Методическая разработка урока решения задач по теме "Закон сохранения импульса".
Методическая разработка урока решения задач по теме "Закон сохранения импульса".
Тема урока: «Решение задач»
Педагогическая цель:научить применять полученные знания о законе сохранения импульса и различным экспериментальным, расчетными исследовательским заданиям; закрепить межпредметные связи с информатикой; формировать навыки работы интерактивными моделями; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умения анализировать ошибки; развивать интерес к физике. Воспитательная цель: содействовать формированию научного мировоззрения школьника, показать роль эксперимента в раскрытии причинно-следственных связей. Развивающая:продолжать формирование умений применять знания из курса математики в процессе изучения физики, формирование умения применять знания в новых ситуациях.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока решения задач по теме "Закон сохранения импульса".»
Разработка урока решения задач по теме: «Закон сохранения импульса». Физика,9 класс.
Тема урока: «Решение задач»
Педагогическая цель:научить применять полученные знания о законе сохранения импульса и различным экспериментальным, расчетными исследовательским заданиям; закрепить межпредметные связи с информатикой; формировать навыки работы интерактивными моделями; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умения анализировать ошибки; развивать интерес к физике. Воспитательная цель: содействовать формированию научного мировоззрения школьника, показать роль эксперимента в раскрытии причинно-следственных связей. Развивающая:продолжать формирование умений применять знания из курса математики в процессе изучения физики, формирование умения применять знания в новых ситуациях.
Можно ли сказать, что тело обладает импульсом потому, что на него действует сила?
Что называется импульсом силы?
Чему равно изменение импульса тела, если сила, приложенная к телу, изменяет его импульс?
Назовите единицу измерения импульса тела и импульса силы.
Дать определение замкнутой системы тел.
Сформулировать закон сохранения импульса.
Какой удар называется абсолютно неупругим?
Какой удар называется абсолютно упругим?
Когда можно применять закон сохранения импульса?
Почему необходимо было ввести в физику понятие «импульс»?
Могут ли внутренние силы изменить импульс системы?
Решение задач .
Качественные задачи.
Учащиеся решают задачи в группах по 2-4человека, обсуждают и излагают своё решение устно.
Каково назначение мягкой упаковки ёлочных игрушек или посуды?
Что происходит при механическом ударе в технике? Почему при ковке возникают большие силы?
Как пояснить разрыв троса при буксировке автомобиля, если водитель резко трогается с места?
Почему при выстреле из ружья рекомендуют сильнее прижимать его к плечу?
Почему стеклянная бутылка, упавшая на пол, разбивается , но остается целой при падении на мягкую поверхность.
Герой книги Э.Распе, барон Мюнхгаузен рассказывал, что, «схватив себя за волосы, я из всех сил дернул их вверх и вытащил и себя, и своего коня, крепко зажатого между ногами». Возможно ли это?
Решение экспериментальных и расчетных задач с использованием интерактивной модели е упругих соударений.
Учащиеся работают за компьютером по инструкции. Учитель помогает, консультирует, проверяет правильность выполнения работы.
Инструкция.
Запустите программу «Физика 9 Кл.» НОВАЯ ШКОЛА (ООО Экзамен-медиа). Интерактивная модель «Взаимодействие тел при упругом и неупругом ударе». Порядок действий .Откройте в разделе «Механика» окно «Закон сохранения импульса при упругом и неупругом ударе».
Задав начальные значения координат шаров: х01=100 ед, у01=200 ед, х02 = 250 ед, у02 = 200 ед. (центрального упругого столкновения) , скоростей шаров V1= 5 м/с и V2= 0 м/с. Нажмите кнопку «Пуск/ пауза», пронаблюдайте за происходящим на экране
Обратите внимание на то, что на экране компьютера отображаются значения импульсов и кинетической энергии тележек как до, так и после соударений.
Проведите компьютерные эксперименты:
1.Экспериментальная задача
1.Установите, нажав кнопку «В начало» следующие параметры эксперимента:
Шар 1: V1 = 15м/с, m1 = 2 кг;
Шар 2: V2 = 5 м/с, m2 = 0,5 кг.
2.Рассчитайте импульсы и кинетическую энергию тележек до соударения (проверьте свои расчеты со значениями на экране):
3.Нажмите кнопку «Пуск / пауза». Обратите внимание на изменение величин импульсов шаров после неупругого соударения.
4.Запишите полученные значения исследуемых величин после соударения
Р’1 =________; Р’2 =__________; 5.Ответьте на вопрос:
Выполняется ли закон сохранения импульса при упругом соударении? Ответ обоснуйте:
до соударения Р = Р1+ Р2 =____________;после соударения P’ =__________=_____________
Таким образом, Р ____P’ значит, при упругом соударении закон сохранения импульса_______________
2.Расчетные задачи.
Решите задачи, а затем, используя компьютерную модель, проверьте полученные вами ответы.
1.Первый шар, массой m1= 2 кг двигаясь со скоростью V1= 5 м/с и сталкивается с неподвижным шаром, массой m2= 2 кг. Определите скорость второго шара, если после абсолютно упругого соударения, если первый шар останавливается.
Решение.
Составьте уравнение закона сохранения импульса для неупругого соударения:________________
Решите уравнение относительно скорости U2
U2 ____________________________________ Выполните проверку размерности [U ]= _____________________ Подставьте числовые значения и получите ответ :U2 =___________________________________
2.Шар массой m1= 2 кг движется со скоростью V1= 5 м/с и сталкивается со вторым неподвижным шаром. Определите массу второго шара, если после абсолютно упругого соударения первый шар движется со скоростью U1=3 м/с, а второй со скоростью U2 = 8 м/с.
Ответ m2 =___________________
3.Первый шар массой 2 кг догоняет второй шар массой 0,5 кг, движущийся со скоростью 5 м/с. Какова должна быть скорость первого тела, чтобы после упругого столкновения первый шар приобрел скорость равную 11 м/с, а второй 21 м/с?
Ответ: Первый шар движется________________, V1 =___________________.
4.Два шара массами m1 = 0,5 кг и m2 = 2 кг движутся со скоростями V1= 10 м/с и V2 = 5 м/с сонаправлено. Определите какую часть энергии отдает первый второму при абсолютно упругом столкновении шаров.
Ответ___________________
3.Исследовательская задача.
Проведите необходимые компьютерные эксперименты, и определите: при каком соотношении масс шаров, движущийся шар передает неподвижному максимум энергии
Ответ: Максимум энергии передается, если________________________________
m1/m2 = _____________________________
Подведение итогов.
Учитель выставляет оценки после сдачи письменных ответов .
Количество выполненных заданий: ___________Количество ошибок_________
Ваша оценка ___________
Домашнее задание.
Ответить на вопросы к § 18 , повторить действия с векторами. Решить задачу:
Задача..Два шара движутся с одинаковыми по модулю скоростями навстречу друг к другу по одной прямой. Что произойдет после их неупругого соударения? Рассмотрите случаи одинаковых и разных масс шаров.