Обобщительно-повторительный урок по закону сохранения импульса с использованием технологии МДО
Обобщительно-повторительный урок по закону сохранения импульса с использованием технологии МДО
Обобщительно-повторительный урок по теме:"Закон сохранения импульса" с использованием технологии МДО. Дети доказывают гипотезу о фундаментальности З.С.И. через работу в группах, каждая из которых демонстрирует и подтверждает применимость закона в живой и неживой природе, и социуме, через компетентностно-ориентированные задания. Демонстрируют информационную компетентность (сбор первичной и обработка вторичной информации, и ее публичное представление)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщительно-повторительный урок по закону сохранения импульса с использованием технологии МДО »
Конспект открытого урока по физике в технологии междисциплинарного обучения в 9 – 10 классе.
Класс: участники урока учащиеся 9 и 10 классов, кабинет № 309
Учитель: Кайгородова С.И.
Тема урока: Закон сохранения импульса – фундаментальный закон
Цель урока: создать условия для открытия учащимися фундаментальности закона сохранения импульса, его действия в жизни.
Задачи:
Предметная:
сформировать:
представление учащихся о законе сохранения импульса, как о фундаментальном законе бытия,
умение видеть проявление закона сохранения импульса во всех сферах окружающей нас действительности,
исследовательские умения при выполнении компетентностно- ориентированных заданий (КОЗы)
навыки поисковой познавательной деятельности, способности к самоанализу.
Метапредметные УУД.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, использовать ранее приобретенные знания о законе сохранения импульса в новой ситуации, анализ полученных результатов, уметь оценивать полученный результат.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий в соответствии с КОЗ, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с целью обнаружения отклонений, корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения.
Личностные УУД: формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, формирование устойчивого познавательного интереса к изучению наук о природе.
Планируемый результат: понимание фундаментальности закона сохранения импульса.
Форма организации урока: обобщительно - повторительный урок по теме:
«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение» с элементами технологии МДО. Продолжительность – 2 часа.
План занятия:
1. Мотивация. На экране видеосюжет с изображением кальмара, ракеты, реактивного самолета, шаров для демонстрации ЗСИ и фрагмента школьной жизни (Приложение №1).
Вопрос учителя:
-Что может объединять данные иллюстрации? ( Дети: импульс, ЗСИ)
Проблема: Как может проявляться закон сохранения импульса в этих сферах? ( говорят о полете ракеты, о поведении кальмара, а школа - ?). Выдвигается гипотеза.
Гипотеза: Закон сохранения импульса проявляется в живой природе, в технике и даже в социуме.
2. Актуализация знаний об импульсе и законе сохранения импульса (Тест. Приложение №2), фронтальная работа.
Переходим к работе в группах по технологии МДО (Междисциплинарного обучения). Каждая группа в составе 4 – 5 человек.
3. Поиск информации – работа в группах по сбору информации для подтверждения выдвинутой гипотезы или ее опровержения. Работа в группах по 4 направлениям:
1 группа - ИКТ технологий, компьютерный поиск информации о законе сохранения импульса (исторические справки, данные о применении в быту и технике), КОЗ №1( Приложение №3),
2 группа - Экспериментаторы (проведение и демонстрация опытов по ЗСИ и реактивному движению, комментирование полученных результатов), получают КОЗ№2 (Приложение №4),
3 группа - Аналитики (подтверждение ЗСИ через 2 и 3 законы Ньютона и решение задач на ЗСИ), КОЗ№3 (Приложение №5),
4 группа - Социологических исследований. Группа интервьюирует гостей урока, изучает предложенную литературу, обрабатывает полученные материалы (проявление закона сохранения
импульса в социальных системах: учитель – ученик, дети – родители, одноклассники, семья и социум), КОЗ №4(Приложение№6).
3. Представление.
Предъявление информации, собранной по КОЗам в различных формах : графическая информация, текстовая информация, публичное представление собранной информации, презентация результатов ( визуальное сопровождение) .
Учащиеся фиксируют итоговый продукт (результат) групповой коммуникации, могут объяснить за счет каких промежуточных результатов он был получен. Самостоятельно оценивают полученную информацию в соответствии с разработанными ими критериями. Систематизируют извлеченную информацию в рамках избранной структуры.
4. Обобщение по результатам, полученным от всех 4 групп ( см . Приложение №7)
«Закон сохранения импульса - фундаментальный закон», который выполняется в живой природе, неживой природе и в социуме.
Итог урока:
1.Все группы поработали с полной отдачей, показали свою компетентность в предметных знаниях физики по теме «Закон сохранения импульса», по МДО – тема Порядок и Системы.
2.Продемонстрировали высокий уровень коммуникативной компетенции.
3.Профориентационная составляющая; ребята попробовали себя в роли:
инженера – экспериментатора,
слесаря – сборщика,
физика – теоретика,
социального работника,
журналиста, берущего интервью,
психолога – аналитика,
специалиста ИКТ
4. К интересному выводу пришли наши Социологи: « Неважно участниками какой системы мы являемся. Жизнедеятельность любой системы будет возрастать, если ее участники не просто функционируют рядом, а всегда идут навстречу друг другу!».
Приложение 1
Приложение №3.1
Группа № 1. « Информационно - компьютерных технологий».
КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)
Компетентность: - информационная;
Аспект - планирование и поиск информации; Уровень 2
1.Введение в проблему: ЗСИ - его проявление в отдельных объектах живой природы.
Возникла необходимость в исторической панораме событий, связанных с открытием ЗСИ. Кто был первооткрывателем?
2.Формулировка задания:1) Найти в сети интернет, энциклопедиях, справочниках историческую справку об открытиях Декарта и Гюйгенса по вопросу импульса тела и закона его сохранения II закон Ньютона F=am так ли выглядела 1 редакция математического выражения этого закона;
2)Найти материал о проявлении ЗСИ в объектах живой природы (кальмары), вклад российских ученых, оказавшихся наибольшее влияние на развитие теории реактивных полетов;
3)греческий механик и математик Герон изобрел устройство, которое работало, используя принцип реактивного движения. Промышленного и технического применения во времена Герона это устройство не получило, оно так и осталось предметом светских развлечений. Что это за устройство?
в)http://demo.home.now.ru/- мир физики. Физический эксперимент.
4.Составить схему презентации по шаблону;
5.Форма предъявления результатов КОЗ - компьютерная презентация.
6.Оценка деятельности (по схеме).
Приложение №4.1
Группа № 2.«ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ».
КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)
Компетентность:- разрешение проблем;
Аспект - целеполагание и планирование деятельности; Уровень 2,
-использование ресурсов; Уровень 2
- оценка результата (продукта) деятельности; Уровень 1
- коммуникативная;
Аспект - продуктивная групповая коммуникация; Уровень 2
- информационная;
Аспект - обработка информации; Уровень 1
1.Введение в проблему: ЗСИ - его выполнениесреди объектов неживой природы.
2.Формулировка задания:1) из имеющихся приборов и подручных материалов соберите установки для демонстрации закона сохранения импульса в соответствии с инструкцией;
2)опробовать работу каждой установки, собрать и обработать информацию, приготовить к представлению и демонстрации;
3)Ответы на вопросы по тексту;
3.Источник информации и материалы для решения данной задачи:
1)Учебник по физике (базовый) 9 класс. А.В.Перышкин; Е.М.Гутник.
2)Схемы установок;
3)Прибора из кабинета физики и подручные материалы;
4)Измерительные приборы;
5)Текст. Стихи;
6)Сборник. Зачеты.
7) Схема презентации.
5.Форма предъявления результатов КОЗ
Бумажный носитель, план презентации + публичное представление(демонстрация опытов) групповой коммуникации.
6.Оценка деятельности( по схеме).
Приложение №5.1
Группа № 3.« АНАЛИТИКИ».
КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)
Компетентность:- разрешение проблем;
Аспект - целеполагание и планирование деятельности; Уровень 2.
- оценка результата (продукта) деятельности; Уровень 1
- коммуникативная;
Аспект - письменная коммуникация; Уровень 3
- публичное выступление; Уровень 2
- продуктивная групповая коммуникация;
- информационная;
Аспект - извлечение вторичной информации; Уровень 2
- обработка информации. Уровень 2-3
1.Введение в проблему: аналитическая проверка выполнения ЗСИ.
2.Формулировка задания:1) По результатам , полученным от группы экспериментаторов , и по своим собственным замерам получить аналитически подтверждение выполнения З.С.И. для случая упругого столкновения двух тел;
2) Найти изменение импульса тела при движении по окружности с постоянной по модулю скоростью.
При повороте тела за t=Т/4иt=T/2.
3)Ответить на вопросы по тексту басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
3.Источник информации и материалы:
1)Экспериментальные данные от группы №2.
2)Калькуляторы
3)Вращающийся диск;
4)Часы;
5)Текст.
4.Схема презентации.
5.Форма предъявления результатов КОЗ
Бумажный носитель, план презентации + публичное представление (демонстрация опытов) групповой коммуникации.
6.Оценка деятельности( по схеме).
Приложение №6.1
Группа № 4.« Социологических исследований».
КОЗ. (Компетентностно-ориентированное задание)
Компетентность: - разрешения проблем;
Аспект - целеполагание и планирование деятельности;
- действия по решению проблемы;
-использование ресурсов;
- оценка результата (продукта) деятельности;
- рефлексия ( оценка собственного продвижения);
- коммуникативная;
Аспект - письменная коммуникация;
- информационная;
Аспект - извлечение первичной информации;
- обработка информации;
1.Введение в проблему: ЗСИ –фундаментальный закон, который распространяется на все сущее. Его проявление в социуме.
2.Формулировка задания:1) Используя различные источники информации (СМИ, интернет, интервью у гостей урока) собрать информацию об особенностях проявления ЗСИ в социуме по аналогии с живой и неживой природой;
2)для рассмотрения принять несколько социальных групп (систем):
А) Семья (родители-дети)
Б) Одноклассники;
В) Рабочий коллектив (начальник-подчиненные, сослуживцы);
Г) Учитель-ученики;
Д) Спортивная команда;
3)Интервьюируемые тоже разделены на такие же группы и выступают во время взятия интервью в определенной роли.
4)Обработать собранную информацию и представить на бумажном носителе ( или компьютерную презентацию);
5) Оценка деятельности.
3.Информация, необходимая для решения задачи:
1)Толковый словарь русского языка (аналогия)
2)Поисковые системы интернет: www.yandex.ru; www.rambler.ru;
3)Физика в литературе;
4) Инструкционная карта;
5)Рабочий лист;
6)Интернет ресурсы: http:/physics 03.narod/ru/;
7)Физика в анимации.
Все группы подтвердили фундаментальность закона сохранения импульса. Закон справедлив в неживой, живой природе и социуме.