kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщительно-повторительный урок по закону сохранения импульса с использованием технологии МДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщительно-повторительный урок по теме:"Закон сохранения импульса" с использованием технологии МДО. Дети доказывают гипотезу о фундаментальности З.С.И. через работу в группах, каждая из которых демонстрирует и подтверждает применимость закона в живой и неживой природе, и социуме, через компетентностно-ориентированные задания. Демонстрируют информационную компетентность (сбор первичной и обработка вторичной информации, и ее публичное представление)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщительно-повторительный урок по закону сохранения импульса с использованием технологии МДО »

Конспект открытого урока по физике в технологии междисциплинарного обучения в 9 – 10 классе.



Класс: участники урока учащиеся 9 и 10 классов, кабинет № 309

Учитель: Кайгородова С.И.

Тема урока: Закон сохранения импульса – фундаментальный закон

Цель урока: создать условия для открытия учащимися фундаментальности закона сохранения импульса, его действия в жизни.

Задачи:

  • Предметная:

    • сформировать:

      • представление учащихся о законе сохранения импульса, как о фундаментальном законе бытия,

      • умение видеть проявление закона сохранения импульса во всех сферах окружающей нас действительности,

      • исследовательские умения при выполнении компетентностно- ориентированных заданий (КОЗы)

      • навыки поисковой познавательной деятельности, способности к самоанализу.

Метапредметные УУД.

  • Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, использовать ранее приобретенные знания о законе сохранения импульса в новой ситуации, анализ полученных результатов, уметь оценивать полученный результат.

  • Регулятивные: составлять план и последовательность действий в соответствии с КОЗ, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с целью обнаружения отклонений, корректировать полученные результаты.

  • Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения.

Личностные УУД: формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, формирование устойчивого познавательного интереса к изучению наук о природе.





Планируемый результат: понимание фундаментальности закона сохранения импульса.

Форма организации урока: обобщительно - повторительный урок по теме:

«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение» с элементами технологии МДО. Продолжительность – 2 часа.

План занятия:

1. Мотивация. На экране видеосюжет с изображением кальмара, ракеты, реактивного самолета, шаров для демонстрации ЗСИ и фрагмента школьной жизни (Приложение №1).

Вопрос учителя:

-Что может объединять данные иллюстрации? ( Дети: импульс, ЗСИ)

Проблема: Как может проявляться закон сохранения импульса в этих сферах? ( говорят о полете ракеты, о поведении кальмара, а школа - ?). Выдвигается гипотеза.

Гипотеза: Закон сохранения импульса проявляется в живой природе, в технике и даже в социуме.

2. Актуализация знаний об импульсе и законе сохранения импульса (Тест. Приложение №2), фронтальная работа.

Переходим к работе в группах по технологии МДО (Междисциплинарного обучения). Каждая группа в составе 4 – 5 человек.

3. Поиск информации – работа в группах по сбору информации для подтверждения выдвинутой гипотезы или ее опровержения. Работа в группах по 4 направлениям:

1 группа - ИКТ технологий, компьютерный поиск информации о законе сохранения импульса (исторические справки, данные о применении в быту и технике), КОЗ №1( Приложение №3),

2 группа - Экспериментаторы (проведение и демонстрация опытов по ЗСИ и реактивному движению, комментирование полученных результатов), получают КОЗ№2 (Приложение №4),

3 группа - Аналитики (подтверждение ЗСИ через 2 и 3 законы Ньютона и решение задач на ЗСИ), КОЗ№3 (Приложение №5),


4 группа - Социологических исследований. Группа интервьюирует гостей урока, изучает предложенную литературу, обрабатывает полученные материалы (проявление закона сохранения

импульса в социальных системах: учитель – ученик, дети – родители, одноклассники, семья и социум), КОЗ №4(Приложение№6).



3. Представление.


Предъявление информации, собранной по КОЗам в различных формах : графическая информация, текстовая информация, публичное представление собранной информации, презентация результатов ( визуальное сопровождение) .

Учащиеся фиксируют итоговый продукт (результат) групповой коммуникации, могут объяснить за счет каких промежуточных результатов он был получен. Самостоятельно оценивают полученную информацию в соответствии с разработанными ими критериями. Систематизируют извлеченную информацию в рамках избранной структуры.



4. Обобщение по результатам, полученным от всех 4 групп ( см . Приложение №7)

«Закон сохранения импульса - фундаментальный закон», который выполняется в живой природе, неживой природе и в социуме.


Итог урока:

1.Все группы поработали с полной отдачей, показали свою компетентность в предметных знаниях физики по теме «Закон сохранения импульса», по МДО – тема Порядок и Системы.

2.Продемонстрировали высокий уровень коммуникативной компетенции.

3.Профориентационная составляющая; ребята попробовали себя в роли:

  • инженера – экспериментатора,

  • слесаря – сборщика,

  • физика – теоретика,

  • социального работника,

  • журналиста, берущего интервью,

  • психолога – аналитика,

  • специалиста ИКТ

4. К интересному выводу пришли наши Социологи: « Неважно участниками какой системы мы являемся. Жизнедеятельность любой системы будет возрастать, если ее участники не просто функционируют рядом, а всегда идут навстречу друг другу!».

Приложение 1

Приложение №3.1

Группа № 1. « Информационно - компьютерных технологий».

КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)

Компетентность: - информационная;

Аспект - планирование и поиск информации; Уровень 2

-извлечение первичной информации; Уровень 2

- обработка информации; Уровень2

- коммуникативная;

Аспект - продуктивная групповая коммуникация; Уровень2

1.Введение в проблему: ЗСИ - его проявление в отдельных объектах живой природы.

Возникла необходимость в исторической панораме событий, связанных с открытием ЗСИ. Кто был первооткрывателем?

2.Формулировка задания:1) Найти в сети интернет, энциклопедиях, справочниках историческую справку об открытиях Декарта и Гюйгенса по вопросу импульса тела и закона его сохранения II закон Ньютона F=am так ли выглядела 1 редакция математического выражения этого закона;

2)Найти материал о проявлении ЗСИ в объектах живой природы (кальмары), вклад российских ученых, оказавшихся наибольшее влияние на развитие теории реактивных полетов;

3)греческий механик и математик Герон изобрел устройство, которое работало, используя принцип реактивного движения. Промышленного и технического применения во времена Герона это устройство не получило, оно так и осталось предметом светских развлечений. Что это за устройство?

3.Информация, необходимая для решения задачи:

1)Базовый учебник 9 и 10 классов

2)Энциклопедический физический словарь;

3)Поисковыесистемы: www.yandex.ru; www.rambler.ru;;

4)Интернет ресурсы:

а)http://physics.nad.ru/- проект вся физика

б)http://physics03.narod.ru/ -физика в анимациях;

в)http://demo.home.now.ru/- мир физики. Физический эксперимент.

4.Составить схему презентации по шаблону;

5.Форма предъявления результатов КОЗ - компьютерная презентация.

6.Оценка деятельности (по схеме).


Приложение №4.1

Группа № 2.«ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ».

КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)

Компетентность:- разрешение проблем;

Аспект - целеполагание и планирование деятельности; Уровень 2,

-использование ресурсов; Уровень 2

- оценка результата (продукта) деятельности; Уровень 1

- коммуникативная;

Аспект - продуктивная групповая коммуникация; Уровень 2

- информационная;

Аспект - обработка информации; Уровень 1

1.Введение в проблему: ЗСИ - его выполнениесреди объектов неживой природы.

2.Формулировка задания:1) из имеющихся приборов и подручных материалов соберите установки для демонстрации закона сохранения импульса в соответствии с инструкцией;

2)опробовать работу каждой установки, собрать и обработать информацию, приготовить к представлению и демонстрации;

3)Ответы на вопросы по тексту;

3.Источник информации и материалы для решения данной задачи:

1)Учебник по физике (базовый) 9 класс. А.В.Перышкин; Е.М.Гутник.

2)Схемы установок;

3)Прибора из кабинета физики и подручные материалы;

4)Измерительные приборы;

5)Текст. Стихи;

6)Сборник. Зачеты.

7) Схема презентации.

5.Форма предъявления результатов КОЗ

Бумажный носитель, план презентации + публичное представление(демонстрация опытов) групповой коммуникации.

6.Оценка деятельности( по схеме).


Приложение №5.1

Группа № 3.« АНАЛИТИКИ».

КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)

Компетентность:- разрешение проблем;

Аспект - целеполагание и планирование деятельности; Уровень 2.

- оценка результата (продукта) деятельности; Уровень 1

- коммуникативная;

Аспект - письменная коммуникация; Уровень 3

- публичное выступление; Уровень 2

- продуктивная групповая коммуникация;

- информационная;

Аспект - извлечение вторичной информации; Уровень 2

- обработка информации. Уровень 2-3

1.Введение в проблему: аналитическая проверка выполнения ЗСИ.

2.Формулировка задания:1) По результатам , полученным от группы экспериментаторов , и по своим собственным замерам получить аналитически подтверждение выполнения З.С.И. для случая упругого столкновения двух тел;

2) Найти изменение импульса тела при движении по окружности с постоянной по модулю скоростью.

При повороте тела за t=Т/4иt=T/2.

3)Ответить на вопросы по тексту басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

3.Источник информации и материалы:

1)Экспериментальные данные от группы №2.

2)Калькуляторы

3)Вращающийся диск;

4)Часы;

5)Текст.

4.Схема презентации.

5.Форма предъявления результатов КОЗ

Бумажный носитель, план презентации + публичное представление (демонстрация опытов) групповой коммуникации.

6.Оценка деятельности( по схеме).





Приложение №6.1

Группа № 4.« Социологических исследований».

КОЗ. (Компетентностно-ориентированное задание)

Компетентность: - разрешения проблем;

Аспект - целеполагание и планирование деятельности;

- действия по решению проблемы;

-использование ресурсов;

- оценка результата (продукта) деятельности;

- рефлексия ( оценка собственного продвижения);

- коммуникативная;

Аспект - письменная коммуникация;

- информационная;

Аспект - извлечение первичной информации;

- обработка информации;

1.Введение в проблему: ЗСИ –фундаментальный закон, который распространяется на все сущее. Его проявление в социуме.

2.Формулировка задания:1) Используя различные источники информации (СМИ, интернет, интервью у гостей урока) собрать информацию об особенностях проявления ЗСИ в социуме по аналогии с живой и неживой природой;

2)для рассмотрения принять несколько социальных групп (систем):

А) Семья (родители-дети)

Б) Одноклассники;

В) Рабочий коллектив (начальник-подчиненные, сослуживцы);

Г) Учитель-ученики;

Д) Спортивная команда;



3)Интервьюируемые тоже разделены на такие же группы и выступают во время взятия интервью в определенной роли.

4)Обработать собранную информацию и представить на бумажном носителе ( или компьютерную презентацию);

5) Оценка деятельности.

3.Информация, необходимая для решения задачи:

1)Толковый словарь русского языка (аналогия)

2)Поисковые системы интернет: www.yandex.ru; www.rambler.ru;

3)Физика в литературе;

4) Инструкционная карта;

5)Рабочий лист;

6)Интернет ресурсы: http:/physics 03.narod/ru/;

7)Физика в анимации.



Все группы подтвердили фундаментальность закона сохранения импульса. Закон справедлив в неживой, живой природе и социуме.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кайгородова Светлана Ивановна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242648


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства