kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ООО.Тема: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний веществ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  поможет учителям провести урок интересным, позновательным. Каждый ученик получит заряд энергии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ООО.Тема: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний веществ»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

города Вятские Поляны Кировской области.






Урок по физике: «Тепловые явления.

Изменение агрегатных состояний веществ»

8 класс.









Учитель физики

первой категории

Низамутдинова Альфия

Мансуровна



г. Вятские Поляны – 24 г

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ООО

Физика

Тема:  «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний веществ»

8Б класс

 «Физику все дружно изучайте

И задачи разные решайте

Вам помогут в жизни эти знанья-

Не страшны вам будут все заданья,

По плечу вам станут все терзанья!»

 

 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества»

 

Задачи урока:

 

а) образовательные:

- проверить усвоение учащимися физических формул и основных понятий;

- выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы; графические задачи и качественные задачи;

- продолжить обучать применять знания в новой ситуации, грамотно объяснять физические явления.

 

б) развивающие:

развитие у учащихся произвольного внимания, умения анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и аргументировать её;

- пользоваться альтернативными источниками информации,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника,

- развивать умение определять цели и задачи деятельности,  работать в команде;

- развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики; формировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний;

 

 в) воспитательные:

- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью;

- воспитание нравственных позиций (любовь к природе, взаимоуважение).

- воспитывать интерес к предмету через практическую значимость изучаемого материала; развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;
- обеспечивать благоприятную психологическую обстановку на уроке, мотивацию учащихся к учебной деятельности (через посильность заданий и ситуации успеха).



Предполагаемые результаты: 

Предметные:  Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике по теме: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

Личностные:

         Мотивация образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

         формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

         формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

         формирование у каждого ученика навыки самоконтроля.

Метапредметные: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы. Показать связь физики с другими предметами. Соотнесение теоретических и практических знаний

 

Технологии:  системно-деятельностного подхода: технология обучения  применению отдельных элементов знаний; технологии систематизации знаний в процессе решения физических задач;  ИК-технологии. Точка роста.

Техническое оснащениекомпьютеры, экран, мультимедий­ный проектор, презентация к уроку.

Ход урока

 

1.     Организационный момент. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Встанем и поприветствуем гостей. На уроке мы с вами должны повторить изученный материал по теме «Тепловые явления. Изменениеее агрегатного состояния вещества», повторим основные физические понятия, законы по данной теме, проведем практическую работу.

2.     Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Задание 1

Чтобы попасть в мир теплоты мы проведем с вами игру ВОПРОС-ОТВЕТ

1.Вспомните определение , что называют внутренней энергией? (Внутренняя энергия — кинетическая энергия всех молекул, из которых состоят тела, и потенциальная энергия их взаимодействия. Внутренняя энергия зависит от температуры тела, агрегатного состояния тела. Внутренняя энергия не зависит ни от механического движения тела, ни от положения тела относительно других тел.)

 

2.Вспомните основные способы изменения внутренней энергии.

3.Что такое теплопередача, её виды. (Теплопередача — физический процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к менее горячему, либо непосредственно (при контакте) Теплопроводность, конвекция и излучение)

4.Что такое теплопроводность, её особенности.( Теплопроводность – перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым, в результате теплового движения и взаимодействия частиц.)

5.Вспомните, какие тела хорошо, а какие плохо проводят тепло.

6.В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Объясните.

7.В каком из двух одинаковых чайников скорее нагреется вода: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?

8. Что такое конвекция? Приведите примеры.

9. Что такое излучение? Какова роль излучения для жизни на земле?

10. Количество теплоты: как обозначается, в чём измеряется. Как производится расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении тел.

11. В каких средах наблюдается теплопроводность ... (Ответ: тв. телах, жидкостях, газах)

12. От чего зависит температура тела? (Ответ: скорости движения молекул)

13. Что называется количеством теплоты? (Ответ: Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют количество теплоты)

14. Какой процесс называется кипением? (Ответ: Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют кипение)

15.Что происходит с внутренней энергией при понижении температуры? (Ответ: При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела ... уменьшается)

16.Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете ...(Ответ: калория)

17. Какой процесс называется конденсацией? (Ответ: Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют... конденсация)

 

Разминка наша продолжается. Перед вами лежат конверты  с набором физических букв и математических знаков. Ваша задача за 0,5 минуты составить из этих символов формулы на тепловые явления и рассказать о них.

1.     1-я команда:  Q = с*m*(t2 – t1) – формула для расчета количества теплоты при нагревании или охлаждении вещества.

Учитель: А что означает «с» ?

Ответ: с – это удельная теплоемкость вещества – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для изменения температуры тела массой 1 кг на 10С.

              Q

С =  -------------;      (с) = 1Дж / кг 0С

         m (t2 – t1)

2 – я команда:  Q = q*m – формула количества теплоты при сгорании топлива.

Учитель:  А что означает q ?

Ответ: q – это удельная теплота сгорания топлива – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделится при полном сгорании топлива массой 1 кг.

        Q

q = ------;    (q) = 1 Дж / кг

        m

3 – я команда:  Q = λ*m – формула количества теплоты при плавлении или кристаллизации.

Учитель:  А что означает λ ?

Ответ:  λ – это удельная теплота плавления – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для превращения в жидкость 1 кг твердого вещества при температуре плавления.

          Q

λ = -------;   (λ) = 1 Дж / кг

           m

4- я команда:  Q = r*m – формула количества теплоты при парообразовании или конденсации.

Учитель:  А что означает L ?

Ответ:  L – это удельная теплота парообразования - физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для превращения  жидкости массой 1 кг в пар при температуре кипения.

          Q

L = -------;   (r) = 1 Дж / кг

           m

Задание 2

 

Практическая работа по теме:

Молодцы! А теперь перейдем к решению экспериментальной задачи.

Но для решения задачи необходимо провести некоторые измерения. Для этого воспользуемся оборудованием «Точки роста» На столе лежат все необходимые для этого приборы. Но чтоб начать работу мы должны вспомнить правило ТБ.

 

1 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Какую массу спирта нужно сжечь в спиртовке, для того чтобы лед массой, 50г перевести из твердого состояния в парообразное.

Составим алгоритм решения.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Определение влажности воздуха (1 учащийся работает с оборудованием точки роста, второй с обычным психрометром, сравнивают показания по психрометрической таблице и делают вывод)

Задание 3

Физпауза.

Первое упражнение. Встали ровно, выпрямись и с помощью рук покажем конвекцию в жидкостях. Тёплая вода поднимается…Холодная вода опускается… Подышали.

Второе упражнение. Поставили руки на талию и представили что ваши плечи чашечки весов, покажем измерение массы тела на рычажных весах. На левую чашечку положили тело... На правую чашечку положили большую гирьку – много!.. Убрали… Положили меньшую гирьку – мало, добавили следующую – много!... Убрали… Ещё – много и т. д.

Третье упражнение. Опустите руки и сомкните пальцы. Представьте, что сомкнутые пальцы - столбик ртути в термометре. Покажем нагревание… Теплее, теплее, ещё теплее, очень жарко, прохладней, прохладней, ещё прохладней, совсем холодно… Хорошо!

Четвёртое упражнение. Развели руки в стороны на уровне груди и сжали кулачки – это молекулы твёрдого тела, покажем, как они движутся, оставаясь фактически на своих местах… А теперь от меня пошло тепло, покажем теплопроводность. И ещё и ещё…

Пятое упражнение. Согнули руки в локтях, можете использовать их как исходящие от вас лучи, излучайте энергию (улыбайтесь) во все стороны, всем окружающим.

Спасибо присаживайтесь.

Задание 4

 

Решение расчетных задач (работа в группе)

На «3» одна задача, на «4»- две задачи н «5» -три задачи

Задача № 1

Определить удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 240С у бруска массой 100г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличивается на 152 Дж.

Дано:               СИ               Решение:

t1= 200С                                Q = с*m*(t2 – t1)

t2= 240C                  

Q= 152 Дж                                          Q    

 m= 100г         = 0,1 кг        с =  -------------;      (с) = 1Дж / кг 0С                                                                                  m (t2 – t1)

   с - ?                                                  

                                                  с = __152____     =  380 Дж/кг*0С

                                                        0,1 (24 – 20)      

                                                  Ответ: с = 380 Дж/кг*0С

 Задача №  2

Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 *105 Дж энергии?

 

     Дано:                      СИ           Решение:

                                                     Q = q*m

    Q= 1,5*105  Дж                                 Q

    q = 30*106 Дж/кг                     m =  -----;     (m) = Дж / кг;

________________                               q

     m - ?                                               1,5*105

                                                    m = ----------- =  5 кг

                                                             30*106   

                                                    Ответ:  m =  5 кг    

     

 

Задача №  3

Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100г воды, взятой при температуре 200С, и испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь.

.

Дано:                           СИ                   Решение:

 mв= 100г                      = 0,1кг          Qсп = Qв

t1= 200С                                               Qсп = q*mсп ;   Qв= с*mв*(t2 – t1) + L*mв

t2= 1000C                                          

св= 4200 Дж/кг*0С                              q*mсп = с*mв*(t2 – t1) + L*mв                     

rв= 2,3*106 Дж/кг                                            

qсп =  29*106Дж/кг                                          с*mв*(t2 – t1) + L*mв           Дж/кг0С*кг*0С+Дж/кг*кг

______________                                 mсп = --------------------------- ; (mсп) =  --------------------------------                                                      mсп  - ?                                                                               q                                               Дж/кг

                                                                      4200*0,1*80 + 2,3*106*0,1

Задание 5

 

 Найти  в  тексте  физические  ошибки  и  указать  их,  предложить  правильный  вариант

 

 

В  яркий  солнечный  день  ребята  отправились  в  поход. Чтобы  было  не  так  жарко,  ребята  оделись  в  темные  костюмы.  На  ночлег  расположились  на  берегу  реки.  К  вечеру  стало  свежо,  но  после  купания  стало  теплее.  Над  костром  подвесили  два  чайника:  темный  и  светлый.  В  светлом  чайнике вода  закипела  быстрее.  Ребята  налили  себе  горячий  чай  в  железные  кружки  и  с  удовольствием  пили  его,  не  обжигаясь. Было  очень  здорово!!!

Задание 6

 

Билет на выход! Для этого рассмотрите график и выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Запишите выбранную букву на листе и прочитайте слово наоборот .

 

 

 

 

1.     Какова начальная температура вещества?

А) 500С               М) 1100С              Р) 4000С                 Э) 5000С

 

2. Какой процесс происходит на участке АБ?

Ж) охлаждение          К) нагревание         З) отвердевание         И) плавление

 

3.Какой процесс происходит на участке БВ?

Ж) охлаждение          К) нагревание         З) отвердевание         И) плавление

 

4.Чему равна температура плавления вещества?

А) 500С               М) 1100С              Р) 4000С                 Э) 5000С

 

5.Сколько времени длился процесс плавления?

В) 8мин             У) 12мин                Ю) 16мин           Д) 24мин

 

6.Конечная температура вещества

А) 500С               М) 1100С              Р) 4000С                 Э) 5000С

 

Получили слово «Эврика»! Мы добрались до конечного пункта, цель достигнута. Сегодня вы применили свои знания в необычном путешествии. Каждый из вас внес достойную лепту. Будет хорошо, если вы будете чаще задумываться над окружающими явлениями и постарайтесь найти им объяснения, применяя знания, которые вы получили на уроках физики.

Под словом «Эврика» написать два- три примера практического применения тепловых явлений в жизни.

 

Домашнее задание!

 

Подготовить  сообщения  на  темы:  а)  «Тепловые  явления  в

природе»; б) «Тепловые двигатели»; в) «Альтернативные источники энергии».

   Или  составьте кроссворд по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

 

1 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Какую массу спирта нужно сжечь в спиртовке, для того чтобы лед массой, 50г перевести из твердого состояния в парообразное.(Открыть учебник, в

 справочных материалах, таблицах  найти недостающие данные, учитывая, что калориметр изготовлен из алюминия)

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Определение влажности воздуха (1 учащийся работает с оборудованием точки роста, второй с обычным психрометром, сравнивают показания по психрометрической таблице и делают вывод)

Задание 4

Решение расчетных задач (работа в группе)

На «3» одна задача, на «4»- две задачи н «5» -три задачи

Задача № 1

Определить удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 240С у бруска массой 100г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличивается на 152 Дж.

 Задача №  2

Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 *105 Дж энергии?

Задача №  3

Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100г воды, взятой при температуре 200С, и испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь.

 

 

Задание 5

 

 Найти  в  тексте  физические  ошибки  и  указать  их,  предложить  правильный  вариант

 

 

В  яркий  солнечный  день  ребята  отправились  в  поход. Чтобы  было  не  так  жарко,  ребята  оделись  в  темные  костюмы.  На  ночлег  расположились  на  берегу  реки.  К  вечеру  стало  свежо,  но  после  купания  стало  теплее.  Над  костром  подвесили  два  чайника:  темный  и  светлый.  В  светлом  чайнике вода  закипела  быстрее.  Ребята  налили  себе  горячий  чай  в  железные  кружки  и  с  удовольствием  пили  его,  не  обжигаясь. Было  очень  здорово!!!

 

Задание 6

 

Билет на выход! Для этого рассмотрите график и выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Запишите выбранную букву на листе и прочитайте слово наоборот .

2.     Какова начальная температура вещества?

А) 500С               М) 1100С              Р) 4000С                 Э) 5000С

 

2. Какой процесс происходит на участке АБ?

Ж) охлаждение          К) нагревание         З) отвердевание         И) плавление

 

3.Какой процесс происходит на участке БВ?

Ж) охлаждение          К) нагревание         З) отвердевание         И) плавление

 

4.Чему равна температура плавления вещества?

А) 500С               М) 1100С              Р) 4000С                 Э) 5000С

 

5.Сколько времени длился процесс плавления?

В) 8мин             У) 12мин                Ю) 16мин           Д) 24мин

 

6.Конечная температура вещества

А) 500С               М) 1100С              Р) 4000С                 Э) 5000С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Входной билет в «Мир теплоты»

1.Вспомните определение , что называют внутренней энергией?

2.Вспомните основные способы изменения внутренней энергии.

3.Что такое теплопередача, её виды.

4.Что такое теплопроводность, её особенности.

 

Входной билет в «Мир теплоты»

 

1. Вспомните, какие тела хорошо, а какие плохо проводят тепло.

2. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Объясните.

3. В каком из двух одинаковых чайников скорее нагреется вода: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?

4. Что такое конвекция? Приведите примеры.

 

Входной билет в «Мир теплоты»

1.Что такое излучение? Какова роль излучения для жизни на земле?

2. Количество теплоты: как обозначается, в чём измеряется. Как производится расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении тел.

3. В каких средах наблюдается теплопроводность ...

4. От чего зависит температура тела?

 

Входной билет в «Мир теплоты»

1. Что называется количеством теплоты? 

2. Какой процесс называется кипением? 

 3.Что происходит с внутренней энергией при понижении температуры? 

4.Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете .

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Низамутдинова Альфия Мансуровна

Дата: 29.05.2024

Номер свидетельства: 651744


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства