kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модульная программа "Основные положения МКТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульная программа блока "Основные положения Молекулярно-кинетической теории" разработана для обучающихся 10 класса. Первый блок программы представлен в двух уровнях сложности и разработан в соответствии с дифферинциально-интегративным подходом. В приложении представлена таблица когнитивных стилей обучающихся. Также представлен методический анализ составления программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«модульная программа "Основные положения МКТ" »

Ковалева Галина Николаевна учитель физики



Модульная программа блока «Основные положения молекулярно-кинетической теории»


модуль

М1.Основные положения МКТ.

М2.Характеристики молекул.

М3.Свойства вещества с точки зрения МК представлений.

М4.Обобщение и контроль знаний.

Учебные элементы.

УЭ0 (ДЦМ)


Усвоение основных положений МКТ.

Ознакомление с основными физическими величинами, характеризующими молекулы.

Сформировать умения применять МКТ для объяснения существования агрегатных состояний вещества.

Самоконтроль учебных достижений, выявление ошибок и их коррекция.

УЭ1.


История создания МКТ. М.В.Ломоносов.

Размеры молекул.

Число молекул.

Концентрация вещества.

Газообразное состояние вещества (строение, движение, взаимодействие).

Выполнение дифференцированных заданий для выявления уровня усвоения содержания всех учебных элементов модулей М1-М3.

УЭ2.




Основные положения МКТ.

Количество вещества.

Постоянная Авогадро.

Жидкое состояние вещества(строение, движение, взаимодействие).


УЭ3.

Экспериментальные основания МКТ.

Молярная масса вещества.

Масса вещества.

Твёрдое состояние вещества(строение, движение, взаимодействие).

УЭ4.

Статистические закономерности

Выходной контроль

Выходной контроль.

УЭ5.

Выходной контроль.

Подведение итогов. ДЗ.

Подведение итогов. ДЗ.

УЭ6.

Подведение итогов. ДЗ.







Модуль М1. 1-й уровень сложности.

Характеристики молекул.

УЭ0:Постановка цели.

ДЦМ: Ознакомиться с физическими величинами, характеризующими молекулы; сформировать умения рассчитывать параметры молекул;

_____________________________________________________________________________________________________________________

Учебный материал с указанием заданий.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Интегральные когнитивные стили.

Дифференциальные когнитивные стили.

Руководство по усвоению учебного содержания.

Содержание учебного материала.

( ИТ, ИЭ,ИД)

Содержание учебного материала.

(ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания.

УЭ1.Размеры молекул. Опыт Р.Влея. Число молекул. Концентрация вещества.

ЧДЦ: Знать методики определения размеров молекул; воспроизводить формулы для расчёта числа молекул и концентрации вещества.

Работайте с таблицей по теме «Характеристики молекул». Изучите §58(стр.142-143)

(1 балл)

Таблица по теме «Характеристики молекул». (см.приложение 1.)

План изучения материала:

1.оценка размеров молекул.

2.число молекул.

3.концентрация вещества.

Изучите текст § 58 (стр.142-143)

Работайте с планом.

(1балл)



УЭ2.Количество вещества. Постоянная Авогадро.

ЧДЦ : Воспроизводить формулу для расчёта количества вещества; знать постоянную Авогадро..

1.Работайте с таблицей. (см. приложение1).Изучите §59(стр.144-145)

2.Решите задачу (1балл)

( Ответ: 8986моль)

Какое количество вещества составляют 5.41•10²молекул?

Тело состоит из 8.204•10²молекул, найдите количество вещества, содержащегося в теле.

1.Изучите §59(стр.144-145).Работайте с таблицей (см приложение1).

2.Решите задачу.(1балл)

(Ответ: 13.6 моль)

Запомнить формулу количества вещества и значение постоянной Авогадро. Заучите их.(1балл)

ν = N/Na

Na = 6.02•10²³мольˉ¹


Запомнить формулу количества вещества и значение постоянной Авогадро. Заучите их.(1балл)

УЭ3.Молярная масса вещества. Масса вещества.

ЧДЦ: различать формулы для расчёта массы одной молекулы, молярной массы и массы вещества.

1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. (1 балл)

2. Решите задачи (за решение каждой 1 балл)

1.Ответ: 16•10ˉ⁶кг

2.Ответ: 0.33•10ˉ²⁶кг


3.Восмпользуйтесь обобщённым алгоритмом решения задач такого типа; примените его к решению данной задачи, расписав пошаговые действия, выполненные вами при получении результата в задаче.(1 балл)

1.Какую массу имеют 3*10²°молекул кислорода (О2)?


2.Вычислите массу одного атома гелия He.


1.Какова масса воды, взятой в количестве 100моль?

1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. (1 балл)

2.Решите задачу. (1 балл)

Ответ: 1.8кг

3.Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для такого типа задач. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (1 балл)

Обобщённый алгоритм решения задачи


1.Запишем формулу количества вещества:

ν = N/Na

2.Используя формулу: ν=m/M, выразим массу: m=ν•M


3.Производим расчёт, ответ выражаем в килограммах.

УЭ4. Выходной контроль.

ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.

Решите задачи:

1.Определить молярную массу и массу одной молекулы кислорода (О2).

2.Какова масса 50 молей углекислого газа (СО2)?

3.Определите молярную массу молекулы серной кислоты(H2SO4)/

4.Сколько молекул содержится при нормальных условиях в 0.6 кг оксида азота (NO)?

5.Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 5.4кг?

Проверьте свои ответы по коду и оцените. Подсчитайте количество баллов и занесите в лист контроля. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. 0.032 кг/моль; 5.3*10ˉ²ºкг

2. 2.2кг

3. 0,098кг/моль

4. 12*10²

5. 200моль

УЭ5.Подведение итогов.

ЧДЦ: заполнить лист контроля; оценить знания.

Лист контроля ( ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД)

Учеб.

элемент

Задания (вопросы)

Итого

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

УЭ1

1









УЭ2

1

1








УЭ3

1

2

1







УЭ4

1

1

1

1

1




12

Итого


Оценка



Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

9-12 Баллов – «Зачёт»;

≤8 Баллов – «Незачёт»

Сдайте лист контроля учителю.


Дифференцированное домашнее задание.

«Зачёт»: повторите изученный материал.

«Незачёт»:§58-59; Упр.№11(5-7)

Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом своей работы на уроке.




М1. 2-й уровень сложности.

Характеристики молекул.

УЭ0:Постановка цели.

ДЦМ: Ознакомиться с физическими величинами, характеризующими молекулы; сформировать умения рассчитывать параметры молекул;

Воспроизводить формулы количества вещества, молярной массы, концентрации вещества, массы вещества;

Давать определения количества вещества, концентрации вещества, числа Авогадро;

Уметь применять теоретические знания при решении задач в несколько изменённых условиях.

_____________________________________________________________________________________________________________________

Учебный материал с указанием заданий.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Интегральные когнитивные стили.

Дифференциальные когнитивные стили.

Руководство по усвоению учебного содержания.

Содержание учебного материала.

( ИТ, ИЭ,ИД)

Содержание учебного материала.

(ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания.

УЭ1.Размеры молекул. Опыт Р.Влея. Число молекул. Концентрация вещества.

ЧДЦ: Уметь объяснять методики определения размеров молекул; воспроизводить формулы для расчёта числа молекул и концентрации вещества.

Работайте с таблицей по теме «Характеристики молекул». Изучите §58(стр.142-143)

Запишите формулы числа молекул, концентрации вещества.(2 балла)

таблица по теме «Характеристики молекул». (см. приложение 1.)

План изучения материала:

1.оценка размеров молекул.

2.число молекул.

3.концентрация вещества.

Изучите текст § 58 (стр.142-143)

Работайте с планом.

Запишите формулы для расчёта числа молекул, концентрации вещества.



УЭ2.Количество вещества. Постоянная Авогадро.

ЧДЦ: Уметь объяснять связь между количеством вещества, числом молекул, концентрацией вещества и постоянной Авогадро. Применять формулы при решении задач в несколько изменённой ситуации.

1.Работайте с таблицей, (см. приложение1).Изучите §59(стр.144-145)

2.Решите задачу (2 балла)

( Ответ: 301*10²³мˉ³ )

Какова концентрация 100моль ртути содержащихся в 2 м³?

1.Изучите §59(стр.144-145).Работайте с таблицей (см приложение1).

2.Решите задачу.(2 балла)

(Ответ: 301*10²³мˉ³)

Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Распишите пошаговые действия, выполненные вами при получении результата. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма решения задач такого типа.(2 балла)

Обобщённый алгоритм решения задачи

  1. Используем формулу концентрации вещества: n=N/V

  2. Выразим число молекул из формулы количества вещества: N=ν•Na

  3. Произведём вычисления, запишем ответ.


Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (2 балла)

УЭ3.Молярная масса вещества. Масса вещества.

ЧДЦ: Различать формулы для расчёта массы одной молекулы, молярной массы и массы вещества. Решить задачи на применение формул

в несколько изменённых условиях.

1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. Выпишите необходимые соотношения в тетрадь.(2 балла)

2. Решите задачу (2 балла)

Ответ: mpb/mal=1.5

3. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Распишите пошаговые действия, выполненные вами при получении результата. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма решения задач такого типа.(2 балла)

Что имеет большую массу и во сколько раз: 5 молей алюминия или 1 моль свинца?

Что имеет большую массу и во сколько раз: 4 моль свинца или 2 моль серебра?

1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. Выпишите необходимые соотношения в тетрадь .(2 балла)

2.Решите задачу. (2 балла)

Ответ: mpb/mag=3.8

3.Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для такого типа задач. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (2 балл)

Обобщённый алгоритм решения задачи

1.Определить молярные массы веществ.

2.Выразить из формулы ν=m/M массу вещества: m=ν•M

3.Произвести вычисления масс веществ.

4.Найти отношение масс данных веществ, записать ответ.

УЭ4.Выходной контроль.

ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.

Решите задачи:

1.Какой объём будут занимать 10²атомов алюминия?

2.Какую массу имеет водород (Н2), количество вещества которого соответствует 2.7кг алюминия?

3.Масса 14.95*10² молекул инертного газа составляет 5кг. Какой это газ?

4.Сколько молекул воздуха содержится в комнате объёмом 60м³ при нормальных условиях?

5.Определите массу одной молекулы серебра.

Проверьте свои ответы по коду и оцените. Подсчитайте количество баллов и занесите в лист контроля. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. 0.016м³

2. 0.2кг.

3. неон (М=20.17*10ˉ¹³кг/моль)

4. 1.6*10²

5. 1.79*10ˉкг.

УЭ5.Подведение итогов.

ЧДЦ: заполнить лист контроля; оценить знания.

Лист контроля ( ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД)

Учеб.

элемент

Задания (вопросы)

Итого

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

УЭ1

2









УЭ2

2

2








УЭ3

2

2

2







УЭ4

2

2

2

2

2




22

Итого


Оценка



Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

18-22 баллов – «хорошо»;

12-17 баллов – «зачёт»

≤11 баллов – «незачёт»

Сдайте лист контроля учителю.


Дифференцированное домашнее задание.

«хорошо»: повторите изученный материал

«Зачёт»: решите задачу: определите линейные размеры молекул воды.

«Незачёт»:§58-59, Упр.№11(5-7)

Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом своей работы на уроке.























ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Таблица по теме: «Характеристики молекул»




Наименование

Обозначение

Формула

Единица измерения

Дополнительная формула

Примечание

1

Относительная молекулярная масса вещества

Mr

Mr=mo

1/12mo



moс = 1,995•10ˉ²⁶кг;

moс-масса атома углерода

2

Количество вещества

ν

ν = N/Na

моль

ν = m/М


3

Число молекул

N

N = ν*Na


N = m*Na

М

Na= 6.02•10²³мольˉ¹-

постоянная Авогадро

4

Молярная масса вещества

М

М = mo•Na

кг/моль

М = Мr•10ˉ³


5

Масса одной молекулы

mo

mo = М/Na

кг



6

Масса вещества

m

m = moN

кг

m = M•ν

m = p•V






















Таблица когнитивных стилей учащихся 10(общеобразовательного класса).



Фамилия, имя учащегося.

Тип когнитивного стиля.

Вывод по каждому учащемуся.

Учащегося.

Учителя.

ИТ

ИЭ

ИД

ДТ

ДЭ

ДД

Смешанный.

1

Агаева Дилара







+

смешанный

Решает задачи, используя алгоритм; активна на уроке-игре.

2

Балаховцев Филипп




+




На уроках пассивен, предпочитает уроки решения задач.

3

Бучакова Елена






+


Решает задачи, выполняет эксперименты, старается делать выводы.

4

Варданян Георг







+

На уроках пассивен, предпочитает работать в группе.

5

Губин Слава





+



Выделяет структурные элементы, важна эмоциональная окраска.

6

Дегтярёва Катя




+




Решает задачи, используя алгоритм; участвует в дискуссиях.

7

Ибрагимова Ира







+

Хорошо работает как в одиночку, так и в группах.

8

Лупов Артём







+

Предпочитает работу в группе, участвует в проведении экспериментов.

9

Квезерели Миша







+

Неплохо решает задачи, выделяет главное в проблеме, важна эмоциональная окраска.

10

Кривых Настя




+




Свойственна фрагментарность, решает задачи по алгоритму.

11

Мамамгазиев Руслан




+




Свойственна фрагментарность, решает задачи по алгоритму.

12

Мефодьева Люда







+

Хорошо работает как в одиночку, так и в группах.

13

Нагибин Игорь




+




Свойственна фрагментарность, решает задачи по алгоритму.

14

Османова Таня







+

Участвует в мозговом штурме, экспериментах, решает задачи.

15

Песоцкая Надя




+




Решает задачи по алгоритму, выделяет структурные элементы.

16

Прокопьева Оля





+



Предпочитает уроки решения задач, важна эмоциональная окраска.

17

Рылова Вероника







+

Хорошо работает как в одиночку, так и в группах.

18

Рыбаков Иван


+






Предпочитает работу в группе, важна эмоциональная окраска.

19

Селезнёва Аня



+





Умеет выделять главное , участвует в рассуждениях.

20

Старникова Наталья


+






Предпочитает работу в группе, важна эмоциональная окраска.

21

Сумина Марина







+

Неплохо решает задачи, выделяет главное в проблеме, важна эмоциональная окраска.

22

Суманова Аня





+



Неплохо решает задачи, выделяет главное в проблеме, важна эмоциональная окраска.

23

Сурков Вова







+

Решает задачи, используя алгоритм; активен на уроке-игре.

24

Тараненко Сергей


+






Предпочитает работу в группе, важна эмоциональная окраска.

25

Терлеев Саша




+




Решает задачи, предпочитает работу в одиночку.

26

Широбоков Дима







+

Хорошо выполняет вычисления, выделяет главное в проблеме.

Методический анализ.


Блок «Основные положения МКТ»

  • Анализируем число часов, отводимых для изучения данного раздела примерными программами.

При изучении на уровне А выделяется тема «Молекулярная физика». В учебнике А.Я.Мякишева ей посвящены восемь параграфов .

На уровне В на изучение данной темы отводится 4 уроков.

  • Выделяем дидактическую цель блока: ознакомить учащихся с основными положениями МКТ.

  • В блоке выделяем 4 модуля:М1 «Основные положения МКТ»; М2 «Характеристики молекул»; М3 «.Свойства вещества с точки зрения МК представлений»; М4 «Обобщение и контроль знаний».

  • С целью выделения ЧДЦ учебных элементов конкретизируем необходимые знания и умения:

    1. Понимать (знать содержание, аргументировать истинность примерами) основные положения МКТ

    2. Объяснять основные свойства агрегатных состояний вещества его строением, движением и взаимодействием составляющих частиц.

    3. давать качественные и количественные оценки параметров молекул (размеры, масса, скорость движения, характер взаимодействия и др.) в различных агрегатных состояниях вещества, приводить простейшие расчёты.

    4. Объяснять по схеме методы определения размеров молекул, скорость их движения.

    5. Описывать опыты Штерна и Перрена, опыт Влея.

Модуль М2 включает в себя 5 учебных элементов для 1-2 уровня сложности.

В начале урока учитель сообщает ДЦМ, после чего учащиеся выбирают вариант учебного модуля.

При освоении УЭ1:

- учащимся с интегральными стилями предлагается ознакомиться с опытом по определению размеров молекул и понятиями числа молекул , концентрации вещества в ходе работы с таблицей и учебником.

- учащимся с дифференциальными стилями предлагается работа с текстом по плану (учащимся предлагались различные учебные пособия, содержащие данный материал).

При освоении УЭ2 –УЭ3: учащимся предлагалась работа с таблицей , даётся установка на заучивание и воспроизведение и предлагается решить задачи.

После выполнения заданий выходного контроля (УЭ4) на основе саморефлексии(УЭ5) определяется объём домашнего задания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
модульная программа "Основные положения МКТ"

Автор: Ковалева Галина Николаевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства