Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока на тему «Архимедова сила»»
План-конспект открытого урока на тему
«Архимедова сила»
Ход урока
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока (планируемые результаты):
Предметные: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, вывести формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения закона на практике.
Метапредметные.
Регулятивные: формировать умения: самостоятельно формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, осуществлять самоконтроль, самооценку, рефлексию способов и условий познавательных действий.
Познавательные: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, используя для этого необходимые приемы мышления; умения обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям. Приобретение опыта по осуществлению основных этапов самостоятельной поисковой познавательной деятельности.
Коммуникативные: развиватьумение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися класса, работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение, учитывать мнения других и вести дискуссию, развивать навыки грамотной речи.
Личностные: формировать действие смыслообразования (установление связей между целями и мотивами), готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, в III век до н.э., в Древнюю Грецию, г.Сиракуза. В то время правил царь Гиерон II. Вы спросите, «зачем мы туда отправляемся?», так вот, наш путь лежит к одному мудрецу, другу царя Гиерона II.
(слайд 1 – г.Сиракуза),
(слайд 2 – мультфильм 1)
Учитель: Жил с Сиракузах мудрец…
Был он другом царя Гиерона….
- А как его звали, мы узнаем, отгадав кроссворд.
Последуем совету Аристотеля:
(слайд 3 – высказывание Аристотеля)
«Сперва собрать факты и только после этого связать их мыслью»
Аристотель
Актуализация знаний
(Слайд 4, 5, 6 – кроссворд)
Ребята, у каждого у вас есть список вопросов для кроссворда. (Кроссворд прикреплен на доске на ватмане)
Кроссворд (повторение):
П
а
с
к
А
л
ь
д
и
н
а
м
о
м
е
т
р
в
в
е
р
х
ф
и
з
и
к
а
о
б
ъ
ё
м
в
е
с
д
а
в
л
е
н
и
е
Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)
Каким прибором измеряют силу (динамометр)
Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)
Наука о природе (физика)
Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)
Какая сила действует на опору или подвес? (вес)
А ну-ка быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости… (давление)
Проблемная ситуация
Учитель: Что получилось по вертикали в выделенных клетках?
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далёкий век.
Ученик: Архимед
Учитель: Вот мы и узнали имя мудреца, друга царя – это (портрет) Архимед.
(слайд 7 –Архимед)
Учитель: Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались – корона!
Учитель: Правильно, ребята, это корона. А как связаны Архимед, царь и корона мы сейчас узнаем. (Слайд 4 – отрывок из мультфильма «Коля, Оля и Архимед»)
(слайд 8 – мультфильм 2)
Учитель: И задумался ученый,
Что известно? ВЕС короны,
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
Учитель: Как же это возможно?
(ребята отвечают: нужно взять мензурку, налить воды, замерить объём воды (уровень жидкости), опустить тело в мензурку, уровень воды поднялся, замерить объём уровня воды, разность этих значений и будет объёмом тела)
Учитель: Архимед именно так и сделал, но как же он доказал, что действительно корона из чистого золота или нет? (учащиеся отвечают)
Так как Архимед был мудрецом, то он нашёл решение на вопрос царя, сделав открытие .
- А у нас, как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы, таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о действии жидкости и газа на погружённое в них тело. Для того, чтобы мы могли полноценно дальше работать, нам необходимо сформулировать тему и цели сегодняшнего урока. Пожалуйста…
Ученики: Тема урока «Закон Архимеда» или «Сила Архимеда»
(слайд 9 – название темы урока)
ребята записывают в свою тетрадь.
Наша цель: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения закона на практике.
Следуя цели, ставим себе задачи на урок:
(слайд 9. 10 - цель и задачи)
Ученики:
Экспериментально определить величины, от которых зависит сила Архимеда;
Вывести формулу для количественного расчёта силы Архимеда;
Научиться применять полученные знания при решении простейших задач на определение силы Архимеда.
Учитель: Тема урока определена, цели и задачи намечены. Приступаем к их выполнению.
Проблемное изучение нового материала
Учитель: На прошлом уроке вы изучали действие жидкости и газа на погружённое в них тело. (читаю стих: «Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч».
(бросаю в аквариум с водой мяч)
Учитель: Почему мяч всплыл на поверхность? (ученики отвечают)
Учитель: Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Будем называть её выталкивающей. Опустимв тот же аквариум металлический шарик. Тело утонуло, действует ли выталкивающая сила в этом случае? (ученики отвечают: на оба шарика действует выталкивающая сила, но она разная по числовому значению, поэтому один шарик находится на поверхности воды, а второй наполовину погружён в воду)
Учитель: (слайд 11 – высказывание)
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,
рождённых только воображением»
М.В.Ломоносов
Учитель: Проведём опыт (учитель демонстрирует опыт) (слайд - опыт) :
Опыт: К пружине подвешивают небольшое ведёрко и тело цилиндрической формы. Растяжение пружины отмечается стрелками на штативе. Она показывает вес тела в воздухе. Приподняв тело, под него подставляем отливной сосуд, наполненный жидкостью до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в жидкость. При этом часть жидкости, объём которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. В данном случае на тело, наряду с силой тяжести, действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости. Если в ведёрко вылить жидкость из стакана (т.е. ту, которую вытеснило тело), то указатель пружины возвратиться к своему начальному положению.
Учитель: Из этого опыта мы видим, что вес тела уменьшается на величину, равную весу вытесненной воды. Эту взаимосвязь заметил и Архимед.
(слайд 12 – мультфильм 3)
Учитель: Теперь сформулируем закон Архимеда (работа с учебником)
Откроем учебник на стр.147 и найдём формулировку закона Архимеда.
(слайд 13 – формулировка закона Архимеда):
На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погружённой части тела. (ребята записывают в тетрадь формулировку закона)
Учитель: Силу, выталкивающую погружённое в жидкость тело, Fвыт называют так же архимедовой силой FА. (слайд – Fвыт = FА )
Fвыт = FА
(ребята записывают в тетрадь)
Физкультминутка
(слайд 14)
Учитель:
- Давайте сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось.
Встали.
Постоим на одной ноге, на другой.
Встали на цыпочки, потянулись.
Как изменилось давление на пол? (увеличилось)
Молодцы! Садитесь.
Учитель: А теперь вам предстоит выяснить, от каких величин зависит архимедова сила.
Работа в группах (по 4 ученика, две соседние парты на ряду объединяются)
(Слайд 15 – эксперимент)
Учитель: Проведём работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос эксперимента. Выберите капитана группы, распределите роли в своих группах.
А перед началом выполнения заданий хочу вам напомнить технику безопасности на уроке физики при работе со стеклянными приборами.
Задание первой группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема и разной плотности (алюминиевый и медный цилиндры), нить.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= _____ Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде. Р2=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр.
Р1 - Р2=_____Н
2 ученик: Определить вес медного цилиндра в воздухе. Р3=_____Н
3 ученик: Определить вес медного цилиндра в воде. Р4=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на медный цилиндр.
Р3 - Р4 =______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности тела.
Задание второй группе
Определите зависимость архимедовой силы от объема тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема (алюминиевые цилиндры), динамометр, нить.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес большого цилиндра в воздухе. Р1=_____Н
3 ученик: Определить вес большого цилиндра в воде. Р2=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на большой цилиндр.
Р1 –Р2=______Н
2 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воздухе. Р3=______Н
3 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воде. Р4=______Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на маленький цилиндр.
Р3 –Р4= ______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от объема тела.
Задание третьей группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной водой и соленой водой, шар.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес шара в воздухе. Р1= ______Н
3 ученик: Определить вес шара в пресной воде. Р2=______Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на шар в пресной воде.
Р1 – Р2 =______Н
2 ученик: Определить вес шара в воздухе. Р1=______Н
3 ученик: Определи вес шара в соленой воде. Р3=______Н
4 ученик: Найди архимедову силу, действующую на шар в соленой воде.
Р1- Р2 =______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Определите зависимость архимедовой силы от глубины погружения.
Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой, алюминиевый цилиндр.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1=______Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 5 см. Р2=____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр в воде.
Р1 – Р2 =______Н
2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1 =_____ Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 10 см. Р3=___Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр во втором случае.
Р1 – Р3 =_____Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от глубины погружения тела.
Задание пятой группе
Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусочек пластилина.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму куба и определить вес пластилина в воздухе. Р1=_____ Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р2 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина. Р1 – Р2 = _____Н
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму шара и определить вес пластилина в воздухе. Р3______Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р4=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р3 - Р4=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от формы тела.
Задание шестой группе
Определите зависимость архимедовой силы от объёма погружённой части.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, алюминиевый цилиндр.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес цилиндра в воздухе. Р1=_____ Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/4 объёма и определите вес. Р2 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр. Р1 – Р2 = _____Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/2 объёма и определить вес.
Р3 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р1 – Р3=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила ………………………………….от объёма погружённой части
После получения результатов представители от каждой группы выходят к доске и свои выводы крепят с помощью магнитов на доску к заранее приготовленной схеме.
(слайд 16 схема зависимости)
Архимедова сила
не зависит от:
зависит от:
1) формы тела
2) плотности тела
3) глубины погружения
1) объема тела
2) плотности жидкости
3) объёма погружённой части
Учитель: Молодцы! А теперь после выяснения, от чего же зависит архимедова сила, мы с вами выведем формулу для расчёта этой силы.
Закон Архимеда гласит: Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, равна весу жидкости в объёме этого тела, т.е.
Fвыт = FА = Рж = mж g = ρж VТ g
FА = ρж VТ g
(слайд 17 – формула) –
ребята записываю в тетрадь
(слайд 18 – производные формулы)
ρж = VТ = g =
Применение: 1. Плавание судов;
2. Водолазы;
3. Рыбы и все морские жители;
4. Воздухоплавание;
5. Птицы
Первичное закрепление нового материала
Учитель: Решим качественную задачу 1 :
Корабль из устья Волги переходит в Каспийское море. Как изменится при этом выталкивающая сила, действующая на корабль? (она увеличится, т.к. плотность пресной воды в реке Волга 1000 кг/м3, а в Каспийском море – 1030 кг/м3)
Учитель: Решим задачу 2:
(слайд 19, 20 – условие задачи)
Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м3 .
Дано:Решение:
VТ = 1,6 м3 FА = ρж VТ g
g = 9,8 Н/кг FА = 9,8 Н/кг 1030 кг/м3 1,6 м3 = 16480 Н ≈ 16,5 кН.
ρж = 1030 кг/м3 Ответ: FА = 16,5 кН
FА - ?
Задача 3: На болт, погруженный в машинное масло, действует выталкивающая сила FА = 18 мН. Определите объем болта. (плотность машинного масла – 900 кг/м3)
Дано: Решение:
FА = 18 мН
ρж = 900 кг/м3 VТ = VТ =
g = 9,8 Н/кг
VТ - ?
(слайд – 21 – тест)
Тест ________________________________________________________
№
Вопрос
Варианты ответов
Ответ
1
На какое тело действует большая архимедова сила?
А) На первое Б) На второе В) На оба тела одинаковая
2
На какое тело действует меньшая выталкивающая сила?
А) На третье Б) На второе В) На первое
3
На какое тело действует большая архимедова сила?
А) На первое Б) На второе В) На третье
4
К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт?
(плотность воды – 1000 кг/м3,
плотность спирта – 800 кг/м3)
А)Перевесит цилиндр в спирте Б)Перевесит цилиндр в воде В) Не нарушится
5
Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3
А) 10Н Б) 100Н В) 1000Н
6
Архимедова сила определяется формулой:
А) FА = ρтVж g Б) FА = ρжVТ g
В) FА = ρV g
Учитель: А теперь обменяйтесь своими тестами и сделаем взаимопроверку.
(слайд 22 – взаимопроверка)
Домашнее задание
(слайд – 23 домашнее задание)
§ 51 с.146
кто любит читать – с.150
кто не любит считать – упр.26 (2)
кто любит считать – упр.26 (4)
кто любит творчество – упр.26 (5)
кто любит экспериментировать – упр.26 (6)
Рефлексия
Учитель: Наше путешествие подходит к завершению. Нам нужно возвращаться обратно, в наш 21 век. Итак, …. . Благодаря методу исследования вы совершили научное открытие. Вы по-другому взглянули на те предметы, которые мы часто используем в жизни. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному, и сегодня мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
(Слайд 24 – рефлексия)
Оцени работу:
Что вы узнали нового на уроке?
Для меня это важно и интересно…
Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
Для меня было не достаточно…
Моя оценка атмосферы урока…
Итог урока: Итак,
С какой силой мы сегодня познакомились на уроке? (Архимедовой)
Какова формула для расчёта этой силы? (FА = ρжVТ g)
От каких величин она зависит? (плотности жидкости , объёма тела)
- Сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока, и наше путешествие ему совсем не понравилось.
Сделайте два хлопка те, кто понял частично.
Похлопайте те, кто хорошо понял тему.
- А я аплодирую всем вам, потому что мне с вами было интересно сегодня работать.
Спасибо за работу на уроке!
слайд 25
Мне сегодня было очень приятно с вами работать.
Опыт: яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему? Об этом вы узнаете на следующем уроке!