Научная статья: БИОФИЗИКА И ЕЕ МЕСТО В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья: БИОФИЗИКА И ЕЕ МЕСТО В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Биофизика занимает определенное место в медицинском образовании. Изучает физические и физико-химические процессы в биологических объектах. В учебном процессе целесообразно использование виртуальных работ. Инновационные методы способствуют улучшению учебного процесса. Биофизика способствует развитию научного мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: БИОФИЗИКА И ЕЕ МЕСТО В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
БИОФИЗИКА И ЕЕ МЕСТО В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пулатов Хусниддин Сафармурод угли
БУХАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО, УЗБЕКИСТАН
Биофизика занимает определенное место в медицинском образовании. Изучает физические и физико-химические процессы в биологических объектах. В учебном процессе целесообразно использование виртуальных работ. Инновационные методы способствуют улучшению учебного процесса. Биофизика способствует развитию научного мышления.
В настоящее время актуальным является изучение живого организма на различных уровнях его организации, используя универсальность физических законов и строгость математических решений. Исследование сложных макроскопических молекулярных систем (клетки, организмы) является задачей биофизики. Управление и регуляция в организме осуществляются
посредством молекулярных сигналов, преобразователей и рецепторов информации. Биологические закономерности изучаются с помощью физических концепции и методов. Биофизика является обязательной частью общей профессиональной подготовки студентов медицинских вузов и как фундаментальная дисциплина основывается на новейших научных достижениях (физики, химии, биологии, и т.д.) и изучает физические и физико-химические процессы в биологических объектах. При изучении курса используются знаний по физике, математике, общей биологии и тем самым выполняет функцию интегрирующей науки. Биофизика состоит из разделов: биофизика клеток (посвящена физическим и физико- химическим свойствам клеточных и субклеточных структур); квантовая биофизика (исследует механизмы энергетических процессов, протекающих в организме на субклеточном уровне); биофизика экологии (рассматривает влияние внешних факторов) и др.
В частности, радиационную биофизику интересует биофизическое действие ионизирующих излучений, механизмы поглощения их. В медицине возникает необходимость определения интенсивности радиоактивного излучения для регистрации различных доз: поглощенной (энергия ионизирующего излучения, поглощенная единицей массы поглощающего вещества.); экспозиционной (общее количество радиоактивного излучения, достигающего вещества) и биологической (эквивалентной) доз. Биологическая доза, которая зависит от вида излучения, используется для оценки биологического эффекта излучения, в то время когда поглощенная и экспозиционная дозы характеризуют только физический эффект излучения. Коэффициент относительной биологической эффективности (ОБЭ) характеризует зависимость биологического эффекта ионизирующего излучения от вида излучения и который определяется экспериментально путем сравнения производимых ими эффектов с эффектами действия на биологические объекты, определенных стандартных доз рентгеновского излучения. Биологическая (эквивалентная) доза излучения определяется умножением поглощенной дозы на коэффициент ОБЭ.
В процессе обучения дисциплины медицинской биофизики не проводятся эксперименты на биологических объектах, к тому же радиоактивные излучения оказывают вредное воздействия, то возникает необходимость для выяснения фундаментальных принципов влияния ионизирующего излучения на живой организм использовать другие способы, в частности, интерактивную форму обучения.
Исследования показали, что опасные дозы, приобретенные постепенно в течение длительного периода времени, могут привести к раковым заболеваниям. Все это свидетельствует о нецелесообразности использования для проведения экспериментов ионизирующих излучения в процессе обучения (за исключением экспериментов, проводимых в специализированных лабораториях). Значимость создаваемых виртуальных работ, для исследования биофизических процессов, происходящих в организме
(биофизическое воздействие высокоинтенсивного лазерного излучения на биологические ткани, определение энергии гамма-излучения по поглощению в веществе и др.) возрастает с необходимостью применения новейших технологии обучения. Рост познавательной и творческой активности требует создание инновационного пространства, среды развития компетентности личности, которые достигаются введением инновационных методов в образовательный процесс.
2. Нурмаганбетова М.О. Информационные системы в медицине //сборник международной конференции «актуальные вопросы современной техники и технологии» т.1, г.Липецк, РФ, 2018, С.71-74.