личностные (оперативные цели в аффективной области на языке наблюдаемых действий):
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;
формирование целостного мировоззрения;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска ,проектор, ПК и презентация, тексты для работы,
Дидактические средства: демонстрация направления процессов – математический маятник.стаканы с монетками, стакан с водой и краска в порошке, тексты для работы.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке.
Постановка учебных задач целей урока
Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о давлении и силе.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя.
учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
1. Создание проблемной ситуации:
Учитель показывает отрывок видео клипа группы Enigma «Return To Innocence.» Вопросы учащимся:
- Что необычного в этом клипе?
-Почему так не могут идти процессы в природе?
-Что этому мешает? Какую проблему поднимает этот клип этот клип?
-Как мы сформулируем тему урока?(работа в группах по 4 человека)
1 слайд- тема урока.
-Давайте определимся с целями( сначала сами в группе по 4, потом помощь учителя)
2 слайд -цели для учеников
Этап «актуализация»
Познавательные УУД: делают выводы, отличая факт от гипотезы, в результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию.
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия
Вопросы учителя: ( Работа с тетрадью в парах )
3 слайд
Давайте вспомним закон сохранения энергии в природе, и первый закон термодинамики .
Закон сохранения определяет направление процессов в природе ?
Он позволяет любые переходы энергии или нет?
VI. Этап «создания» нового знания
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
Ученики-работа по 4 чел. В группе ( см. ниже). Учитель-консультант.
Выступление каждой группы.
Обобщение новых знаний:
5 слайд Схема: обратимые и необратимые процессы
Необратимые - протекают самопроизвольно только в определенном направлении. Обратимые протекают при совершении работы.
6 слайд Вывод: Все процессы в мире естественным образом идут в определенном направлении.
7 слайд
Порядок — это упорядоченное расположение предметов , не допускающее неопределенности.
Хаос — это противоположность порядку, то есть абсолютная неупорядоченность.
8 слайд Примеры порядка и хаоса
Что первично хаос или порядок?
9 слайд Вывод: Все процессы идут от порядка к хаосу .
Учитель:
Что легче создать порядок или хаос?
Что легче созидать или разрушать?
10 слайд Учитель:
Прочитайте статью Ландау до « вечного двигателя» и ответе на вопросы:
Как получить работу?
Всегда ли можно забрать энергию у тела? Какие для этого нужны условия?
Найдите в тексте формулировку закона о направлении тепловых процессов?
Ученики : работа в группах по 4 человека.
11 слайд формулировка Клаузиуса и ее объяснение учителем
Этап применения нового знания
Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
слайд
Вопросы для закрепления:
1.Можно ли пользоваться ветряным двигателем, если температура атмосферного воздуха одинакова?
2. Почему мы не используем тепловую энергию океана?
3.Выполняется ли правило необратимости для трех молекул?
13 слайд-Дополнительные задания
1.Задание парадокс Максвелла: в чем нарушение закона?
2.Прочитайте вторую часть статьи Ландау и ответе на вопрос
-Почему нельзя создать вечный двигатель?
VIII -Итоги урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: стоят понятные высказывания для окружающих; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме.
Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
14 слайд
Какие из поставленных в начале урока задач, выполнил?
Закончите фразу На этом уроке я обнаружил, что….
Мне было трудно………
Что осталось непонятно?
Напишите это на листочке и отвечу на следующий урок.
15 слайд
Домашнее задание: § 80,81,упр.15( 6,7,8)
Задания по группам:
Задание группе №1 прочитать п.80.Посмотрите на опыты и ответе на вопросы( работа в группах по 4 человека) Что произойдет если:
-Бросить камень в воду
- насыпать краску в воду
-соединить водород и кислород
- оставить стакан с горячей водой в комнате
- Не остановить политические процессы на Украине?
- Могут ли они самостоятельно пойти в обратном направлении?
Для выполнения задания группа использует лабораторное оборудование.
a)
Груз на нити совершает колебания.
Что изменилось бы, если колебания совершались бы в вакууме?
б)
Сосуд разделен перегородкой. В первой половине находится газ, во второй – вакуум. Что произойдет, если перегородку убрать? Вернется ли газ самопроизвольно через некоторое время в половину 1?
в)
Сравните две ситуации и сделайте вывод.
1. Два тела привели в соприкосновение. Укажите направление теплопередачи. Может ли самопроизвольно теплота передаваться в обратном направлении?
2.В стакан с водой опустили кусочек марганцовки. Через некоторое время получился равномерно окрашенный раствор. Может ли снова образоваться кусочек марганцовки самостоятельно?
3 группа прочитайте п.80
- А есть ли такие процессы , что могут самостоятельно повернуть назад?
- Что нужно сделать чтобы повернуть их обратно?
-И так как мы назовем эти процессы. Сформулируйте свою версию.
-Приведите примеры подобных процессов в разных областях науки .
Попробуйте ,своими словами, сформулировать закон термодинамики о направлении тепловых процессов.
4 группапрочитайте п.81 стр.224-225, и стр 230.
Сформулируйте определения что такое макро состояние?
Что такое микро состояние?
Что такое порядок и хаос?
Какое состояние более естественно для системы?
В каком направлении идут самостоятельно процессы?
Приведите примеры перехода порядка в хаос.
Проведите эксперимент с монетками сложите аккуратно сбоку монетки и потрясите стакан, попытайтесь добиться чтобы монетки вернулись в исходное состояние? Почему они не вернулись?