Мультемедийный урок по физике в 8 классе" Электризация тел"
Мультемедийный урок по физике в 8 классе" Электризация тел"
Изучить явление электризации тел на опытных фактах, установитьполучение двух видов электрических зарядов. Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мультемедийный урок по физике в 8 классе" Электризация тел"»
Мультимедийный урок физики в 8 классе по теме «Электризация тел.»
Шунина Любовь Михайловна
учитель физики,
МОУ СОШ № 5 г. Лермонтова
Цели:
Образовательная:
Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
Добиться четкого усвоения законов взаимодействия одноименных и разноименных зарядов;
Уметь решать качественные задачи по теме.
Воспитательная:
Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;
Пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.
Развивающая:
Выделять электрические явления в природе и технике;
Определять знак заряда наэлектризованного тела;
Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
Мультимедийный проектор, экран, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные лоскуты, лоскуты из шелка, кусочки меха, пластмассовые линейки, кружочки бумаги, электрические султаны, гильзы на тонкой нити, воздушные шарики, штативы, полиэтиленовые и бумажные полоски.
Презентация к уроку.
Ход урока:
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель.
Здравствуйте ребята! Вы уже много знаете и умеете, но сегодня предстоит совершить еще одно открытие.
Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при ее помощи совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам).
Не получается. Что же делать?
Ученики. Сказать заклинание.
Учитель.
Попробую. АБРА – КОДАБРА – БУМ! Опять не получается…
А вспомните, что делал Алладин, когда доставал из лампы джина?
Ученики. Натирал лампу.
Учитель. Попробую и я натереть свою палочку (натирает палочку о мех и опускает в коробочку. Показывает учащимся, что к палочке прилипли легкие кусочки бумаги).
Получилось. А палочка то оказывается волшебная.
У вас на столах, ребята, есть палочки.… Проверьте, они тоже волшебные?
Опыт 1. Ученики натирают палочки.
Да, к палочкам, после их натирания прилипают легкие предметы.
Учитель. А лоскутки ткани, меха о которые вы натирали палочки, обладают таким же свойством?
Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.
Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе легкие предметы.
СЛАЙД №2.
Учитель.В VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.
Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.
«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».
А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?
Ученики.«Электризация».
II Изучение нового материала.
СЛАЙД № 3.
Учитель.Правильно «Электризация тел». И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».
В своих опытах вы увидели, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши гипотезы.
Ученики.Наверное, одинаковыми. Они же все одинаково притягивали лёгкие пушинки.
Учитель. А как гипотезу проверить?
Ученики. Надо провести опыты. А какие?
Учитель. Проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ.
Опыт 2.Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.
Приборы и материалы: 1) полоски из полиэтилена; 2) полоска из бумаги.
Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то- же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.
Ученики.Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.
Учитель.Проверим это, электризуя палочки. При этом эбонитовые палочки натирайте мехом, а стеклянные – шёлком или бумагой.
Ученики.(Делают опыты, потом выводы). У эбонитовой палочки заряд, появившийся при электризации, иного рода, чем у стеклянной, потёртой о шёлк.
Учитель.Вы правы. В природе существует два рода зарядов. Вы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются.
А американский физик Бенжамин Франклин в 1778 г. изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» (эбонитовое) назвал отрицательным электричеством.
СЛАЙДЫ № 4, 5, 6
Одни тела электризуются, так же как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая, палочка - отрицательно. Итак, в природе существуют положительные заряды и обозначаются они знаком плюс и отрицательные заряды и обозначаются они знаком минус.
Если к наэлектризованной эбонитовой палочке будем подносить наэлектризованные тела из различных веществ, то мы увидим, что одни из них будут притягиваться к палочке, а другие отталкиваться. Тела, которые отталкиваются, будут иметь заряд такого же рода, что и на палочке, т. е. отрицательный, а которые притягиваются – заряд другого рода, т. е. положительный.
СЛАЙД № 7. Задания на определение зарядов тел по их взаимодействию.
Сегодня мы с вами установили, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака (их ещё называют одноимённые), взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака (их называют разноимённые), взаимно притягиваются.
СЛАЙД № 8.
Физкультминутка.
Как вы думаете, можно наэлектризовать тела без трения друг о друга?
Ученики.(Высказывают свои предположения).
Учитель. А как вы можете проверить, тела наэлектризованы или нет?
Ученики. Если тела наэлектризованы, то они будут взаимодействовать, т. е. либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга.
Учитель.Задание первой группе.К двумвисящим на шёлковых нитях алюминиевым гильзам прикоснитесь наэлектризованной палочкой из эбонита и пронаблюдайте результат. Задание второй группе. К одной гильзе прикоснитесь наэлектризованной стеклянной палочкой, а к другой – наэлектризованной эбонитовой палочкой.
Интерактивные упражнения. СЛАЙДЫ № 9 – 15.
Учитель. А теперь давайте подумаем, где явление электризации мы встречаем в жизни?
Ученики.(Приводят примеры). У меня юбка «прилипает» к колготкам. Волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской. Свитер «трещит», когда его снимаешь. А мой папа перевозит в автоцистерне горючие жидкости. Он мне объяснял, что цепь к корпусу автомашины прикрепляют, чтобы избежать возникновения искр и пожара от электризации.
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель. Итак, мы снова уходим с урока, совершив еще одно открытие, прибавив еще немножко к нашему знанию. Но чтобы все знание оставалось с вами, необходимо поработать и дома.
Домашнее задание. СЛАЙД № 21.
СИНКВЕЙН. СЛАЙД № 22.
Спасибо всем за работу на уроке, за взаимодействие.