Тема урока: Условия плавание тел. Ареометры.
Цели урока:
Используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет вовлечен в процесс познания.
Задачи урока:
выяснение условия плавания тел в жидкости
развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности,
умения проводить физический эксперимент воспитание самостоятельности, адекватной самооценки
Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:
Объяснять условия плавания тел в жидкости.
Проводить эксперимент и на его основе делать выводы.
Определять с помощью таблиц плотностей поведение тел, помешенных в жидкость.
Объяснять назначение и принцип действия ареометра.
Сконструировать простейший ареометр.
Решать качественные задачи, используя условия плавания тел.
Ход урока: Организационный момент.
- Добрый день всем! Дорогие ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. В классе присутствуют гости. Во всём же остальном всё, как всегда. Поэтому глубоко вздохнули! Расправили плечи! Прошу садиться!
- Мы продолжаем изучение темы «Давление жидкости и газа» и сейчас я предлагаю немного вспомнить пройденное.
Повторение:
Вашему вниманию тест «Я утверждаю…», а вы, как всегда, соглашаетесь со мной или нет. Перед вами на столах лежат листочки. Подпишите их. И если соглашаетесь с моим утверждением, то против номера вопроса ставите «Да», если не соглашаетесь – ставите «Нет». Итак, ВНИМАНИЕ!
Я утверждаю что, давление, производимое на жидкость, передается по всем направлениям без изменения. ( Да)
Я утверждаю что, давление жидкости, на которую действует сила тяжести, зависит от высоты столба жидкости и ее плотности. (Да)
Я утверждаю что, уровень в чайнике ниже уровня воды в его носике. (Нет)
Я утверждаю что, на тело, погруженное в жидкость, действует только одна сила, это сила тяжести. (Нет)
Я утверждаю что, силу, выталкивающую погруженное в жидкость тело, называют архимедовой силой. (Да)
Проверим…
(Проверка ответов по слайду, слайд 1).
I этап. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Страница 1.
Тому, кто знает физику,
Нетрудно дать ответ:
Почему летает спутник,
А мы с вами – нет?
Почему в жидкости легче тело?
Нам до всего есть дело –
До всех в природе чудес.
Учитель задает учащимся вопрос.
Вопрос: Почему вес тела в воздухе больше веса тела в жидкости?(слайд 2)
Учащиеся отвечают на вопрос.
Маркером делают рисунок с изображением сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.
Учитель задает вопрос.
Вопрос: Как поведет себя тело, опущенное в жидкость? (слайд2)
Учащиеся отвечают на вопрос.
Проблемный вопрос:
Вопрос: Как будет вести кусок пластилина, если его поместить в воду?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Вопрос: Как будет вести лодочка, сделанная из этого куска пластилина, если её поместить в воду?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель проводит демонстрационный эксперимент:
1) шар-лодочка из пластилина, их поведение в воде;
2) вода, насыщенный раствор соли и картофель, показывая расположение тела в жидкости.
Учитель предлагает назвать формы поведения тела в жидкости и выделить из них ту, которая имеет наибольшее практическое значение и чаще наблюдается в окружающем мире.
Учащиеся в тетрадях и маркером на доске делают рисунок с изображением сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.
Высказывая свою точку зрения, формулируют тему урока .
Учитель опускает шторку и объявляет задачи урока (слайд 4)
II этап. Изучение нового материала.
Экспериментальная работа. (слайд 5) Слайды показываются вместе.
Учитель делит класс на 2 группы, так как класс небольшой для проведения фронтального эксперимента по выяснению условий плавания тел в жидкости. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с данными приборами и материалами.
Каждая группа решает задачу в зависимости от предложенного оборудования:
комплект №1:измеряют вес тела в воздухе и вес вытесненной воды и, сравнивая их, делают вывод о положении пробирки-поплавка, устанавливая зависимость поведения тела в жидкости в зависимости от соотношения сил тяжести и архимедовой.
комплект №2:наблюдают за поведением тел, опуская их в воду, затем перенося их в насыщенный раствор соли, устанавливая зависимость поведения тела в жидкости в зависимости от соотношения плотности сплошного тела и жидкости.
Для проверки и обобщения результатов экспериментальной деятельности учащиеся с помощью электронного маркера заполняют таблицу на слайде№ 6, затем выполняют её в тетради.
Учитель предлагает дополнительное задание для учеников, быстро выполнивших основное задание: провести наблюдение за поведением одинаковых шариков из парафина и пробки в воде и сделать вывод о зависимости глубины погружения тела от его плотности.
Учитель:
Оценивает ответы, затем показывает практическое применение полученных самостоятельно учащимися знаний на практике - знакомит их с устройством и принципом действия ареометра - прибора для определения плотности жидкости. На доске маркером записывает определение ареометра.
Показывает флеш-ролик «Ареометр» (слайд7)
Учитель опускает шторку и рассказывает о том, как можно самим изготовить прибор. (слайд 8)
III Решение задач.
Учитель, используя инструмент «шторка» на слайде 8, предлагает ответить на вопрос: «Как расположатся в сосуде не смешивающиеся жидкости: керосин, вода, растворитель?
Проверяет их ответ на слайде, открывая «шторку». (Слайд 9)
Затем предлагает определить, как расположатся в сосуде шарики из пробки, парафина и стекла, перетаскивая их в сосуд и правильно располагая.
Учащиеся работают у доски и в тетрадях.
IV этап. Рефлексия.
Учитель возвращается к результатам эксперимента, закрепляя полученные знания (слайд 10)
VI этап. Самостоятельная работа.
При наличии времени проводится обучающая самостоятельная работа по слайдам 11, 12,13.
V этап. Постановка домашнего задания. (слайд 14)
Домашнее задание
§ 45, 46, упражнение 26 (2,3,4)
Придумайте простой опыт, с помощью которого вы смогли бы сравнить плотность ученической резинки (ластика) с плотностью воды. Проделайте этот опыт и перепишите приведенный ниже вывод, заполнив пропуски.
Плотность ученической резинки … плотности воды, так как …
6