План-конспект урока с применением виртуальной лабораторной работы по теме: " Изучение явления электромагнитной индукции " 9 класс
Цели урока: Общеобразовательные: изучить явление ЭМИ
Развивающие: развитие сообразительности, внимание
Воспитательные: формирование познавательного интереса,
научного мировоззрения
Ι. Оргмомент
ΙΙ. Опрос (фронтальный)
По вопросам изученной темы : «Магнитный поток»
ΙΙΙ. Открытие ЭМИ
1. История открытия ЭМИ М.Фарадеем.
2. Опыты М.Фарадея по рисункам в учебнике или демонстрации
ΙV. Виртуальная лабораторная работа
«Изучение явления электромагнитной индукции»
Цель работы - изучить явление электромагнитной индукции.
Оборудование: виртуальные: миллиамперметр, катушка-моток, магнит полосовой, реостат, соединительные провода
Ход работы
1.Техника безопасности при выполнении виртуальной работы. (учитываем)
Все соединения производи при выключенном источнике питания!
Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.
2.Выяснение условий возникновения индукционного тока.
1.Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра, щёлкая левой кнопкой мыши по клеммам. (Слайд №1)
2.Удерживая левой кнопкой мыши магнит, внесите его северным полюсом в катушку. (Слайд №2)
Затем проделайте то же самое с южным полюсом. (Слайд №3)
2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, отметьте, возникал ли индукционный ток, если:
в неподвижную катушку вводить магнит,
из неподвижной катушки выводить магнит,
магнит разместить внутри катушки, оставляя неподвижным.
3. Выясните, как изменялся магнитный поток Ф, пронизывающий катушку в каждом случае. Сделайте вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.
3. Изучение направления индукционного тока.
1.О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра.
Проверьте, одинаковым ли будет направление индукционного тока, если:
вводить в катушку и удалять магнит северным полюсом; (Слайд№1)
вводить магнит в катушку магнит северным полюсом и южным полюсом. (Слайд №2,3)
2.Выясните, что изменялось в каждом случае. Сделайте вывод о том, от чего зависит направление индукционного тока.
4. Изучение величины индукционного тока.
1.Приближайте магнит к неподвижной катушке медленно и с большей скоростью, отмечая, на сколько делений N1. отклоняется стрелка миллиамперметра.
2. Приближайте магнит к катушке северным полюсом. Отметьте, на сколько делений N2 отклоняется стрелка миллиамперметра.
3.Выясните, как изменялся магнитный поток в каждом случае. Сравните N1 и N2. Сделайте вывод, от чего зависит величина индукционного тока.
5. Система катушек.
1. Соберите следующую установку (Слайд № 4)
2. Проверьте возникает ли в катушке 1 (на амперметр) индукционный ток в следующих случаях:
- при замыкании и размыкании цепи с катушкой 2 (Слайд №5)
- при протекании через катушку 2 постоянного тока
- при изменении силы тока реостатом (Слайд № 6)
V. Итоговое повторение
1. В чём состоит суть явления ЭМИ?
2. Почему датский физик Колладон не открыл явление ЭМИ?
VΙ. Д/з ξ 49 упр 39 (1,2)