kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка учебного занятия "ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромный вклад в дело Победы внесли ученые, конструкторы и физики. К сожалению, на страницах учебников мы не найдем фамилии многих из этих людей и их вклад в дело Победы. Урок посвящен ученым, конструкторам и физикам, работавших в годы войны в Саратове. Вспомним и о наших земляках: Перегудове В.Н, Бардине И.П., Грушине И.П.,  работавших в различных институтах, лабораториях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия "ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ" »

Методическая разработка учебного занятия.

(9-11 кл)





«Творцы оружия Победы»







МАОУ СОШ №21

г. Балаково

Николаева О.И.









2015г




Цель: Познакомить учащихся с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки в достижении Великой Победы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формирование представлений о взаимодействии физики и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.

  • Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы - мультимедийную презентацию.

  • Формирование у учащихся представлений о связи физики с историей, литературой, информатикой.

Воспитательные:

  • Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых, работавших в годы войны в Саратове, и ученых, родившихся на территории Саратовской области, исторических фактах, документах.

  • Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей учащихся при создании мультимедийных презентаций.

  • Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.

Подготовка к уроку: Заранее учащиеся разбиваются на группы, выбираются руководители групп. С учащимися обсуждаются основные страницы журнала, по которым группы собирают необходимый материал, готовят мультимедийные презентации к уроку.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран


Ход урока.

  1. Орг. Момент

  2. Страница первая: «Ученые – творцы Победы».

III. Страница вторая: «Творец стремительных «Яков»

    1. Страница третья: «Фриш С.Э.»

V. Страница четвертая: « Естествоиспытатель Качугин».

VI. Страница пятая: «Первенец газовой индустрии».

    1. Страница шестая: «Ракетчик Грушин».

    2. Страница седьмая: «Корабел из Балаково».

    3. Страница восьмая: « Металлург Бардин».

    4. Страница девятая: «Русский физикохимик».

    5. Страница десятая: « Победная весна»..

I. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Учитель: 9 мая 2015 года исполнится 70 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна, и воины, и тыл: женщины, старики, дети. Наш героический народ уничтожил чудовищную фашистскую военную машину и навсегда избавил человечество от фашистской диктатуры. Ни один другой народ в мире не мог бы в то время решить эту невероятно трудную историческую задачу. Каждый из нас, современников, должен твердо помнить, чем мы обязаны погибшим на войне. Это они дали нам возможность нормально учиться, свободно выбирать профессию и самостоятельно строить жизнь. Война предъявила к каждому жителю нашей страны предельно суровые требования, страна нуждалась в массовом героизме, и его проявляли даже дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад внесли ученые-математики, конструкторы и физики, которым в самые кратчайшие сроки поручалось решать сложнейшие задачи, связанные с проблемами военной тактики, военной стратегии, военной техники тех лет. К сожалению, на страницах учебников физики, мы не найдем фамилии многих из этих людей и их вклад в достижение Победы. Свой урок мы посвятим ученым, физикам и конструкторам, работавшим в г. Саратове. Вспомним и наших земляков, ученых и конструкторов, трудивших в годы войны, в различных институтах и лабораториях. Эпиграфом нашей совместной работы послужат слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой". Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут вам о вкладе ученых-физиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу над фашизмом.

II. Страницы журнала

Учитель: Итак, давайте перевернем первую страницу истории огненных военных лет.

Страница первая: "Ученые – творцы Победы "

Учитель: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину, чтобы поработить ее и уничтожить. Смертельная опасность нависла над первым в мире государством рабочих и крестьян. Для всех советских людей началась священная и грозная битва за жизнь, свободу и независимость, началась Великая отечественная война.. В первые же дни войны прозвучала по радио песня «Священная война», где был суровый призыв к ее гражданам:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой ...

И народ в едином порыве встал, встал по велению сердца, движимый зовом своей любви к Родине, чувством долга, позабыв о многих невзгодах. Он поднялся на защиту Жизни и своей Страны. Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А.Ф.Иоффе и П.Л.Капица, специалисты в области механики А.Н.Крылов и С.А.Чаплыгин. В нем говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны — во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры...». Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую к тому же требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было: переместить все крупные научные центры в отдаленные и поэтому безопасные районы страны; сохранить научный потенциал страны — людей и важнейшее оборудование, создаваемое годами; развернуть на новых местах научную работу, но подчинить ее нуждам фронта. Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. Секретарь президиума Академии наук П.А.Стеклов писал: « Я еще ни разу в жизни не видел такого единения науки и труда и мощной волны трудового энтузиазма и творческого порыва...». И результат не замедлил сказаться: уже через 2—3 месяца научные центры нача­ли свою работу на новых местах, вдали от линии фронта

Учитель: Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

Выступление учащихся с демонстрацией презентации.







Страница вторая: «Творец стремительных «Яков»



Саратов – родина самого известного самолета Великой Отечественной войны. Достижение блестящих результатов в совершенствование боевых самолетов позволило А. Яковлеву создать грозный истребитель. 1 апреля 1906 года родился Яковлев Александр Сергеевич - советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник авиации , дважды Герой Социалистического Труда . В 20-е гг. Яковлев - один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927-лёгкий самолёт АИР-1. С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Жуковского(ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный, в 1956-84 генеральный конструктор, в 1940-46 одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Всего на заводе №292 в Саратове в 1941-1944 и в 1944-1946 годах было изготовлено 13569 самолетов Як-1 и Як-3 всех модификаций (больше половины от числа всех самолетов, имевшихся у СССР к 22 июня 1941 года). Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове. Кроме советских летчиков на Як-1 и Як-3 воевали французы из полка «Нормандия-Неман» . Осенью 1942 года авиационный завод сильно пострадал от бомбежек. Фашисты разбомбили 70% мощностей, но оно продолжало работать прямо под открытым небом. Истребители конструктора Александра Яковлева саратовское производство освоило еще в 1940 году, спустя год после создания авиазавода. За войну их выпустили более 13 тыс. Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом советского истребителя предвестником Победы.

Страница третья: «Фриш С.Э.»

В годы войны в Саратовском университете работал известный физик, будущий член-корреспондент АН СССР С.Э. Фриш. Родился Сергей Эдуардович 7 июня 1899 г. в интеллигентной семье в деревне Суйда, близ Петербурга . После окончания с золотой медалью 13-й Петроградской гимназии в 1917 г. Сергей Эдуардович был принят в Петроградский университет на математическое отделение физико-математического факультета.. В 1919 г Сергей Эдуардович в числе двенадцати наиболее способных студентов был зачислен в государственного Оптического института (ГОИ) на должность лаборанта при мастерских. В 1921 г. Сергей Эдуардович был оставлен на факультете в должности, соответствующей

нынешнему аспиранту. В этом же году в его жизни произошло важное событие — от ГОИ он на два месяца был направлен в командировку в Германию и Голландию для ознакомления с научными физическими лабораториями. Работая в университете и оставаясь в штате ГОИ, Сергей Эдуардович в 1923 г. начал преподавательскую деятельность в Электротехническом институте. В 1924 г. он становится ассистентом, а после защиты кандидатской диссертации в 1929 г. — доцентом. В 1934 г. Сергей Эдуардович организовал на физическом факультете кафедру оптики и стал ее заведующим вплоть до 1972 г . Его работы связаны с исследованием взаимодействия электронной оболочки с ядром атома, приводящего к появлению сверхтонкой структуры спектральных линий, исследованием элементарных процессов столкновений электронов с атомами. В Саратове С.Э. Фриш занимался проведением спектрального анализа нефтяных проб для Саратовского нефтеперерабатывающего завода. На эвакуированном из Ленинграда Опытном заводе синтетического каучука он проводил работы по налаживанию нового метода получения каучука. Каучук был необходим для производства шин автомобилей и самолетов.

Страница четвертая: « Естествоиспытатель Качугин».

Анатолий Трофимович Качугин родился в 1895 году. Он был студентом медицинском факультета Дерптского университета в Юрьеве (теперь это г. Тарту), когда началась 1 Мировая война. Старшекурсников забрали на фронт зауряд-хирургами. В 1917 году Анатолий Качугин оказался во Франции (по-видимому, в составе русского экспедиционного корпуса). Их интернировали, а Качугин покинул военный лагерь и уехал в Сорбонну - доучиваться, хотя не имел никакой материальной поддержки. Он жил за счет своих разнообразных л портреты прохожих на Монмартре. Был репрессирован в 30 годы. После войны вернулся в медицину. Война застала изобретателя А. Качугина в Саратове. Здесь А. Качугин и П.Солодовников предложили для борьбы с фашистскими танками использовать бутылки с горючей самовозгорающейся смесью "Коктейля Молотова". Для испытания КС экс-зэку в Саратове создали специальный полигон или просто бутылок с зажигательной смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и битвах под Сталинградом, на Курской дуге, в 1944 - при освобождении Европы, в 1945 – при взятии Берлина

Что представляют собой эти бутылки? К обыкновенной стеклянной бутылке прикреплялись резиновые капсулы, содержащие серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру. В бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка при ударе о броню разбивалось, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

Страница пятая: «Первенец газовой индустрии»

Б.А. Можаровский родился 6 июня 1882 г. в г. Казани в семье инспектора народных училищ. В конце 1880-х гг. семья переехала в Вольск, откуда в 1893 г. одиннадцатилетний Борис был отправлен на учебу в саратовскую мужскую гимназию. За «вольные стишки, высмеивающие гимназические порядки», в 1899 г. его перевели в тамбовскую гимназию, которую он успешно окончил в 1901 г. С 1902 по 1909 гг. он учился в Московском университете, сначала на медицинском факультете, но через два года перевелся на геологический. По окончании университета работал гидрогеологом в Туле. В 1914 г. Борис Александрович был направлен министерством земледелия на работу в 1-ю Поволжскую изыскательно-строительную партию в Саратов. В 1918 г. переехал в Москву на должность начальника геологического сектора Управления водного хозяйства при Наркомземе РСФСР. В 1919 г. перешел на преподавательскую деятельность — поступил на должность заведующего кафедрой геологии и гидрогеологии Горецкого сельскохозяйственного института в Белоруссии. В 1923 г. он вернулся в Саратов на должность профессора кафедры геологии Саратовского университета (ныне Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского), где проработал до конца жизни.

В поселке Елшанка около Саратова разведочная скважина № 1 дала первый газ – метан. К открытию мощных месторождений природного горючего газа около Саратова привели исследования недр саратовского Поволжья, проведенные под руководством профессора Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Б.А. Можаровского. В апреле 1941 г. было начато разведочное бурение в районе поселка Елшанка. Открытие и использование горючего газа в Елшанке предотвратило угрозу перебоев в поставке топлива для заводов, выпускающих вооружение для фронта. Работа Б.А. Можаровского и И.И. Енгуразова получила высокую оценку – им присвоены звания лауреатов Сталинской премии.

Страница шестая: «Ракетчик Грушин»

Грушин Пётр Дмитриевич – советский учёный-конструктор, академик, создатель ракетно-зенитных комплексов. Пётр Дмитриевич родился в Вольске 2 января 1906 года в семье русского плотника. Учился в школе и в профессионально-техническом училище, пытался поступить в Самарское училище военных лётчиков, однако по состоянию здоровья принят не был. С юных лет увлекался авиационной техникой, моделированием. Райкомом комсомола был в 1928 году направлен в Ленинградский политехнический институт на отделение подготовки инженеров гидроавиации, переведённое два года спустя в Московский авиационный институт. В 1932 году, успешно выполнив дипломный проект, Грушин был принят на работу в Бюро новых конструкций Всесоюзного авиационного объединения, однако уже в 1933 году вернулся в МАИ на должность заместителя авиаконструктора. Разрабатывал самолёт-дублёр АНТ-25 с применением нержавеющей стали, при испытаниях потерпевший крушение с Грушиным на борту. После неудачи оставшийся невредимым молодой конструктор работал над модернизацией самолёта У-2, участвовал в построении небольшого самолёта "Октябрёнок". В 1940 году Грушин был назначен главным конструктором Харьковского авиазавода, где сконцентрировался на военной авиации, уже в первые годы работы нашедшей применение в воздушных боях Великой Отечественной войны. Летом 1942 г. начинали запускать в серию истребитель Ла-5. Задача, поставленная перед Грушиным на этот раз, была сформулирована по-военному четко - обеспечить скорейший серийный выпуск этих истребителей. И уже осенью 1942 г. первые Ла-5 приняли участие в боях под Сталинградом. В 1943 году конструктор был переведён обратно в Москву главным инженером на авиационный завод.


По инициативе Грушина на истребителях Ла-7 был внедрен ряд новшеств, что позволило увеличить боевую эффективность этих самолетов: было усилено вооружение, проведены работы по герметизации кабины пилота , с октября 1946 года работал в Министерстве авиационной промышленности СССР, затем в Специальном комитете по реактивной технике. В 1948 году вновь вернулся в МАИ на должность проректора по научной работе. С 1950 года Грушин занялся разработкой противовоздушных зенитных управляемых ракет, первые испытания которых были проведены в 1952–1953 годах (на вооружении с 1957 года). За годы исследований и разработок ракеты конструктора Грушина стали частью системы противоракетной обороны Москвы и Московского промышленного района, взяты на вооружение союзными Вьетнамом, Египтом, Сирией и Кубой.

Станция седьмая: «Корабел из Балаково»

Перегудов Владимир Николаевич – советский учёный, инженер-конструктор.


Владимир Перегудов родился 28 июня 1902 года в Балаково в крестьянской семье. Детство и юность провёл на родине, в послереволюционные годы одним из первых вступил в комсомол, участвовал в гражданской войне. С 1921 года на службе в Военно-морском флоте, после курсов подготовки командного состава Балтийского флота в 1926 году окончил Военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. После обучения в Военно-морской академии с 1930 года занимал должность начальника секции подводного плавания, участвовал а разработках первых советских подводных лодок, также работал за рубежом. В числе огромного числа активных участников событий 1917–1921 годов был арестован в 1937 году, однако судом был оправдан и летом следующего года освобождён. В годы Великой Отечественной войны Перегудов работал начальником корпусного отдела в Центральном конструкторском бюро, являлся главным конструктором средних дизель-электрических подводных лодок проекта 608. С 1953 года работал над созданием атомных подводных лодок, в качестве главного конструктора разработал первую советскую подводную лодку этого типа – знаменитую К-3. Также участвовал в проектировании подводных лодок с жидкометаллическим теплоносителем, крылатым самолётом-снарядом и баллистическими ракетами. В 1960 году по состоянию здоровья ушёл с должности главного конструктора и до конца жизни занимался научными исследованиями в качестве ведущего конструктора.


Станция восьмая: «Металлург Бардин»

Бардин Иван Павлович – выдающийся советский металлург, вице-президент Академии Наук СССР.
Иван Павлович родился 10 ноября 1883 года в селе Широкий Уступ Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне Калининский район) в семье портного. Школьные и ранние студенческие годы прошли в Саратове. После окончания земледельческого училища в 1902 году по настоянию родителей, видевших сына агрономом,



поступил в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства, однако за участие в революционном студенческом движении 1905 года был исключён. В 1906 году поступил в Киевский политехнический институт, сначала на агрономическое, а затем на химическое отделение с уклоном в изучение металлургии чугуна и стали, которое окончил в 1910 году. Практику будущий академик проходил на заводах в США, после чего с 1911 года приступил к работе на разных отечественных предприятиях. В 1929–1937 годах работал главным инженером Кузнецкстроя. Бардин входил в число разработчиков Кузнецкого и Череповецкого металлургических комбинатов, в годы Великой Отечественной войны руководил рядом институтов, занимавшихся мобилизацией ресурсов восточной части страны для нужд обороны. Свои главные научные работы Иван Павлович посвятил проектированию полностью механизированных металлургических заводов, введении в черную металлургию применения кислорода и бесслитковой прокатки, усовершенствованию конструкций, в частности доменных печей, освоению новых видов сырья.

Станция девятая: «Русский физикохимик»

Семёнов Николай Николаевич – советский физикохимик, Нобелевский лауреат, один из основоположников химической физики.


Николай Николаевич родился 3 апреля 1896 года в Саратове. Вскоре семья Семёновых переехала в Самару, где в 1913 году будущий академик с отличием закончил реальное училище. В 1917 году Семёнов окончил физико-математический факультет Петроградского университета, где был оставлен профессорским стипендиатом. В начале гражданской войны, находясь на каникулах в контролируемой белыми Самаре, был мобилизован коноводом в артиллерию Колчаковской народной армии, откуда вскоре дезертировал и уехал в Томск, где работал в местных университете и технологическом институте. В 1920 году Семёнов по приглашению А. Ф. Иоффе вернулся в Петроград. В 1931 году Семёнов основал Институт химической физики Российской Академии наук, бессменным директором которого оставался до конца жизни. Год спустя стал академиком. С 1944 года преподавал в МГУ, совместно с П. Л. Капицей был основателем Московского физико-технического института в 1946 году. Принимал активное участие в движении ученых против угрозы ядерной войны. За годы научных исследований Николай Николаевич сделал целый ряд важнейших открытий, разработал теории химических цепных реакций, теплового взрыва, горения газовых смесей, основы теории воспламенения.

III. Заключение

Страница десятая: "Победная весна"

Учитель: Сейчас мы перевернем последнюю страницу нашего журнала. 70 лет отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле 4 года - 1418 дней, унесшая жизни миллионов людей, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над фашистской Германией. Неимоверным напряжением душевных и физических сил война была выиграна в основном Советским Союзом. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки знать, какой ценой была завоевана Победа. В памяти нашей сегодня и вечно будет жить великий подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей жизнью и самоотверженным трудом завоевана Победа, Мир на Земле!

Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в смертельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины.. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования - это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разрабатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике.

Звучит песня "День победы"

Учитель: Вам, ребята, необходимо стремится к знаниям, овладевать ими, так как вы - будущее нашей страны, вы та сила, которая будет развивать отечественную науку и технику, потому что, как доказала история, "знания - это сила"!

Литература:

Балабин В.В. Главный Конструктор первого советского подводного атомохода // Малоизвестные создатели боевых кораблей. М., 1999 стр 134

Соколов Сергей Яковлевич // Аврус, А. И. Саратовцы – академики и члены-корреспонденты Российской академии наук : биобиблиогр. очерки / А. И. Аврус, И. В. Саунин, В. А. Соломонов. — Саратов, 2005. — С. 281-283



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка учебного занятия "ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ"

Автор: Николаева Ольга Ивановна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства