Определение уровня развития словесно-логического мышления на уроках физики.
Определение уровня развития словесно-логического мышления на уроках физики.
В настоящее время происходят изменения во всех сферах общества, которые существенно влияют на систему обраования.Приорететом для школьного курса фиики является познавательная деятельность школьников. В статье приведены несколько субтестов для проверки словесно-логического мышления на уроках физики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Определение уровня развития словесно-логического мышления на уроках физики. »
Определение уровня развития словесно-логического мышления на уроках физики.
Расцветаева Оксана Владимировна,
учитель физики высшей категории, магистр педагогического образования.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
М.Монтень
В настоящее время происходят изменения в социальной, экономической, культурной жизни общества, которые существенно влияют на систему образования. Социальный заказ общества, заключающийся, прежде всего в требовании формирования активной, самостоятельной, культурной личности в условиях школы, изменил отношение педагогической общественности, как к содержанию образования, так и к системе методов и средств обучения.
Приоритетом для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность.
Школа ищет новые пути и формы обучения физике. Одним из главных путей совершенствования физического образования российских школьников является интеллектуальное развитие учащихся, позволяющее им выполнять логические мыслительные операции и устанавливать причинно-следственные связи при решении не только учебных, но и жизненных задач.
Эффективность и качество работы педагога и школы определяется в первую очередь тем, насколько реально выпускник подготовлен для дальнейшего образования. Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в школе за счет «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» (ФГОС, п. 22), основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве школьников с учителем и одноклассниками. Указанными характеристиками обладают технологии проблемного обучения, которые могут быть использованы для развития познавательных УУД у школьников.
Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения: развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений; умение описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, а также применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
В связи с тем, что методика сформированности познавательных УУД в среднем звене общеобразовательных школ на сегодняшний день практически отсутствует, я предлагаю один из элементов данной методики формирования словесно – логического мышления, составной части познавательных УУД. Предлагаю вам несколько тестов по физике для проверки уровня развития словесно-логического мышления (познавательные УУД)
Программа составлена на основе методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в среднем звене.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Определение уровня развития словесно-логического мышления
(Познавательные УУД)
Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
1 субтест
Инструкция: Какое слово или словосочетание из пяти подходит к приведенной части фразы?
Диффузия не наблюдается при растворение веществ, при распространении запаха, при слипании свинцовых цилиндров, при износе одежды, при спайке металлических деталей.
Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.
Килограмм, ньютон.
Масса, объем.
Барометр, термометр.
Протон, нейтрон.
Таяние, плавление.
Архимед, Демокрит.
Амперметр, вольтметр.
Движение, покой.
Газ, жидкость.
Рычаг, наклонная плоскость.
Обработка
1 субтестнаправлен на выявление общей осведомленности ученика.
2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.
3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».
4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.
В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).
ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.
Интерпретация:
Предполагается 4 уровня успешности:
Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)
Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)
Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)
Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)
Сводная таблица данных
№
п/п
Ф.И.
возраст
Оценки за:
Балл
1 попытка
Балл
2 попытка
Общий балл за тест
%
успешности
Уровень успешности
1 субтест
2 субтест
3 субтест
4 суьтест
1
2
3
4
5
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться. В век глобальной информатизации ученики вынуждены усваивать и обрабатывать огромное количество поступающей информации. Учителю необходимо организовывать познавательную деятельность учащихся не на усвоение отдельных фактов и принципов, а на самостоятельную работу по отбору информации и критическому ее осмыслению.