Парабельский филиал
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Томский политехнический техникум»
(ПФ ОГБПОУ «ТПТ»)
Методическая разработка урока по теме
«Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц»
Разработал:
Кива Марина Николаевна
Парабель
2021
Рассмотрено на заседании МК Протокол № ______ «_____» ________ 20__ г. Председатель МК _______ / Н.Ю. Мариненко | Одобрено и рекомендовано к использованию педагогическим советом техникума «_____»_______________20___г. Заведующий УЧ __________ Н.М. Дубровина |
Тема урока: «Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц»
Методическая разработка урока. – Парабель: ПФ ОГБПОУ «ТПТ», 2021. – 9 с.
Разработал: Кива Марина Николаевна, преподаватель ПФ ОГБПОУ «ТПТ»
Краткая аннотация урока: Методическая разработка предназначена для преподавателей, реализующих Федеральный Государственный Стандарт в учреждениях СПО технического профиля на 2 курсе. Данный урок входит в тему «Строение атома и ядра». Урок разработан с применением ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения, обучение в сотрудничестве. Включает в себя план, технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал для работы студентов в парах и группах
План урока
Дисциплина: Физика
Профессия: 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Курс: II
Номер группы: С-20
Дата 17.05.2021
Тема раздела: «Строение атома и ядра»
Тема занятия: «Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами проблемного обучения
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационный, словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Используемые СОТ (современные образовательные технологии): ИКТ-технологии, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве
Используемые цифровые технологии: мультимедийные презентационные технологии
Цели:
Образовательные: Изучить методы регистрации ионизирующих излучений и рассмотреть основные физические процессы, лежащие в основе этих методов
Развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся, умение работать и находить необходимую информацию в интернет ресурсах, в литературе, печатных изданиях, совершенствовать навыки самостоятельной работы. Способствовать формированию умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные факты, делать выводы.
Личностные: способствовать формированию коммуникативной культуры студентов, развитие познавательного интереса к предмету.
К концу урока каждый обучающийся должен:
Знать | Уметь |
методы регистрации заряженных частиц, приборов, осуществляющих регистрацию, их устройства и принципов действия | структурировать информацию; сравнивать познавательные объекты; выделять главное в познавательном объекте; |
Урок способствует формированию следующих ОК/ПК:
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Место проведения: каб. №30
Время проведения: 45 минут
Междисциплинарные связи
Обеспечивающие УД: | Обеспечиваемые УД/МДК: |
«Физика атомного ядра» | Дисциплины «Химия», «Математика», разделы дисциплины «Физика»: «Ядерная физика», «Термодинамика», «Атомная физика» |
Материально – дидактическое оснащение урока:
технологическая карта занятия,
учебники,
маршрутный лист
программно-технические средства: компьютер с операционной системой Windows 7 Профессиональная; пакет программ Microsoft Office; презентация MS PowerPoint; мультимедийный проектор.
Список источников информации (по ГОСТу)
Основная литература:
Логвиненко О. В. Физика [Электронный ресурс] : учебник / О. В. Логвиненко. – Москва : КноРус, 2019. – 341 с. – (Cреднее профессиональное образование). – Режим доступа : https://www.book.ru/book/929950
Дополнительная литература:
Физика. 11 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений /Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев. – М. : Просвещение, 2014. – 416 с.
Технологическая карта занятия
Этапы занятия | Цель этапа | Время, мин. | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности студента | Формы обучения | Методы обучения | Технологии обучения (СОТ, цифровые) | Средства обучения | Измерители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Организационный момент | Создать условия для формирования внутренней потребности студентов во включение в учебную деятельность | 2 | Приветствие. Создает благоприятный психологический настрой на работу | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку | фронтальная | словесный | ИКТ-технологии, мультимедийные презентационные технологии | Беседа | |
Актуализация опорных знаний | Создать условия для выполнения студентами пробного учебного действия. | 4 | Задает вопросы | Отвечают на поставленные вопросы | фронтальная, индивидуальная | Информационный, словесный, наглядный, проблемно-поисковый. | технология проблемного обучения, мультимедийные презентационные технологии | Диалог | Ответы студентов |
Формулировка проблемы | | 2 | Задает вопросы | студенты предлагают различные варианты ответов | фронтальная, индивидуальная | Информационный, словесный, наглядный, проблемно-поисковый. | технология проблемного обучения, мультимедийные презентационные технологии | Диалог | Ответы студентов |
Постановка темы и учебной цели урока | Установить тематические рамки | 2 | Организует фронтальную беседу о теме, целях и плане урока. | формулируют тему и цели урока | фронтальная | проблемно-поисковый | ИКТ-технологии, технология проблемного обучения, мультимедийные презентационные технологии | Диалог, презентация | Постановка темы, целей урока |
Изучение нового материала | Заполнить таблицу о методах регистрации элементарных частиц | 23 | Дает задание студентам по заполнению маршрутного листа, содержащего таблицу | Работа по группам: читают в учебнике информацию по своему прибору; изучают дополнительную информацию на листах; заполняют таблицу; выступают по очереди для полного заполнения таблицы всеми студентами. | Групповая, фронтальная | проблемно-поисковый практический, информационный, словесный, наглядный | ИКТ-технологии, мультимедийные презентационные технологии, технология проблемного обучения | Интерактивная доска, презентация, учебник, интернет | Заполнение таблицы |
Первичное закрепление | Закрепить полученные знания, сформировать конкретные представления о методах регистрации элементарных частиц | 7 | Предлагает составить тексты из фраз с выбором ответов | Составляют тексты из фраз | фронтальная, индивидуальная, групповая | Практический, проблемно-поисковый. | ИКТ-технологии, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, мультимедийные презентационные технологии | Интерактивная доска, презентация | результаты теста |
Подведение итогов урока | подвести итоги учебного занятия | 3 | Задает вопросы: С помощью каких методов, устройств изучается микромир? На что обращаем внимание при изучении трека элементарной частицы? | Отвечают на вопросы преподавателя, подведение итогов урока | фронтальная | словесный | | | Оценка работы группы |
Задание на дом, рефлексия | Организовать рефлексию | 2 | Обеспечивает понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Комментирует домашнее задание. | Внимательно слушают пояснения учителя по домашнему заданию. Отвечают на вопросы рефлексии | фронтальная | словесный | | Интерактивная доска, презентация | Карточки с ответами на вопросы |
| | 45 | | | | | | | |
Приложение 1
Что такое ионизация?
(Процесс распада нейтральных атомов на ионы и электроны)
Как получить пересыщенный пар?
(Ответ. Резко увеличить объём сосуда. При этом температура
понизится и пар станет пересыщенным.)
Что произойдёт с пересыщенным паром, если в нём появится частица?
(Ответ. Она явится центром конденсации, на ней образуется роса.)
Как влияет магнитное поле на движение заряженной частицы?
(Ответ. В поле скорость частицы меняется по направлению, но не по модулю.)
Как называется сила, с которой магнитное поле действует на заряженную частицу? Куда она направлена?
(Ответ. Это сила Лоренца; она направлена к центру окружности.)