Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Урок – зачет «Электричество вокруг нас»»
МКОУ «СОШ с. Мельница»
Нижнеудинского района Иркутской области
Методическая разработка
Урок – зачет по физике
«Электричество вокруг нас»
8класс
Номинация «Урок»
Автор Ярош Елена Ивановна
Учитель физики
с. Мельница 2017г.
Цели урока:
Образовательная: проверка уровня усвоения материала по теме «Электрический ток», умения решать экспериментальные, расчетные, качественные задачи.
Развивающая: развитие интереса к теме, кругозора, устной речи, коммуникативных способностей.
Воспитательная: воспитание культуры общения при работе в группах, отработка умений излагать и отстаивать свою точку зрения, уважая мнения товарищей.
В течении урока будут формироваться такие умения как: монологическая речь (устные ответы), выделять главную мысль, действовать по алгоритму (решение задач), составлять структурные и логические схемы( работа с физическими приборами, составление формул используя физические величины), умение ставить вопросы, формулировать задачи, видеть проблемы(творческие домашние работы ребят).
Задачи урока: проверить уровень усвоения знаний по теме, развить умения обобщать, синтезировать знания, полученные при изучении темы «Электрические явления», обеспечить преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне.
Межпредметные связи: решение школьниками математических задач с физическим содержанием и освоение способов их решения.
Метапредметные связи: формирование у школьников
ценностно-смысловых компетенций (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
коммуникативных компетенций (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).
Для проведения урока класс разбивается на 3 группы, которые составлены по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности. В каждую группу входят ребята с разным уровнем подготовки, учитываются их психологические особенности, канал восприятия, тип темперамента. По уровню обученности группы примерно одинаковы, поэтому и задания для каждой группы даются однотипные.
2. Кроссворды, составленные ребятами по теме «Электричество»
Ход урока
!.Организационный момент.
Сегодня мы проводим зачетное занятие по теме «Электрический ток». И начнем урок с таких слов: «Сегодня вспомним все о токах
Заряженных частиц потоках
И про источники, про схемы
И нагревания проблемы
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке
Приборы и цепей законы
Кулоны, Вольты, Омы.
Решим, расскажем, соберем
Мы с пользой время проведем!»
( С.В.Боброва)
И польза, которую мы извлечем из нашего урока, будет большая: каждый из вас определит свою цель на уроке: кто-то покажет теоретические знания, экспериментальные, умение решать задачи, а кто-то для себя найдет ответы на вопросы, в которых не совсем разобрался. Оценивать ответы будет экспертная комиссия, которая состоит из ребят вашего класса. УДАЧИ!
2. Активизация знаний и познавательной деятельности учащихся.
Разминка ( для снятия эмоционального напряжения)
Вы сможете проверить своё внимание, быстроту реакции, ну и, конечно же, знания. Я буду предлагать вам разные утверждения, они не всегда будут истинными. Если вы согласны со мной то покажите зеленую карточку, а если не согласны – красную. Учтите, большинство не всегда бывает правым, поэтому – думайте самостоятельно.
Сигнальные карточки(В течение 1 минуты весь класс в быстром темпе).
1. Сегодня воскресенье. ( Нет)
2. На руке шесть пальцев (пять)
3.Заряженная частица, имеющая наименьший положительный заряд… Электрон (Протон)
4. Тело, с которого ушли несколько электронов, заряжено … Положительно
5. Единица мощности (Ватт)
Молодцы! А теперь продолжим нашу работу по группам.
3. Основная часть.
1. задание « Подумай и ответь» ( работа группой)
Даны карточки, в которых надо закончить предложение. После завершения работы обменятся с группами для взаимопроверки и отдать экспертам для оценки работ.
Группа №1
1.Упорядоченное движение электронов называют….
2. Какие действия тока вы знаете….
3. первый источник тока изобрел…
4. Физическая величина, показывающая, какую работу совершает на данном участке ток, при перемещении по этому участку заряда 1кулон называют….
5. . Физическая величина, показывающая, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за 1сек. Называется…
6. носители тока в проводнике…
7. Соединенные друг с другом источник тока, провода, потребители электроэнергии называют….
Группа №2
1. Носителями тока в электролитах являются…
2. Прибор для измерения напряжения…
3.Физическая величина, зависящая от длины проводника, площади поперечного сечения, удельного сопротивления называется…
4. Привести примеры источника тока…
5. Какие действия тока вы знаете….
6. Соединенные друг с другом источник тока, провода, потребители электроэнергии называют….
7. Единицу электрического напряжения называют….
Группа №3
1. Формула закона Ома…
2. Первый источник тока изобрел…
3. Физическая величина, показывающая , какую работу совершает на данном участке ток при перемещении по этому участку заряда 1кулон называют….
4. Единица электрического сопротивления…
5. Закон Джоуля – Ленца (формула)…
6. Причиной сопротивления электрическому току является взаимодействие движущихся электронов с …
На экране даны обозначения физических величин, характеризующих ток. Необходимо составить как можно больше формул по данной теме. (Такие же обозначения величин даются каждому на листе)
U общ I общ R общ p S g A I1 R1 I2 R2 U1 U2 t L
Параллельное соединение Последовательное соединение
3.Задание №3 «Знатоки физики»
Выполняется индивидуальная работа каждого участника группы, самостоятельно выбирая задания, с которыми смогут справиться.
А) Теоретики (от каждой группы по 1 человеку) – рассказывают, используя карточки теоретический материал по теме у доски
Карточка №1
Электрическим напряжением называют…, обозначают….., формула…., единица измерения…….
Прибор для измерения напряжения ….., обозначается на схеме…., правила включения в цепь…..
От каких величин зависит электрическое напряжение…?
Карточка №2
Силой тока называют…, обозначают….., формула…., единица измерения…….
Прибор для измерения силы тока….., обозначается на схеме…., правила включения его в цепь….. От каких величин зависит сила тока?
Карточка №3
Электрическим сопротивлением называют…, обозначают….., формула…., единица измерения…….
Прибор для изменения сопротивления ….., обозначается на схеме…., правила включения в цепь…. От каких величин зависит электрическое сопротивление?
Б) Практики(2 человека от каждой группы) – используя лабораторное оборудование, составляют электрическую цепь и определяют нужную величину. Оценивается быстрота и правильность выполнения.
Задание (задания одинаковы для всех групп)
Используя источник тока, амперметр, вольтметр, лампочку, соединительные провода, реостат, ключ, собрать электрическую цепь и определить напряжение на лампочке и силу тока в цепи.
В) Лаборанты ( 2человека)– изучая данные электрические схемы, найти ошибки и доказать правильность своих выводов.
Схема №1(для первой группы) схема №2( для второй группы)
схема №3 (для третьей группы)
Задание №4 «Я люблю решать задачи»
Учащийся каждой группы выбирает задачи в соответствии со своими способностями их решать. Решение каждой задачи соответствует определенному количеству баллов. Учитывается правильность решения задач, быстрота решения. С последующей проверкой решений задач у доски.( Если останется время)
Задача №1 (3балла)
Какое количество электричества протекает в катушке гальванометра, включенного в цепь на 2 минуты, если сила тока в цепи 12мА?
Задача №2 (3балла)
Найти общее сопротивление 2 последовательно соединенных ламп, если сопротивление одной из них 20ом, а сопротивление другой 0,03кОм.
Задача №3 (4балла)
Найти длину никелиновой проволоки, площадь поперечного сечения которой 0,1мм, а сопротивление равно 2Ом.
Задача №4
Цепь состоит из двух последовательно соединенных проводников сопротивлением 3(Ом) и 7(Ом). Сила тока в цепи 0,5А. Найти напряжение на каждом проводнике и общее напряжение в цепи.
Задача №5
Два проводника сопротивлением 10(Ом) и 15(Ом) соединены параллельно и подключены к сети с напряжением 12В. Определите общее сопротивление проводников, общую силу тока.
Задача №6
Две лампы с сопротивлением 200(Ом) и 300(Ом) соединены параллельно. Найти силу тока во второй лампе, если в первой лампе сила тока равна 0,6А.
Задание №5 «А знаете ли вы…?»
Это домашнее задание, в котором ребята подготовили сообщения на тему: «Действие электрического тока на организм человека», « Меры осторожности при работе с электроприборами», « Что такое гром и молния. Как вести себя во время грозы»
Оценочный лист по группам
Фамилия, имя
№1 «Закончить предложение»
№2 «Формулы,
формулы»
№3 «Знатоки физики»
№4 «Я люблю решать задачи»»
итог
Творческое задание «А знаете ли вы…?
5. Подведение итога урока.
6. Задание на дом
1.Составить обобщающую таблицу с формулами по теме «Электрический ток»
2. Изготовить игрушку или прибор в соответствии с темой.
7. Рефлексия
Ребята на столах лежат анкеты, в которых нужно закончить предложения, подчеркнув слово соответствующее вашему настроению после урока.
1.На уроке я чувствовал себя….(уверенно, неуверенно)
2. С темой я разобрался (хорошо, не очень хорошо, не разобрался вообще)
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке.
Заключительное слово учителя.
Литература
1.Лукашик В.И. Сборник задач по физике. Учебное пособие для учащихся 7-9классов 14-е изд, М. «Просвещение»2014г.
2. Перельман Я.и. Занимательная физика.2-я книга. М. Наука1976г