Тема: Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные
  и поперечные волны.
  Слайд №1
  Тип урока: урок изучения нового материала.
  № урока: 32.
  Метод: объяснительно-иллюстративный.
  Слайд №2
  Цели:
   
 
   
 
   Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся; расширение кругозора учащихся; установление межпредметных связей; развитие памяти, логического мышления, внимания, эмоций, воли и настойчивости в учении у учащихся; умения применять знания в нестандартных ситуациях.
 
  
 
  Форма организации занятий: беседа.
  
 
  Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
  
 
  Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, изображение картин В.Волосова, Айвазовского «Девятый вал», фотографии цунами, барханов, моря.
  
 
  Раздаточный материал: 1) чайные ложки для проведения опытов (9 штук), катушка ниток; 2) пипетка, стакан с водой; 3) карточки с тестовыми заданиями на закрепление материала(9 штук) (Приложение 1); 4) карточки с домашним заданием(9 штук); 5) карточки с таблицей (рефлексия) (9 штук) (Приложение 2).
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Структура урока
  
 
        |    №  п/п   |    Этап урока   |    Длительность этапа   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учеников   |  
  |   1   |    Организационный момент   |    2 мин   |    Объявление темы урока, целей и порядка работы на уроке   |    Подготовка к работе на уроке, запись темы урока в тетрадь   |  
  |   2   |    Проверка домашнего задания   |    3 мин   |    Проведение фронтального опроса класса с целью проверки усвоения темы прошлого урока   |    Ответы на вопросы учителя   |  
  |   3   |    Актуализация знаний   |    7 мин   |    Учитель предлагает учащимся вопросы, направленные на актуализацию темы   |    Ответы на вопросы учителя, требующие знаний по различным предметам   |  
  |   4   |    Объяснение нового материала   |    17 мин   |    Изложение нового материала   |    Восприятие и запись нового материала   |  
  |   5   |    Физическая и эмоциональная разгрузка   |    4 мин   |    Организация разгрузки и комментирование действий учащихся   |    Выполнение физических упражнений, имитирующих распространение волны   |  
  |   6   |    Закрепление новых знаний   |    5 мин   |    Контроль деятельности учащихся   |    Выполнение заданий по карточкам   |  
  |   7   |    Подведение итогов, выставление оценок (рефлексия)   |    5 мин   |    Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки     |    Каждый ученик заполняет таблицу     |  
  |   8   |    Задание на дом     |    2 мин   |    Учитель раздает карточки с домашним заданием, комментирует его   |    Слушают пояснения учителя, записывают задание в дневник   |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Ход урока
  1. Организационный момент.
  Учитель: Ребята, тема нашего урока сегодня «Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны». Это продолжение темы «Механические колебания». Сегодня мы познакомимся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнаем виды волн, в чем их отличие друг от друга, приведем примеры волновых явлений в природе, проведем демонстрационные опыты, вспомним где мы уже встречались с таким понятием как волна. Итак, запишем тему урока в тетрадь.
  2. Проверка домашнего задания.
  Слайд №3
  Фронтальный опрос:
   Могут ли свободные колебания быть незатухающими? Почему?
  Какие колебания называются вынужденными?
  Что такое механический резонанс?
  К каким колебаниям – свободным или вынужденным – применимо понятие резонанса?
  Приведите примеры вредного и полезного проявления механического резонанса.
 
  3. Актуализация знаний
  Учитель: Так как тема нашего урока сегодня – Волны, то давайте вспомним строки из поэтических произведений, где упоминались бы волны.
  Слайд №4
  Ученики:  
   К. Чуковский
  
 
   А.С.Пушкин
  
 
   А.С.Пушкин
  
 
   М.Ю.Лермонтов
  
 
   Пусть хриплый марш пересечет »
  А.Ахматова
  Учитель: А теперь давайте посмотрим картины современного художника Владимира Волосова, доктора физико-математических наук. Что на них изображено?
  Слайд №5-7
  
 
  Демонстрируются картины В.Волосова.
  Учитель: Какой ещё из художников, изображавших море, вам известен?
  Слайд №8
  Ученики: Айвазовский « Девятый вал»
  Демонстрируется картина Айвазовского « Девятый вал»
  Слайд №9-11
  Учитель: Давайте рассмотрим волны на планете Земля.
  Демонстрируются фотографии цунами и барханов.
  Слайд №12-13
  Учитель: Движение песка в пустыне, переливы ржаного поля тоже подчиняются законам распространения волн.
  Слайд №14
  Демонстрируются плакат с надписью «Невидимые волны»
  Учитель: Что это за волны такие? Существуют невидимые звуковые волны.
  4. Объяснение нового материала
Учитель: Давайте проведём следующий демонстрационный опыт. Один конец гибкого шнура жестко укрепляют в точке А (держит ученик), а свободный конец хлыстовым движением перемещают в вертикальной( горизонтальной) плоскости. По шнуру начинает бежать упругая волна в точке А. В данном случае источником возмущения упругой среды была рука.
  Слайд №15
  Учитель: Что же такое волна?
  Ученики записывают определение:
  Волна - это колебания, которые перемещаются в пространстве с течением времени.
  Учитель: Волны бывают механические и электромагнитные. Электромагнитные волны, представляющие собой распространяющиеся возмущения электромагнитного поля, будут рассмотрены нами позже. А сегодня рассмотрим более подробно механические волны. К механическим волнам относят упругие волны и волны на поверхности жидкости.
  Ученики записывают определение:
  Упругие механические волны - это возмущения, которые распространяются только в веществе - упругой среде.
  Слайд №16
  Учитель: А в каких же упругих средах могут распространяться механические волны?
   Волны распространяются в жидкости (картины Айвазовского, фотография моря, все мы бросали камешек в реку и видели волны, распространяющиеся от него).
  Волны распространяются в газах ( звуковая волна).
  А в твёрдом теле может возникнуть волна?
 
  Проведём следующие опыты.
  Опыт1. Каждый возьмите чайную ложку, которая лежит у вас  
  на столе и ударьте ей по столу. Слышен звук. Теперь приложите ухо к поверхности стола и снова ударьте ложечкой. Звук слышен лучше. Это доказывает, что в твёрдых телах волны распространяются. Можно вспомнить, что о приближении вражеской конницы узнавали, приложив ухо к земле.
  Опыт 2. Привяжите к ложечке 2 нити равной длины и приложите их к ушам.
  Ложечкой ударьте по краю стола. Слышен звук, похожий на удар колокола (звук
  передаётся по натянутым нитям).
  Ученики: Делают вывод о том, что механические волны могут распространяться в
  различных средах и записывают это в своих тетрадях.
  Учитель: Давайте рассмотрим виды упругих волн. В любой упругой волне одновременно существуют два вида движения:  
  колебания частиц среды и распространение возмущения, поэтому различают
  продольные и поперечные волны.
  Слайд №17-18
  Если при распространении волны направление колебаний частиц и распространения волны совпадают, то такие волны называют продольными. В воздухе или воде распространение волны может происходить за счёт разряжения и сжатия среды. При этом движение отдельных частиц параллельно
  или другими словами продольно направлению распространения волны.  Звук - один из примеров подобных волн.
  Продольные волны - это волны сжатия и растяжения, поэтому они могут
  распространяться в любой среде (твёрдой, жидкой, газообразной).  
  Слайд №19-20
  Если при распространении волны направление колебаний частиц
  перпендикулярно направлению распространения волны, то такие волны называют
  поперечными.
  Поперечные волны - это волны сдвига, значит они могут распространяться только в твёрдых телах.
  Ученики: Записывают в тетради 2 основных вида волн: продольные и поперечные.
  Слайд №21-22
  Учитель: Давайте проделаем следующий эксперимент. Выясним, как будут
  распространяться волны на поверхности воды в стакане, создавая их каплями воды,
  падающими из пипетки. Демонстрируемая волна на поверхности жидкости является
  смешанной. Она не является ни продольной, ни поперечной.
  Слайд №23
  Волны распространяются в пространстве, перенося энергию.  
  А происходит ли перенос вещества при распространении волн? Давайте поставим «эксперимент на себе».  
  5. Физическая и эмоциональная разгрузка
  Ученики выстраиваются шеренгу, держась за руки, или в колонну по одному, кладя руки на плечи впереди стоящего. По команде учителя один из учеников начинает совершать периодические движения в указанном направлении. Колебания передаются другим учащимся и возникает «волна», которую наблюдают учащиеся.
  Команды: присядьте, встаньте, нагнитесь влево, нагнитесь вправо (колонна).
  Поднимите правую руку вверх, нагнитесь вправо, присядьте, встаньте (шеренга).
  Учитель при этом обращает внимание учащихся на то, что при распространении колебаний в пространстве не происходит переноса вещества. Учащиеся остаются на месте, в то время как колебания передаются от одного к другому.
  Учитель: Примеры волновых явлений:  
   электромагнитное излучение солнца обогревает Землю;
  волны океана размывают берега, принося энергию, полученную от ветра или
 
  землетрясений вдали от этих берегов;
   вылетают оконные стёкла;
   вибрирующий воздух доносит звуки до наших ушей;
  можно послать радиоволны к другим планетам и за их пределы;
  сдвиг земной поверхности в одном месте могут вызвать колебания в  
 
  достаточно удаленной от места возникновения точке;
   волну;
   всколыхнуло Тихий океан с такой амплитудой, что были разрушены
  селения на его берегах на расстоянии 4000м.
  6. Закрепление новых знаний
  Учитель раздаёт карточки с тестовыми заданиями (Приложение 1).
  Ученики выполняют задания и сдают карточки учителю.
  Далее выслушиваются сообщения учащихся «Сейсмические волны» и «Сейсмограф» как дополнение к новому материалу.
  7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
  Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
  
 
  Слайд №24
  8.Задание на дом
  Учитель задаёт домашнее задание и комментирует его.
  §§31, 32, вопросы.
  Экспериментальное задание: Налейте воду в ванну (таз, чашку) и посредством
  ритмичных касаний воды пальцем (или линейкой) создайте на её поверхности волны.
  Используя разную частоту колебаний (касаясь воды один или два раза в секунду),
  обратите внимание на расстояние между соседними гребнями волн.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 1
  Задание на закрепление нового материала
  Ф.И. учащегося 
  1. На каком из рисунков показана поперечная волна? Продольная волна? Подпишите  
  рисунки.
  
 
  рисунки. 
  
 
  

  ___________________________________ ____________________________________
  2.Поперечная волна возбуждается:
   В твердых телах; Б) В жидкостях;
  В газах.
 
  3. В продольных волнах колебания распространяются:
  А) В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны; Б) В направлениях распространения волны.
  4. В поперечных волнах колебания распространяются:
  А) В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны; Б) В направлениях распространения волны.
  5. Волна, возбуждаемая струной в воздухе, является:
А) Продольной;
  Б) Поперечной.
  6. Волна, возбуждаемая смычком в струне, является:
А) Продольной;
  Б) Поперечной.
  
 
  7. Продольная волна возбуждается:
  А) В твердых телах;
  Б) В жидкостях;
  В) В газах.
  
 
  
 
  Приложение 2
        |    Фамилия,  имя   |    Что знал?   |    Что узнал?   |    С чем не согласен?   |    Что непонятно?   |  
  |        |         |         |         |         |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
    8