kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модуль № 6. Сила упругости. Сила трения. Лабораторная работа № 1 «Исследование зависимости силы трения от веса тела»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка является уроком по теме "Сила упругости. Сила трения. Лабораторная работа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модуль № 6. Сила упругости. Сила трения. Лабораторная работа № 1 «Исследование зависимости силы трения от веса тела»»

Модуль № 6. Сила упругости. Сила трения. Лабораторная работа № 1 «Исследование зависимости силы трения от веса тела»

Цель: углубить знания студентов о силе упругости и силе трения.

Используйте для освоения модуля следующую литературу:

  1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Учебник базового уровня для общеобразоват. учебн. заведений. – 2 –е изд. – М.: Илекса, 2005. – 288с.

  2. Кирик Л.А. Физика-9. Разноуровненвые самостоятельные и контрольные работы. – М.: «Илекса», 2007. – 176 с.

  3. Енина В.И. Учебные материалы по физике: учебное пособие. – Рыбинск: ГОАУ СПО ЯО Рыбинский педагогический колледж, 2011. – 80 с.

Учебный элемент, цели

Учебный материал с указанием заданий для студентов

(руководство к учению)

Руководство по усвоению уч. материала

УЭ-0.

Цель и содержание:

Освоив знания модуля № 6, вы сможете вычислять силу упругости и силу трения.

Задания для студентов:

  1. Прочитайте цель модуля № 6.




Запомните цель модуля № 6.

УЭ-1.

Цель и содержание: выполнив УЭ-1, вы сможете проверить свои знания о силе упругости и силе трения, полученные в основной школе.




















Тест для проверки знаний о силе упругости и силе трения:

1 вариант

  1. вариант

  1. Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?

  1. Силы упругости. В. Силы тяжести.

С. Веса тела.


1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

  1. Сила тяжести. В. Сила трения.

С. Сила упругости.

  1. Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в сторону, противоположную перемещению частиц тела, называется…

А. силой упругости. В. силой трения.

С. силой тяжести.

  1. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется…

А. силой упругости. В. силой тяжести.

С. весом тела.

  1. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед…

  1. уменьшается. В. увеличивается.

С. Не изменяется.

  1. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

А. не изменяется. В. увеличивается.

С. уменьшается.

  1. На книгу, лежащую на столе, со стороны стола

действует…

А. Вес тела. В. Сила упругости.

С. Сила тяжести.

  1. На стол, со стороны лежащей на нем книги, действует…

А. Вес тела. В. Сила упругости.

С. Сила тяжести.

  1. Под действием силы 4 Н пружина удлинилась на 0,02 м. Какова жесткость пружины?

  1. 2 Н/м. В. 0,02 Н/м. С. 200 Н/м.

  1. Под действием какой силы пружина жесткостью 100 Н/м удлиняется на 0,02 м?

А. 200 Н. В. 2 Н. С. 5 000 Н.


1. Выполните предложенный тест по вариантам.

2.Сделайте взаимопроверку выполненного теста: за каждый верный ответ дается 1 балл.

3.Оцените выполненный тест по следующим критериям:

«5» - 5 баллов,

«4» - 4 баллов,

«3» - 3 балла,

«2» - менее 3 баллов.

4.Озвучьте полученную оценку.

УЭ-2.

Цель и содержание:

освоив УЭ -2, вы сможете углубить свои знания

о силе упругости и силе трения

Задания для студентов:

  1. Прочитайте пункт 2 § 8 «Сила упругости» в учебнике Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. и ответьте на вопросы:

  1. Что такое сила упругости?

  2. Что такое деформация?

Деформация – изменение формы или объема тела.

  1. Назовите виды деформаций.

Виды деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение.

  1. Деформации бывают:

  • Упругие деформации – деформации, которые исчезают после прекращения действия силы (пружина, резиновый жгут, кости и сухожилия).

  • Пластичные (неупругие) деформации – деформации, которые сохраняются после прекращения действия силы (пластилин, глина, воск, жвачка).

  1. Что является причиной возникновения силы упругости?

  2. Как направлена сила упругости?

Сила упругости направлена так, чтобы уменьшить величину деформации тела (т.е. в сторону, противоположную деформации).

  1. Сделайте рисунок 8.6 в тетради и укажите:

х = ll0, где l длина растянутой пружины (конечная длина), l0 – длина недеформированной пружины (начальная длина),

х – удлинение пружины (тела).

  1. Сформулируйте закон Гука и запишите его формулу, указав величины, входящие в нее.

Fx = - k x, где Fx – проекция силы упругости на ось х,

k – коэффициент пропорциональности.

Закон Гука: Сила упругости, возникающая при деформации тела, пропорциональна удлинению тела и направлена

противоположно смещению частиц при деформации.

  1. При каких условиях справедлив закон Гука?

Закон Гука справедлив только для упругих и небольших (х « l0) деформаций.

  1. Как называется коэффициент пропорциональности в законе Гука? От чего он зависит?

  2. Как называется прибор для измерения сил?

  1. Прочитайте § 13 «Вес и невесомость» в учебнике Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. и ответьте на вопросы:

  1. Что такое вес тела?

  2. Запишите формулу для вычисления веса тела.

  3. Что такое невесомость? Когда тело находится в состоянии невесомости?(стр.96).

  1. Прочитайте §14 «Силы трения» в учебнике Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. и ответьте на вопросы:

  1. Что такое сила трения?

Сила трения – сила,

  • возникающая при соприкосновении движущихся тел,

  • направленная в сторону, противоположную скорости движения тела.

  1. Укажите причины трения.

Причины трения: шероховатость поверхности, взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

  1. Опишите виды трения: трение скольжения, трение покоя, трение качения, трение в жидкостях и газах.

Сила трения скольжения – …

Сила трения покоя – сила трения, препятствующая возникновению движения одного тела по поверхности другого.

Сила трения качения – сила трения, возникающая при качении одного тела по поверхности другого.

Сила трения в жидкостях и газах (сила вязкого трения) – сила трения, возникающая при движении тела в жидкости или газе.

  1. Запишите формулу силы трения и укажите величины, стоящие в этой формуле (стр. 97).

  2. Рассмотрите таблицу «Коэффициенты трения скольжения» на стр.98 и определите наибольший и наименьший коэффициенты трения.

  3. Укажите соотношение между силой трения покоя, силой трения скольжения и силой трения качения: Fтр.п. ? Fтр.ск. ? Fтр.кач.

  1. Запишите в тетрадь ответы на вопросы 1-20.


УЭ-3

Цель и содержание модуля:

закрепить умения студентов решать задачи.

Задания для студентов:

  1. Из задачника Кирик Л.А. «Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы» решите задачу:

        • Самостоятельная работа № 17 «Сила упругости. Закон Гука» средний уровень № 7 и проверьте свое решение по образцу:

Самостоятельная работа № 17

средний уровень № 7

Чему равен коэффициент жесткости стержня, если под действием груза 1 000 Н он удлинился на 1 мм?


k - ?


F = kх;

k = ;

k = = 106

Ответ: k = 106 .

F = 1 000 Н

x = 1 мм

1· 10-3 м


  1. Из задачника Кирик Л.А. «Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы» решите задачу:

        • Самостоятельная работа № 20 «Силы трения» средний уровень № 2 и проверьте свое решение по образцу:

Самостоятельная работа № 20

средний уровень № 2

При помощи динамометра ученик перемещал равномерно деревянный брусок массой 200 г по горизонтально расположенной доске. Каков коэффициент трения, если динамометр показывал 0,6 Н?



μ - ?


F тяги = Fтрения

Fтрения = μ mg

  • Fтяги = μ mg;

  • μ = ;

  • μ = = 0,3

Ответ: μ = 0,3.

m = 200 г

Fтяги = 0,6 Н

g = 10


0,2 кг




μ1.Рассмотрите решение задачи:

  • СР № 17 ср.ур.№ 7;

  • СР № 20

ср. ур. 2


УЭ-4 Цель и содержание:

Освоив УЭ-2, вы сможете

  • выполнять простые опыты;

  • анализировать результаты эксперимента;

делать обобщения и выводы.

Лабораторная работа № 1

«Исследование зависимости силы трения от веса тела»

Цель работы: определить, как сила трения зависти от веса тела.

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, деревянная линейка, динамометр.

Описание работы

Если тянуть брусок с грузом по горизонтальной поверхности так, чтобы брусок двигался равномерно, то прикладываемая к бруску сила равна по модулю силе трения скольжения, которая действует на брусок со стороны поверхности.



Ход работы

  1. Определите с помощью динамометра вес бруска Рбр и запишите его в таблицу.

  2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз, запишите вес бруска с грузом в таблицу.

  3. Тяните брусок равномерно по горизонтальной линейке, измеряя с помощью динамометра прикладываемую силу, которая равна силе трения. Запишите силу трения в таблицу.

  4. Повторите опыт, поставив на брусок два и три груза.

  5. Результаты измерений запишите в таблицу:

    № опыта

    Вес грузов, Н

    Вес бруска, Н

    Вес бруска с грузом Р, Н

    Сила трения Fтр, Н

    1

    1




    2

    2



    3

    3



  6. По результатам работы сделайте вывод: как сила трения зависит от веса груза.

  7. Запишите в тетради сделанный вами вывод.


1.Выполните

лабораторную работу.

2.При необходимости задайте вопросы преподавателю.


УЭ -5

Цель и содержание:

освоив УЭ-5, вы

закрепите свои знания по теме «Сила упругости. Сила трения».

Домашнее задание:

  1. Генденштейн Л.Е., Дик Ю.И. § 8, 13, 14 (записи в тетради).

  2. СР № 17 средний уровень № 8; СР № 20 средний уровень № 6.

  3. Дополнительное задание: подготовьте презентации по теме занятия: «Как человек борется с трением?», «Как человек применяет трение?».



  1. Ознакомь

тесь с домашним заданием.

  1. При необходимости задайте вопросы преподавателю.



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Енина Валентина Ивановна

Дата: 15.11.2022

Номер свидетельства: 617439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства