Модульная программа блока "Основные положения Молекулярно-кинетической теории" разработана для обучающихся 10 класса. Первый блок программы представлен в двух уровнях сложности и разработан в соответствии с дифферинциально-интегративным подходом. В приложении представлена таблица когнитивных стилей обучающихся. Также представлен методический анализ составления программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
УЭ1.Размеры молекул. Опыт Р.Влея. Число молекул. Концентрация вещества.
ЧДЦ: Знать методики определения размеров молекул; воспроизводить формулы для расчёта числа молекул и концентрации вещества.
Работайте с таблицей по теме «Характеристики молекул». Изучите §58(стр.142-143)
(1 балл)
Таблица по теме «Характеристики молекул». (см.приложение 1.)
План изучения материала:
1.оценка размеров молекул.
2.число молекул.
3.концентрация вещества.
Изучите текст § 58 (стр.142-143)
Работайте с планом.
(1балл)
УЭ2.Количество вещества. Постоянная Авогадро.
ЧДЦ : Воспроизводить формулу для расчёта количества вещества; знать постоянную Авогадро..
1.Работайте с таблицей. (см. приложение1).Изучите §59(стр.144-145)
2.Решите задачу (1балл)
( Ответ: 8986моль)
Какое количество вещества составляют 5.41•10²молекул?
Тело состоит из 8.204•10²молекул, найдите количество вещества, содержащегося в теле.
1.Изучите §59(стр.144-145).Работайте с таблицей (см приложение1).
2.Решите задачу.(1балл)
(Ответ: 13.6 моль)
Запомнить формулу количества вещества и значение постоянной Авогадро. Заучите их.(1балл)
ν = N/Na
Na = 6.02•10²³мольˉ¹
Запомнить формулу количества вещества и значение постоянной Авогадро. Заучите их.(1балл)
УЭ3.Молярная масса вещества. Масса вещества.
ЧДЦ: различать формулы для расчёта массы одной молекулы, молярной массы и массы вещества.
1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. (1 балл)
2. Решите задачи (за решение каждой 1 балл)
1.Ответ: 16•10ˉ⁶кг
2.Ответ: 0.33•10ˉ²⁶кг
3.Восмпользуйтесь обобщённым алгоритмом решения задач такого типа; примените его к решению данной задачи, расписав пошаговые действия, выполненные вами при получении результата в задаче.(1 балл)
1.Какую массу имеют 3*10²°молекул кислорода (О2)?
2.Вычислите массу одного атома гелия He.
1.Какова масса воды, взятой в количестве 100моль?
1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. (1 балл)
2.Решите задачу. (1 балл)
Ответ: 1.8кг
3.Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для такого типа задач. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (1 балл)
Обобщённый алгоритм решения задачи
1.Запишем формулу количества вещества:
ν = N/Na
2.Используя формулу: ν=m/M, выразим массу: m=ν•M
3.Производим расчёт, ответ выражаем в килограммах.
УЭ4. Выходной контроль.
ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.
Решите задачи:
1.Определить молярную массу и массу одной молекулы кислорода (О2).
УЭ1.Размеры молекул. Опыт Р.Влея. Число молекул. Концентрация вещества.
ЧДЦ: Уметь объяснять методики определения размеров молекул; воспроизводить формулы для расчёта числа молекул и концентрации вещества.
Работайте с таблицей по теме «Характеристики молекул». Изучите §58(стр.142-143)
Запишите формулы числа молекул, концентрации вещества.(2 балла)
таблица по теме «Характеристики молекул». (см. приложение 1.)
План изучения материала:
1.оценка размеров молекул.
2.число молекул.
3.концентрация вещества.
Изучите текст § 58 (стр.142-143)
Работайте с планом.
Запишите формулы для расчёта числа молекул, концентрации вещества.
УЭ2.Количество вещества. Постоянная Авогадро.
ЧДЦ: Уметь объяснять связь между количеством вещества, числом молекул, концентрацией вещества и постоянной Авогадро. Применять формулы при решении задач в несколько изменённой ситуации.
1.Работайте с таблицей, (см. приложение1).Изучите §59(стр.144-145)
2.Решите задачу (2 балла)
( Ответ: 301*10²³мˉ³ )
Какова концентрация 100моль ртути содержащихся в 2 м³?
1.Изучите §59(стр.144-145).Работайте с таблицей (см приложение1).
2.Решите задачу.(2 балла)
(Ответ: 301*10²³мˉ³)
Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Распишите пошаговые действия, выполненные вами при получении результата. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма решения задач такого типа.(2 балла)
Обобщённый алгоритм решения задачи
Используем формулу концентрации вещества: n=N/V
Выразим число молекул из формулы количества вещества: N=ν•Na
Произведём вычисления, запишем ответ.
Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (2 балла)
УЭ3.Молярная масса вещества. Масса вещества.
ЧДЦ: Различать формулы для расчёта массы одной молекулы, молярной массы и массы вещества. Решить задачи на применение формул
в несколько изменённых условиях.
1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. Выпишите необходимые соотношения в тетрадь.(2 балла)
2. Решите задачу (2 балла)
Ответ: mpb/mal=1.5
3. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Распишите пошаговые действия, выполненные вами при получении результата. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма решения задач такого типа.(2 балла)
Что имеет большую массу и во сколько раз: 5 молей алюминия или 1 моль свинца?
Что имеет большую массу и во сколько раз: 4 моль свинца или 2 моль серебра?
1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. Выпишите необходимые соотношения в тетрадь .(2 балла)
2.Решите задачу. (2 балла)
Ответ: mpb/mag=3.8
3.Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для такого типа задач. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (2 балл)
Обобщённый алгоритм решения задачи
1.Определить молярные массы веществ.
2.Выразить из формулы ν=m/M массу вещества: m=ν•M
3.Произвести вычисления масс веществ.
4.Найти отношение масс данных веществ, записать ответ.
УЭ4.Выходной контроль.
ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.
Решите задачи:
1.Какой объём будут занимать 10²атомов алюминия?
2.Какую массу имеет водород (Н2), количество вещества которого соответствует 2.7кг алюминия?
3.Масса 14.95*10² молекул инертного газа составляет 5кг. Какой это газ?
4.Сколько молекул воздуха содержится в комнате объёмом 60м³ при нормальных условиях?
5.Определите массу одной молекулы серебра.
Проверьте свои ответы по коду и оцените. Подсчитайте количество баллов и занесите в лист контроля. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. 0.016м³
2. 0.2кг.
3. неон (М=20.17*10ˉ¹³кг/моль)
4. 1.6*10²
5. 1.79*10ˉкг.
УЭ5.Подведение итогов.
ЧДЦ: заполнить лист контроля; оценить знания.
Лист контроля ( ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД)
Учеб.
элемент
Задания (вопросы)
Итого
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
УЭ1
2
УЭ2
2
2
УЭ3
2
2
2
УЭ4
2
2
2
2
2
22
Итого
Оценка
Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:
18-22 баллов – «хорошо»;
12-17 баллов – «зачёт»
≤11 баллов – «незачёт»
Сдайте лист контроля учителю.
Дифференцированное домашнее задание.
«хорошо»: повторите изученный материал
«Зачёт»: решите задачу: определите линейные размеры молекул воды.
«Незачёт»:§58-59, Упр.№11(5-7)
Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом своей работы на уроке.
Решает задачи, используя алгоритм; участвует в дискуссиях.
7
Ибрагимова Ира
+
Хорошо работает как в одиночку, так и в группах.
8
Лупов Артём
+
Предпочитает работу в группе, участвует в проведении экспериментов.
9
Квезерели Миша
+
Неплохо решает задачи, выделяет главное в проблеме, важна эмоциональная окраска.
10
Кривых Настя
+
Свойственна фрагментарность, решает задачи по алгоритму.
11
Мамамгазиев Руслан
+
Свойственна фрагментарность, решает задачи по алгоритму.
12
Мефодьева Люда
+
Хорошо работает как в одиночку, так и в группах.
13
Нагибин Игорь
+
Свойственна фрагментарность, решает задачи по алгоритму.
14
Османова Таня
+
Участвует в мозговом штурме, экспериментах, решает задачи.
15
Песоцкая Надя
+
Решает задачи по алгоритму, выделяет структурные элементы.
16
Прокопьева Оля
+
Предпочитает уроки решения задач, важна эмоциональная окраска.
17
Рылова Вероника
+
Хорошо работает как в одиночку, так и в группах.
18
Рыбаков Иван
+
Предпочитает работу в группе, важна эмоциональная окраска.
19
Селезнёва Аня
+
Умеет выделять главное , участвует в рассуждениях.
20
Старникова Наталья
+
Предпочитает работу в группе, важна эмоциональная окраска.
21
Сумина Марина
+
Неплохо решает задачи, выделяет главное в проблеме, важна эмоциональная окраска.
22
Суманова Аня
+
Неплохо решает задачи, выделяет главное в проблеме, важна эмоциональная окраска.
23
Сурков Вова
+
Решает задачи, используя алгоритм; активен на уроке-игре.
24
Тараненко Сергей
+
Предпочитает работу в группе, важна эмоциональная окраска.
25
Терлеев Саша
+
Решает задачи, предпочитает работу в одиночку.
26
Широбоков Дима
+
Хорошо выполняет вычисления, выделяет главное в проблеме.
Методический анализ.
Блок «Основные положения МКТ»
Анализируем число часов, отводимых для изучения данного раздела примерными программами.
При изучении на уровне А выделяется тема «Молекулярная физика». В учебнике А.Я.Мякишева ей посвящены восемь параграфов .
На уровне В на изучение данной темы отводится 4 уроков.
Выделяем дидактическую цель блока: ознакомить учащихся с основными положениями МКТ.
В блоке выделяем 4 модуля:М1 «Основные положения МКТ»; М2 «Характеристики молекул»; М3 «.Свойства вещества с точки зрения МК представлений»; М4 «Обобщение и контроль знаний».
С целью выделения ЧДЦ учебных элементов конкретизируем необходимые знания и умения:
Понимать (знать содержание, аргументировать истинность примерами) основные положения МКТ
Объяснять основные свойства агрегатных состояний вещества его строением, движением и взаимодействием составляющих частиц.
давать качественные и количественные оценки параметров молекул (размеры, масса, скорость движения, характер взаимодействия и др.) в различных агрегатных состояниях вещества, приводить простейшие расчёты.
Объяснять по схеме методы определения размеров молекул, скорость их движения.
Описывать опыты Штерна и Перрена, опыт Влея.
Модуль М2 включает в себя 5 учебных элементов для 1-2 уровня сложности.
В начале урока учитель сообщает ДЦМ, после чего учащиеся выбирают вариант учебного модуля.
При освоении УЭ1:
- учащимся с интегральными стилями предлагается ознакомиться с опытом по определению размеров молекул и понятиями числа молекул , концентрации вещества в ходе работы с таблицей и учебником.
- учащимся с дифференциальными стилями предлагается работа с текстом по плану (учащимся предлагались различные учебные пособия, содержащие данный материал).
При освоении УЭ2 –УЭ3: учащимся предлагалась работа с таблицей , даётся установка на заучивание и воспроизведение и предлагается решить задачи.
После выполнения заданий выходного контроля (УЭ4) на основе саморефлексии(УЭ5) определяется объём домашнего задания.