План-конспект урока "Биологическое действие радиации"
План-конспект урока "Биологическое действие радиации"
Урок знакомит учащихся с видами ионизирующих излучений с негативным воздействием радиации на живые существа, с основными радиологическими величинами и их единицами измерения. Развивает способности учащихся анализировать, обобщать полученные знания, делать необходимые выводы между положительными и отрицательными факторами влияния радиации на живой организм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Биологическое действие радиации"»
Выполнила: Балашова Т.П.,
учитель физики МОУ ГСОШ
г. Калязина Тверской области
Тема урока:
«Биологическое действие радиации.
Лабораторная работа № 8 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».
Урок составлен на основе программы для образовательных учреждений: Физика. 7-9 кл.// Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. Под редакцией А. В.Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник – М., «Дрофа», 2012 г.
познакомить учащихся с видами ионизирующих излучений, с негативным воздействием радиации на живые существа, с основными радиологическими величинами и их единицами измерения.
Развивать способности учащихся анализировать, обобщать полученные знания, делать необходимые выводы между положительными и отрицательными факторами влияния радиации на живой организм.
Развивать умения: применять полученные знания в нестандартной ситуации, работать с физическими приборами.
Задачи урока:
обучающие:
- раскрыть физическую сущность процесса ионизации;
- объяснить причину негативного воздействия радиации на живые существа;
Прочитайте п. 61 учебника1 и дайте ответы на вопросы:
Что такое доза излучения?
Чему (в рентгенах) равен естественный фон радиации?
Чему (в рентгенах) равна предельно допустимая за год доза излучения для лиц, работающих с радиоактивными препаратами?
Что поражается радиоактивными излучениями в первую очередь?
Где мы получаем радиоактивные излучения?
Приложение 2
Опережающее домашнее задание
1.Банановый эквивалент4
Банановый эквивалент — понятие, применяемое сторонниками ядерной энергетики для характеристики активности радиоактивного источника путём сравнения с активностью калия-40, содержащегося среди других изотопов калия в обычном банане. Многие пищевые продукты от природы радиоактивны из-за содержащегося в них калия-40. В грамме природного калия происходит в среднем 32 распада калия-40 в секунду (32 беккереля, или 865 пикокюри). Банановый эквивалент определяется как активность вещества, вводимого в организм при съедании одного банана. Утечки радиоактивных материалов на ядерных электростанциях зачастую измеряются в крошечных единицах вроде пикокюри (одной триллионной части кюри). Сравнение этой активности с активностью радиоизотопов, содержащейся в банане, позволяет интуитивно оценить степень радиоактивной опасности таких утечек. Но из-за разных дозовых коэффициентов радиоактивных изотопов, такое сравнение непригодно для оценки действительного уровня риска. Средний банан содержит около 0,42 грамма калия. Радиоизотопы, содержащиеся в бананах, имеют активность 3520 пикокюри на килограмм веса (130 Бк/кг) или примерно 520 пикокюри (19 Бк) в 150-граммовом банане. Эквивалентная доза в 365 бананах (один банан в день в течение года) составляет 3,6 миллибэра или 36 микрозивертов. Радиоактивность бананов неоднократно вызывала ложные срабатывания детекторов ионизирующей радиации, используемых для предотвращения незаконного ввоза радиоактивных материалов в США.
2.Перечень продуктов в рационе человека для ежедневной защиты от естественной радиоактивности5
В питании следует ориентироваться на употребление повышенного количества овощей и фруктов, содержащих природные витамины, пектины, клетчатку, другие важные питательные биологические вещества. Это морковь, ягоды калины, малины, крыжовника, яблоки, бананы, плоды черной бузины, брусника, боярышник, ежевика, облепиха, баклажаны, гречиха, ламинария, сухофрукты (изюм, курага, чернослив), сельдерей, слива, помидоры. Полезно обильное питье.Целесообразно немного изменить рацион продуктов питания, добавив в него продукты, богатые витаминами А, Е, С, Р, группы В. Так, витамин А можно пополнить, если больше употреблять в пищу печень рыб, молоко, яичный желток, сливочное масло, сметану, сливки, сыры. Источником витамина Е может быть неочищенное растительное масло, подсолнечное, кукурузное, облепиховое, соевое, масло шиповника. Витамин С в больших концентрациях содержится в шиповнике, смородине, моркови, цитрусовых, зеленом горошке, укропе, цветной капусте. Рекомендуется включить дополнительно в пищевой рацион сгущенное молоко, плавленые и твердые сыры, говядину и яйца, кальцинированный хлеб. При выборе растительных продуктов можно обратить внимание на овощи и фрукты, богатые витаминами и минеральными солями, такие как абрикосы, айва, вишня, виноград, малина, черешня, петрушка.
3Лекарственные растения Тверской области против радиации6
Избавиться от уже накопившейся в организме радиации помогут различные лекарственные растения. Наиболее перспективным в этом смысле считается подорожник большой (семижильник). Подорожник большой рекомендуется применять в виде сока – по 1 стололовй ложке 3 раза в день до еды. При использовании подорожника следует избегать его термической обработки, зато можно заквасить или приготовить из него салат. В этом случае лечебной нормой будет 0,5 стакана свежих листьев в день.
Успешно борется с радиацией одуванчик лекарственный. Целебными у него считаются и соцветия, и листья, и корни, и сок. Обычно листья одуванчика перед употреблением полчаса вымачивают от горечи в соленой воде, а затем квасят или делают салат. Лечебной нормой считается 0,5 стакана листьев и 50-100 г сока в день.
Помогает выведению из организма радионуклидов и белокочанная капуста. Можно принимать капустный сок (по 2 столовые ложки 3 раза в день до еды), есть салат из свежей или квашеной капусты. Кроме капусты из овощей очень эффективна красная свекла (можно приготовить из нее салат или сок, потушить или пожарить), морковь.
Приложение 3
Карточка – задание 2
Инструкция по выполнению и оформлению работы
1.Ознакомьтесь с инструкцией по использованию индикатора радиоактивности РД 1503.
2. Соблюдая меры предосторожности, измерьте уровень радиоактивного излучения в пяти разных местах заданного помещения.
Название помещения _________________________
Результаты измерений записать в таблицу 1.
Таблица результатов измерений Таблица 1.
№ измерений
Время
Уровень
мкЗв/ч
мкР/ч
1
10с
2
10с
3
10с
4
10с
5
10с
Среднее значение
4.Вычислить среднее значение.
5.Сравните полученное значение фона с величиной естественного фона, принятой за норму:
наиболее безопасный уровень внешнего облучения тела человека – 0,2мкЗв/ч или 20 мкР/ч;
верхний предел допустимой мощности дозы – примерно 0.5 мкЗв/час или 50 мк.
6.Сделайте вывод ___________________________
7* Вычислите значение дозы ионизирующих излучений, которую человек получит в течение года, сопоставьте со значением, безопасным для здоровья человека.
Приложение 4
Инструкция работы с индикатором радиоактивности
1.Оберегайте дозиметр от удара и сырости.
2.Не допускайте попадания на дисплей агрессивных химических веществ.
3.Не проводите обследования при включённых ионизаторах.
4. Не оставляйте индикатор на продолжительное время под воздействием прямого солнечного света.
Внимание! Если изделие зафиксировало мощность дозы более 1,20мкЗв/ч, следует срочно покинуть эту зону и обратиться в государственно-эпидемиологическую службу Минздрава РФ.