План-конспект урока физики по теме "Электромагнитное поле"
План-конспект урока физики по теме "Электромагнитное поле"
Данный план-конспект разработан для обучающихся 9 класса изучающих физику на базовом уровне и соответствует учебнику "Физика. 9 класс" авторов А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Слдержит цели, структуру урока, описание средст и методов обучения. В ходе урока деятельность учителя и обучающихся разделены.
Для актуализации знаний обучающихся используется тестирование по вариантам, изучение нового материала проводится в виде эвристической беседы, а для закрепления материала дети самостоятельно должны заполнить сравнительную таблицу.
Для удобства учителя добавлен раздел "У учеников в тетрадях должно быть".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока физики по теме "Электромагнитное поле" »
Учитель физики МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
Кокорина Александра Владимировна
Класс: 9
Предмет: Физика.
Дата проведения:
Тема: “Электромагнитное поле (ЭМП) ”.
Тип: комбинированный урок.
Цели урока:
образовательные:
- поверить ранее полученные знания;
- обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание понятия «электромагнитное поле», взаимосвязи электрического и магнитного полей;
- организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученной информации;
воспитательные:
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
развивающие:
- развитие умений творчески подходить к решению самых разнообразных задач;
- развитие умений действовать самостоятельно;
Средства обучения:
- доска и мел;
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный.
Структура урока (этапы):
организационный момент (2 мин);
актуализация опорных знаний(10 мин);
изучение нового материала (17 мин);
проверка понимания полученной информации (8 мин);
подведение итогов урока (2 мин);
информация о домашнем задании (1 мин).
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- приветствие “Здравствуйте ребята”.
- фиксация отсутствующих “Кто сегодня отсутствует?”
- здороваются с учителем “Здравствуйте”
- дежурный называет отсутствующих
- физический диктант
“На столах у вас лежат чистые листы, подпишите их и укажите номер варианта, на котором вы сидите. Я буду диктовать вам вопросы по одному сначала для 1-го, потом для 2-го варианта. Будьте внимательны ”
“Теперь передайте свои работы на первые парты. Кто не справился с заданием?” (разобрать вопросы, вызвавшие затруднения)
- подписывают работы
- отвечают на вопросы
Ответы:
1.1 движущимися зарядами
1.2 магнитными линиями
2.1 искривлены, их густота меняется
2.2 параллельны друг другу, расположены с одинаковой частотой
3.1 B = F / (I · l), Тл
3.2 линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с направлением вектора магнитной индукции
4.1 направление линий магнитного поля
4.2 направление силы, действующей на проводник
5.1 при изменении м.п., пронизывающего контур замкнутого проводника, в проводнике возникает ток
5.2 ток, периодически меняющийся во времени по модулю и направлению
- беседа с классом:
“Тема нашего урока записана на доске. А кто мне скажет, в каком году и кем было открыто явление ЭМИ?”
“В чём оно заключается?”
“При каких условиях в проводнике протекает ток?”
“Значит можно сделать вывод, что переменное м. п., пронизывающие замкнутый контур проводника, создаёт в нём э.п., под действием которого и возникает индукционный ток”.
- объяснение нового материала:
“Опираясь на этот вывод, Джеймс Клерк Максвелл в 1865 создал сложную теорию ЭМП. Мы с вами рассмотрим только её основные положения. Записывайте”.
Основные положения теории:
1.Всякое изменение со временем м.п. приводит к возникновению переменного э.п.
2. Всякое изменение со временем э.п. приводит к возникновению переменного м.п.
3. Эти порождающие друг друга переменные э.п. и м.п. образуют ЭМП.
4. Источник ЭМП – ускоренно движущиеся заряды.
5. (на следующем уроке)
“Вокруг зарядов, движущихся с постоянной скоростью создаётся постоянное м.п. Но если заряды движутся с ускорением, то возбуждаемое ими м.п. периодически меняется.
Переменное э.п. создаёт в пространстве переменное м.п., которое в свою очередь порождает переменное э.п. и т.д.”
Переменное э.п. – вихревое.
- отвечают устно на вопросы учителя
“Майкл Фарадей, в 1831 году”
“при изменении м.п., пронизывающего контур замкнутого проводника, в проводнике возникает ток”
“ если в нём есть э.п.”
- записывают в тетради, что диктует учитель
“Теперь начертите в тетрадях таблицу как на доске. Заполним её вместе”
поле
парам.
сравнения
вихревое
электростатическое
характер
периодически изменяется со временем
не меняется со временем
источник
ускоренно движущиеся заряды
неподвижные заряды
силовые линии
замкнуты
начинаются на “+”; заканчиваются на “-”
- чертят таблицу и заполняют вместе с учителем
- обобщение и систематизация:
“Итак, с каким важным понятием вы познакомились сегодня на уроке? Правильно, с понятием ЭМП. А что вы про него можете сказать?”.
- рефлексия: «у кого возникли трудности в понимании материала?»
-оценка поведения и успеваемости отдельных учащихся на уроке.
- отвечают на вопросы
- информация о домашнем задании
“§51, подготовиться к контрольной работе. Урок окончен. До свидания”.
- записывают домашнее задание
- прощаются с учителем: “До свидания”.
У учеников в тетрадях должно быть:
Тема: “Электромагнитное поле (ЭМП) ”.
1856 год – Дж. Кл. Максвелл создал теорию ЭМП.
Основные положения теории:
1.Всякое изменение со временем м.п. приводит к возникновению переменного э.п.
2. Всякое изменение со временем э.п. приводит к возникновению переменного м.п.
3. Эти порождающие друг друга переменные э.п. и м.п. образуют ЭМП.