Орг. момент (2 мин). На одном из банкетов полковник Циллергут, персонаж романа Я.Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», рассказал среди прочих следующую историю: «Когда кончился бензин, автомобиль вынужден был остановиться. Это я тоже сам вчера видел. А после этого ещё болтают об инерции, господа!.. Ну, не смешно ли?»
Вопрос учителя: Противоречит ли история, рассказанная полковником Циллергутом, представлению об инерции? Почему? Ответы учащихся.
Актуализация знаний (3 мин). Тест
Выбери букву с верным ответом, буквы ответов занеси в таблицу.
1
2
3
4
5
6
Единицаизмерения силы трения в системе СИ.
П) Дж; Х) В; Т) Н; Б) А.
Формула для определения силы трения имеет следующий вид:
Р) ; З) ; И) ; Е) .
Выбери верное (-ые) высказывание (-я).
А. Коэффициент трения зависит от качества трущихся поверхностей. Б. Коэффициент трения не зависит от площади соприкосновения трущихся поверхностей.
У) верно только А. К) верно только Б. Е) верны и А, и Б. М) не верны ни А, ни Б.
Существуют три вида сухого трения: трение покоя, трение скольжения, трения качения. Какой из видов является минимальным по значению?
Ш) трение покоя; Я) трение скольжения; Н) трения качения; О) они все одинаковы по значению.
Формула для определения максимальной силы трения покоя имеет вид:
И) ; Ю) ; В) ; Д)
Коэффициент трения всегда
Ж) равен 1; Е) меньше 1; З) больше 1; Я) может быть любым.
Проверка теста в парах. Должно получиться слово «трение» (1мин). Критерии оценивания: «5» - без ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2,3 ошибки; «2» - более 3 ошибок.
Введение в тему урока (3 мин).
На доске записаны две формулы: , .
Вопросы учителя:
Как коэффициент трения влияет на величину силы трения? 2) Чем различаются формулы? Чем похожи? 3) Как бы ты на практике измерил коэффициент трения?
Целеполагание (2 мин).
Цель (озвучивается учащимися): измерение коэффициента трения скольжения. Задачи (озвучиваются учащимися с помощью наводящих вопросов учителя): 1) ознакомиться с теорией определения коэффициента трения. 2) провести эксперимент по измерению коэффициента трения . 3) сделать вывод о зависимости от .
Теория вопроса (3 мин). (Открыть стр.8 в лабораторных тетрадях) При равномерном движении на тело действуют три силы, геометрическая сумма которых равна 0.
m + = 0. Если спроецировать силы на ось Х, направив её вдоль направления силы реакции опоры , получим следующее уравнение: N = mg , т.к. mg - mg = 0 = и = tg .
Т.о., чтобы вычислить коэффициент трения , надо определить угол наклона плоскости. Из прямоугольного треугольника tg = , где h – высота наклонной плоскости, d – длина основания наклонной плоскости, тогда = .
6.Выполнение лабораторной работы (18 мин).
1) ТБ при выполнении работы. 2) Ход выполнения, прямые измерения h, d, - длина наклонной плоскости. 3) Выполнение эксперимента, расчёт = . 4) Запись вывода. 7.Д\з: стр.8 в лабораторной тетради ответить на вопросы к лабораторной работе. 8.Рефлексия (2 мин). 1) Понятны ли были цели и задачи работы? 2) Какие затруднения были при выполнении эксперимента? 3) Сможете ли повторить опыт самостоятельно? 4) Сможете ли описать физ. величину «коэффициент трения»?
9.Самооценка и оценка учителем деятельности на уроке.
Цель и задачи учителя:
Цель: помочь в проведении эксперимента по измерению коэффициента трения. Задачи: 1. Проверить, проанализировать и оценить теоретические знания по теме: «Сила трения». 2. Подвести обучающихся к постановке цели и задачам урока. 3. Оказать помощь при подготовке и выполнении работы. 4. Проанализировать и оценить качество выполнения работы.
Отрабатываемые УУД:
Умение работать с текстовой и графической информацией.
Умение кратко, чётко и грамотно формулировать цель и задачи деятельности и прогнозировать её результаты.
Отработка навыков смыслового чтения.
Отработка навыков аналитического мышления при выборе ответа из представленных возможностей.
Закрепление навыков работы с инструментами и приборами.
Умение работать в паре и распределять роли в соответствии с поставленными задачами.
Отработка умений объективно анализировать результаты своей деятельности.