ом – сын простого слесаря, который всё же окончил гимназию, университет, испытывая материальные затруднения, работал, работал, работал. Всю жизнь он преодолевал трудности, доказывал правомерность своих открытий, боролся за их признание.
Такие люди, как Георг Ом могут служить примером для тех, кто опускает руки при малейших трудностях, падает духом, страшится высоких целей и ничего, в итоге, не добивается.
Ом Георг Симон (1787—1854), немецкий физик, открывший основной закон электрической цепи.
Родился 16 марта 1787 г. в городе Эрлангене. В 1811 г. окончил Эрлангенский университет. Работал преподавателем математики и физики в различных гимназиях. В 1833 г. стал профессором Нюрнбергской высшей политехнической школы и вскоре был назначен её ректором.
С 1849 по 1852 г. — ректор Мюнхенского университета. Изучая связь электричества с магнетизмом, Ом в 1826 г. открыл один из важнейших законов — количественный закон цепи электрического тока. Признание учёного мира это открытие получило только в 1842 году.
Ом установил, что: 1) сила тока постоянна в различных участках цепи; 2) сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения.
Физик также обнаружил ряд веществ, которые увеличивают сопротивление: в их числе серебро, свинец, медь, золото, цинк и другие металлы.
Главный труд Ома — «Гальваническая цепь, разработанная математически» (1826 г.).
В 1827 г. учёный ввёл понятия «электродвижущая сила», «падение напряжения», «проводимость».
Помимо электричества Ом занимался акустикой, оптикой, кристаллооптикой. Он высказал мысль о сложном составе звука и экспериментально установил, что человеческое ухо воспринимает как простой тон лишь тот звук, который вызван простым синусоидальным колебанием. Остальные звуки воспринимаются как основной тон и добавочные обертоны. Открытие получило название акустического закона Ома.
Умер 7 июля 1854 г. в Мюнхене. После его смерти единицу измерения электрического сопротивления в его честь назвали Ом.