kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение уровня развития словесно-логического мышления на уроках физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время происходят изменения во всех сферах общества, которые существенно влияют на систему обраования.Приорететом для школьного курса фиики является познавательная деятельность школьников. В статье приведены несколько субтестов для проверки словесно-логического мышления на уроках физики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение уровня развития словесно-логического мышления на уроках физики. »

Определение уровня развития словесно-логического мышления на уроках физики.


Расцветаева Оксана Владимировна,

учитель физики высшей категории, магистр педагогического образования.


«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

М.Монтень


В настоящее время происходят изменения в социальной, экономической, культурной жизни общества, которые существенно влияют на систему образования. Социальный заказ общества, заключающийся, прежде всего в требовании формирования активной, самостоятельной, культурной личности в условиях школы, изменил отношение педагогической общественности, как к содержанию образования, так и к системе методов и средств обучения.

Приоритетом для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность.

Школа ищет новые пути и формы обучения физике. Одним из главных путей совершенствования физического образования российских школьников является интеллектуальное развитие учащихся, позволяющее им выполнять логические мыслительные операции и устанавливать причинно-следственные связи при решении не только учебных, но и жизненных задач.

Эффективность и качество работы педагога и школы определяется в первую очередь тем, насколько реально выпускник подготовлен для дальнейшего образования. Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в школе за счет «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» (ФГОС, п. 22), основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве школьников с учителем и одноклассниками. Указанными характеристиками обладают технологии проблемного обучения, которые могут быть использованы для развития познавательных УУД у школьников.

Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения: развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений; умение описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, а также применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

В связи с тем, что методика сформированности познавательных УУД в среднем звене общеобразовательных школ на сегодняшний день практически отсутствует, я предлагаю один из элементов данной методики формирования словесно – логического мышления, составной части познавательных УУД. Предлагаю вам несколько тестов по физике для проверки уровня развития словесно-логического мышления (познавательные УУД)

Программа составлена на основе методического пособия  Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в среднем звене.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

Определение уровня развития словесно-логического мышления


(Познавательные УУД)

Цельизучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.


1 субтест

Инструкция:  Какое слово или словосочетание из пяти подходит к приведенной части фразы?



  1. Диффузия не наблюдается при растворение веществ, при распространении запаха, при слипании свинцовых цилиндров, при износе одежды, при спайке металлических деталей.

  2. Вольтметр – это…оптический прибор, электрический прибор, механический прибор, двигатель, тепловой прибор.

  3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое – это …нагревание, плавление, конденсация, отвердевание, кипение.

  4. Раздел физики, изучающий световые явления, - это… механика, динамика, колебания, акустика, оптика.

  5. Одинаковыми по смыслу являются слова кристаллизация и…плавление, кипение, отвердевание, таяние, нагревание.

  6. Противоположным к слову парообразование будет слово… испарение, кипение, конденсация, нагревание, плавление.

  7. Время одного полного колебания называется… частота, период, амплитуда, скорость, смещение.

  8. Электрическая мощность измеряется в … вольтах, амперах, теслах, омах, ваттах.

  9. Изменение направления распространения света на границе двух сред – это отражение, поглощение, преломление, рассеяние, дифракция.

  10. Выигрыш в силе нельзя получить с помощью рычага, наклонной плоскости, неподвижного блока, подвижного блока, клина.


2 субтест

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.


  1. Килограмм, секунда, метр, масса, ньютон.

  2. Таяние, кипение, электризация, испарение, плавление.

  3. Молекула, атом, тело, частица, электрон.

  4. Протон, нейтрон, электрон, фотон, ядро.

  5. Трение, упругость, тяжесть, тяга, нагревание.

  6. Весы, термометр, динамометр, сила, секундомер.

  7. Километр, миллиметр, сантиметр, метр, микрометр.

  8. Гром, молния, излучение, свечение, звезда.

  9. Алюминий, вода, Луна, воздух, резина.

  10. Секунда, час, год, неделя, вечер.



3 субтест

Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.


  1. Притяжение/отталкивание = Покой/бездействие, движение, равновесие, застой, полет.

  2. Весы /масса = Динамометр/упругость, тяжесть, невесомость, вес, сила.

  3. Сила /ньютон = Работа/ампер, ватт, джоуль, вольт, ом.

  4. Ножницы /металл = Тело/молекула, атом, вещество, медь, железо.

  5. Демокрит/атом = Архимед / блок, палка, рычаг, клин, винт.

  6. Сила тока/амперметр = Напряжение/ ваттметр, омметр, вольтметр, гальванометр, трибометр.

  7. Непроводдник/диэлектрик = Кристаллизация/плавление, отвердевание, нагревание,

испарение, кипение.

  1. Вес/сила = Работа/мощность, энергия, сила, путь, скорость.

  2. Масса/плотность = Путь/объем, скорость, сила, вес, ускорение.

  3. Рычаг/механизм = Отвердевание/плавление, нагревание, явление, кипение, кристаллизация.




4 субтест

Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.


  1. Килограмм, ньютон.

  2. Масса, объем.

  3. Барометр, термометр.

  4. Протон, нейтрон.

  5. Таяние, плавление.

  6. Архимед, Демокрит.

  7. Амперметр, вольтметр.

  8. Движение, покой.

  9. Газ, жидкость.

  10. Рычаг, наклонная плоскость.


Обработка

1 субтестнаправлен на выявление общей осведомленности ученика.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия,  «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Интерпретация:

Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)

Сводная таблица данных


п/п

Ф.И.

возраст

Оценки за:

Балл

1 попытка

Балл

2 попытка

Общий балл за тест

%

успешности

Уровень успешности







1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 суьтест






1












2













3












4












5














Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться. В век глобальной информатизации ученики вынуждены усваивать и обрабатывать огромное количество поступающей информации. Учителю необходимо организовывать познавательную деятельность учащихся не на усвоение отдельных фактов и принципов, а на самостоятельную работу по отбору информации и критическому ее осмыслению.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Определение уровня развития словесно-логического мышления на уроках физики.

Автор: Расцветаева Оксана Владимировна

Дата: 01.08.2015

Номер свидетельства: 224070


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства