Ход и содержание урока Тема урока | Землетрясения. | Предмет | Физика, география и ОБЖ | Класс | 8 | Автор урока (ФИО, должность) | Леонова Ольга Анатольевна, учитель физики | Образовательное учреждение | ГБСКОУ №609 | Республика/край, город/поселение | г. Санкт - Петербург | Методическая информация | | Тип урока | Урок изучения нового материала. | Цели урока | Создать условия для усвоения учащимися основных понятий по теме «Землетрясения» через актуализацию материала по географии, знакомства с понятием сейсмических волн и сейсмических исследований, и формирования коммуникативной и исследовательской компетенций учащихся посредством деятельности с учебной литературой и интернет ресурсами. | Задачи урока | Образовательные: работать над понятием сейсмические волны, ее источниками, познакомить учащихся со шкалой интенсивности землетрясений, сейсмическими исследованиями; вспомнить из курса географии понятия: землетрясение, виды движения земной коры; познакомить учащихся с правилами безопасного поведения во время землетрясения. Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы в ходе работы с учебной и дополнительной литературой; таблицами, схемами; умение строить ответ с помощью обобщенных планов; формировать приемы критического мышления, уметь применять знания при решении качественных задач; коммуникативную и учебно-познавательную компетенции в процессе групповой работы; определять цели, задачи, этапы своей деятельности, умения анализировать свою работу; Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства коллективизма, ответственности за принятие решения. | Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Знания: понятие механической волны, характеристики механической волны, землетрясение, сейсмическая волна, шкала интенсивности землетрясения, сейсмические исследования, принцип работы сейсмографа, последствия землетрясений,правила безопасного поведения во время землетрясения. Умения: анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы в ходе работы с учебной и дополнительной литературой, таблицами, схемами; вести поиск необходимой информации, используя различные источники; организовывать деятельность групп по планам обобщённого характера, определять задачи, этапы своей деятельности, уметь применять знания при решении качественных задач. Навыки: самостоятельной творческой работы, коммуникативности в ролевом взаимодействии, сборе и обмене информацией; мыслительной деятельности при планировании работы группы, при работе с источниками информации, выборе способов ответа, самоанализа и рефлексии. | Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая система. | Мотивация учащихся | 1. На начальном этапе: -Тема урока «землетрясения» с эпиграфом, который призывает учащихся через знания побеждать страх. - Звучит песня барда Александра Городницкого «Землетрясение» - Видео «Землетрясение» 2. Презентация учителя и ученика Шарпантье Андрея. на этапе изучения нового материала: - успешная презентация работы учащегося. - ответственность за общее дело; - стремление быть значимым для других; - осознание своего познавательного прогресса; -желание получить пятерку за свою работу. 3.Видео «Последствия землетрясений». 4. Динамическая пауза – физкультминутка под музыку со сменой художественных фотографий. 5. Презентация «Последствия землетрясения». Представлена учащимся Михайловым Виталием. - наглядность материала; -удовлетворение собственных амбиций; - преодоление страха перед публичным выступлением. 6. Презентация «Сейсмограф» и рисунок прибора учащегося Загайкевича Андрея. 7. Памятка. Правила поведения при землетрясениях. 8. Этап закрепления знаний. 9. Рефлексия. Подведение итогов. | Этапы урока: 1. Организационный момент - Начнём наш урок. Тема урока и эпиграф. «Человек страшится только того, что не знает, знанием побеждается всякий страх». (Виссарион Григорьевич Белинский) . - Каждому человеку присуще чувство страха, особенно в чрезвычайных ситуациях. Я, надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам преодолеть этот страх. - Ребята, как вы думаете, что мы изучать будем на уроке, что узнаем нового? Учащиеся самостоятельно называют цели урока. - Да, сегодня мы познакомимся с природой сейсмических волн, их характеристиками. Вспомним из курса географии, какова природа землетрясения; рассмотрим методы сейсмических исследований и выработаем правила безопасного поведения во время этой катастрофы. Слушаем песню барда Александра Городницкого «Землетрясение» (1, 57 мин). Актуальность темы и посвящение к неделе защиты детей (с 20 по 24 апреля). Сейчас мы посмотрим короткое видео на тему: «Землетрясения» (2, 45 мин) Ниже представлены слайды из видео: «Сейсмические пояса: Тихоокеанский и евроазиатский», «Разрушение зданий при 9 баллах». Отвечаем на вопросы учителя по видео.
2. Проверка домашнего задания - В качестве подготовки к восприятию нового материала и проверки домашнего задания я предлагаю посмотреть презентацию «Землетрясения», подготовленную учеником дома с помощью интернет ресурсов. Он должен ответить на вопросы одноклассников и учителя, а учащиеся должны записать определения по теме. При просмотре презентации учащиеся записывают в тетради определения, чертят схемы, изображают рисунки, рассматривают таблицы, отвечают на вопросы учителя, комментируют информацию по теме. Слайды из презентации учащегося представлены ниже: «Виды землетрясений», «Очаг и эпицентр землетрясения», «Землетрясения искусственного характера (взрывы, заполнение больших водохранилищ или закачки воды в скважины».
3. Просмотр видео «Последствия землетрясения в Спитаке 7 декабря 1988 г» (1, 45 мин). Ответы учеников на поставленные вопросы.
- Сотни землетрясений происходит ежедневно; некоторые, как землетрясение на Алтае, в прошлом году, отголоски которого были чувствительны и у нас, слабые; а некоторые очень сильные. Например, землетрясение, произошедшее в 1976 г. в Китае унесло жизни 250 тысячи человек. Как же отличаются землетрясения по своей интенсивности. - Сильнейшими цунами, источник которого также землетрясение, произошло 4 года назад в Индонезии. Погибли тысячи людей, а вот животные, почуяв это за несколько дней, ушли далеко в джунгли. А как же нам, людям, не обладающим этим тонким чутьем, уберечь себя от этого. 4. Динамическая пауза под музыку со сменой слайдов (релаксация) – 2 мин. Проведена под руководством учителя физкультуры Селяниной А. Ю. 5. Презентация «Последствия землетрясений». Михайлов Виталий кратко рассказал о последствиях землетрясения в природе, для человека и населенных пунктов и городов. Учитель задает вопросы учащимся по содержанию презентации. 6. Презентация «Сейсмограф». Принцип работы сейсмографа и рисунок сейсмографа, выполненный Загайкевичем А. - Краткое сообщение о принципе работы современного сейсмографа, определение сейсмографа и Краткий рассказ о старинном китайском сейсмографе.
7. Памятка. Правила поведения при землетрясениях. Памятку подготовил и зачитал ученик этого класса. Учитель раздает учащимся напечатанные памятки для того, чтобы вклеить в конспект.
Обсуждение правил поведения при землетрясениях и ответы учащихся на вопросы учителя. 8. Этап закрепления знаний. - Ребята, опираясь на ваши сообщения, мы с вами запишем ключевые слова по данной теме: Учащиеся в тетради записывают словосочетания и слова, о которых говорилось на уроке: - сейсмические волны; - землетрясения; - регистрация сейсмических волн; - интенсивность землетрясений; - правила безопасности поведения; - сейсмические исследования. Обобщим изученное: -Соединим слова стрелками. У нас получилась схема, состоящая из основных понятий темы: сейсмические волны. Эта схема на следующем уроке поможет вам ответить домашнее задание на «5». - Ребята, вы видите, чтобы состоялось целостное представление об изучаемом явлении, необходимы знания не одной науки. 9. Рефлексия. Подведение итогов урока. Критерии оценивания: - понимание учебного материала; - старательность, степень активности каждого ученика; - коллективность в работе, взаимовыручка, поддержка; - доказательность предлагаемых выводов, четкость выводов; - эстетика оформления результатов деятельности; - умение отвечать на вопросы одноклассников. Учитель отмечает активных участников учебного процесса, Домашнее задание по данной теме состоит из двух уровней сложности: 1 уровень: § 25 («Физика 8») вопросы, конспект урока. 2 уровень: найти примеры последних землетрясений с их характеристиками. Оценивание учителем деятельности работы учащихся.
|