kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка межпредметногоурока «Учет потребляемой энергии бытовых электроприборов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена система кейс-технологии в соединении обучения и исследования на одном занятии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка межпредметногоурока «Учет потребляемой энергии бытовых электроприборов»»

Отдел по образованию администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области

МКОУ «СШ с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска» Жирновского муниципального района Волгоградской области







Методическая разработка межпредметногоурока

«Учет потребляемой энергии бытовых электроприборов»

(межпредметные связи: физика, технология, математика)



Авторы разработки: учитель физики Немухина Е.С.











Жирновск 2022г.





Пояснительная записка

Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека определяться не сколько объемом знаний, сколько его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, умением переучиваться. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. При проведении современных уроков использование различных инновационных технологий становится острой необходимостью. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие превращается в образовательное нововведение.

Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения.

Цель кейс-технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим.Помимо основной цели при применении кейс-технологии достигаются и дополнительные эффекты. Так, обучающиеся получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Кейс-технология - это надпредметная технология, она помогает сделать урок направленным на получение и предметных, и метапредметных, и личностных результатов, урок проходит на основе деятельностного подхода, самостоятельной работы учеников, характеризуется наличием мотива, цели, оценки результатов деятельности. Учитель и ученики являются субъектами образовательного процесса. Такие уроки исключают авторитарный стиль обучения, используется педагогика сотрудничества и взаимоуважения. Данная технология помогает находить детям личностный смысл изучаемого материала, а это приводит к появлению мотива учёбы, то есть желания школьника учиться, а это едва ли не главная гарантия успеха и учителя, и ученика.

В данной разработке представлена система кейс-технологии в соединении обучения и исследования на одном занятии. Учебный кейс как интерактивное пособие, которое позволит обучающимся не только повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, но и закрепить изученный материал, сокращая время на монотонное повторение изученного.

Кейсы по группам основаны на реальных жизненных ситуациях, что обогащает обучающихся фактическим материалом, развивает интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.

Роль учителя в занятии - консультант, помощник.

Методические рекомендации:

Для повышения интереса к уроку используется групповая форма организации работы, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, взаимооценка, каждый учащийся вносит свою лепту в общую работу.

При организации урока необходимо соблюдать условия: дозировку учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, построение урока с учетом работоспособности обучающихся. В целях снижения тревожности, мнительности, нерешительности обучение проводится на основании принципов сотрудничества.

Методическое обеспечение:

- педагогическая технология: кейс-технология, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества.

- методы организации учебно-воспитательного процесса: по способу организации занятия - словесный, наглядный, практический; по уровню деятельности - частично - поисковый; по форме организации деятельности - коллективно - групповой;

- приемы – диалог, работа с учебной презентацией, учебный кейс;

-дидактический материал: техническая документация (паспорта) к электроприборам;

учебная презентация «Учет потребляемой энергии бытовых электроприборов»; учебные кейсы для групп: «Как рассчитать энергозатраты ноутбука», «Энергозатраты зарядного устройства телефона».

-техническое оснащение занятий: ноутбук для учителя, ноутбуки для групп, зарядное устройство для телефона, проектор, ваттметр, маркеры, флипчат.








Технологическая карта урока

Класс: 8 класс

Предметы: физика,технология

Раздел:физика «Электроприборы в жизни человека»; технология «Электротехнические работы»

Тема урока – «Учет потребляемой энергии бытовых электроприборов»

Тип урока – интегрированный (физика, математика)

Вид урока – урок - с элементами кейс-технологии

Форма организации обучения: групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: физика, технология, математика, информатика, экология, ОБЖ

Цель: систематизировать знания о работе электроприборов по технологическому назначению и физическим процессам; научиться определять количество потребляемой электроэнергии бытовых электроприборов.

Задачи:

- формировать умения рассчитывать количество потребленной электроэнергии и её стоимости;

- формировать уменияработать по алгоритму для более эффективного достижения-результата;

-формировать умения выполнять операции анализа, синтеза, выдвигать гипотезы и применять их при решении задач разного уровня;

- способствовать воспитанию у учащихся экономического мышления;

- актуализировать учащихся на мотивированный выбор профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей;

- содействовать личностному и профессиональному самоопределению.


Планируемые результаты

Предметные: научиться различать по технологическому назначению и физическим процессам бытовые электроприборы; научиться рассчитывать количество потребленной электроэнергии и её стоимость; находить способы экономического потребления электроприборов в быту; научиться выделять существенные признаки, лежащие в основе выбора будущей профессии.

Метапредметные:

познавательные- работать с различными источниками информации; проводить анализ информации, на основании которого формулируют познавательные вопросы;умение извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать ее и создавать собственную;

регулятивные – принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; приходить к согласованному мнению в совместной деятельности;

коммуникативные – устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: формирование интеллектуальных способностей; развитие настойчивости в достижении поставленной цели; позитивное отношение к процессу знакомства с правилами эксплуатации бытовых электроприборов приборов; осознание собственных достижений при освоении темы, личного вклада в совместную деятельность.



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

(осуществляемые действия)

  1. Организационный

Цель – настроить учащихся к учебной деятельности, на получение новых знаний, создать условия для мотивации внутренней потребности включения в учебный процесс.

Поиск контакта, мотивирование учебного коллектива.

Проверяет готовность учащихся к уроку.Предлагает разделиться на группы: «физики», «технологи»; выбрать руководителягруппы.


Контролируют готовность к уроку. Осуществляют взаимопроверку готовности к уроку.


Выбирают руководителя, ответственного за работу группы.


  1. Мотивоционно-целевой Актуализация

опорных знаний и жизненного опыта

Цель – организовать актуализацию изученных способов действий, для самостоятельного извлечения знаний, предъявить задания, близкие жизненному опыту учащихся, зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющих знаний.









Целеполагание

Цель – зафиксировать причину затруднения у учащихся сформулировать и согласовывать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления трудностей при постановке целей урока.

Эпиграф урока: «Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим»

Слайд 2.Предлагает посмотреть видеоролик «О ком речь?»

Предлагает ответить на вопросы:

- Назовите, кого имел в виду мальчик?

Слайд 3Предлагает посмотреть на экран и определить специальности по профессии «Инженер».

О профессии инженера можно смело сказать, что без нее немыслим никакой научно-технический прогресс. Изобретения и техника, используемые нами в различных сферах жизни – в быту, в медицине, на производстве – появились благодаря талантливым инженерам. Слово инженер в переводе с французского языка означает «изобретательный человек».


Слайд 4 Инженерная специальность предполагает получение технического образования и определенный уровень квалификации. Инженеры проводят оптимизацию уже имеющихся разработок по различным направлениям, а также способствуют внедрению новых проектов с учетом современных технологий.

- Как вы думаете могут ли в одной профессии пригодиться знания физики, технологии, математике?

Слайд 5Предлагает порассуждать:

- Что общего между профессией «инженер» и квитанцией за оплату электроэнергии?

- Сможете определить, сколько потребляют электроэнергии бытовые электроприборы, например, телевизор, компьютер?

- Как вы думаете, каких знаний для ответа на эти вопросы вам не хватает? Демонстрация границзнаний и незнания,подведение учащихсяк формулировке актуальных задач.

Слайд 6 Предлагает сформулировать тему и цель урока.

- Можете определить тему урока?

-Сформулируйте цель и основные задачи урока.



Слайд 2 – видео ролик «О ком речь?

Смотрят видеоролик.

Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

Слайд 3

Высказывают различные варианты. Определяют специальности по профессии «Инженер», выдвинуть собственные суждения. Инженерная специальность

Знакомятся с видами инженерных специализаций:конструктор; физик;технолог;экономист;испытатель;биоинженер;

военный инженер;механик;проектировщик.

Слайд 4Определяют специальности, где требуются специалисты







Слайд 5

Отвечают на вопросы, рассуждают.


Отвечают на вопросы, рассуждают





Слайд 6Выдвигают предположения о теме урока.Формулируют собственное мнение, предположения, обозначают цель, задачи урока.

  1. Поисково-исследовательскийИзучение нового материала

Цель – зафиксировать алгоритм выполнения работы в группах по самостоятельному извлечению новых знаний, организовать усвоение учащимися нового материала по предложенным источникам информации, тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умения учащихся работать по алгоритму, организовать самостоятельную работу учащихся, организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

Хороший инженер должен уметь считать, находить оптимальный вариант в расчетах, использовать более экономичные способы использования приборов и оборудования. Проблема увеличения стоимости электрической энергии заставляет задумываться над методами контроля ее расхода и способами экономии. Для начала необходимо знать виды бытовых электроприборов. Любая квартира оснащена необходимым набором бытовых приборов и электрооборудования.

Слайд 7-10

Распределить электроприборы в домепо технологическому назначению: - для приготовления пищи (плиты, миксеры, овощерезки, соковыжималки, кофеварки, тостеры, блендеры и т.д.);

- нагрев жидкости (чайники, самовары, кипятильники, водонагреватели);

- обогрев и вентиляция помещений (радиаторы, камины, конвекторы, вентиляторы, кондиционеры);

- личная гигиена (утюги, фены, грелки);

- проведения досуга (музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры);

- бытовая техника (стиральные машины, холодильники, пылесосы);

- средства связи (телефоны, радиотелефоны);

- электроинструменты (паяльники, выжигатели, дрели).

Слайд 11-13 Назвать общий признак, объединяющий приборы по физическому принципу действия (электронагревательные, осветительные, механические, многофункциональные).

Для каждой разновидности техники характерны индивидуальные технические характеристики, включая мощность и энергопотребление.Предложенная таблица энергопотребления бытовых приборов содержит усредненную информацию.

Просит ответить на вопросы:

- Как можно выразить работу электрического тока через мощность и время?

- Что является необходимым условием для работы перечисленных приборов?

- Какой прибор показывает нам количество израсходованной энергии?

- Для чего необходимо рационально и бережно относиться к электроэнергии?

Слайд 14-15Каждый электроприбор имеет технический паспорт, в котором указывается напряжение, мощность, номер стандарта, год выпуска, название изготовителя, который находится на корпусе прибора в виде таблички, а также инструкцию по применению, где указаны правила эксплуатации, особенности ухода за прибором, возможные неисправности и причины их устранения, гарантийные обязательства.

Контролировать потребление электроэнергии в доме позволяют электросчетчики: механические или индукционные;электронные; многотарифные приборы учета и однотарифные.

Расчет потребления электроэнергии можно осуществить несколькими способами:

  1. На шильдиках бытовых приборов по мощности;

  2. Расчет по формуле: P = U·I;

  3. Измерение ваттметром.

  4. Метод исключенияпо электросчетчику.

  5. Онлайн-калькулятор потребляемой мощности.

  6. Информативный способ по таблице.

  7. Замер тока и определение потребляемой мощности бытовой техники токоизмерительными клещами без разрыва электрической цепи.

Вы сегодня будете работать в роли инженера в своих технических группах- «инженер- физик» и «инженер –технолог».

Предлагает определенный алгоритм работы с заданием учебного кейса.

- Руководитель группы после ознакомления с содержанием кейса, распределяет обязанности между членами группы. Правила работы группы:

1. «модератор» - координирует работу группы;

2. «секретарь» - фиксирует результат работы;

3. «спикер» - представляет проект на общее обсуждение.











Слайд 7-10

Распределяют бытовые электроприборы потехнологическому назначению














Слайд 11-13 Называют общий признак, объединяющий приборы по физическому принципу действия (электронагревательные, осветительные, механические, многофункциональные).


Изучают таблицу, делают выводы.





Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения





Слайд 14-15 Знакомятся с информацией, делают выводы.





















Обсуждаюталгоритм работы группы с заданием кейса. Изучают задание для группы, алгоритм проведения исследования. Распределить задание между членами группы.

Проявляют активность и самостоятельность при выполнении заданий.

Изучают таблицу, запоминают правила заполнения.

Отвечают на вопросы, решают проблему, комментируют свой выбор. Выполнение заданий,сопровождающееся

взаимопроверкой иоцениванием друг друга. Заполняют форму отчета группы.

  1. Рефлексивно-оценочный этап: Контроль, проверка, самопроверка знаний

Цель - организовать фиксацию нового содержания.





Рефлексия достижения цели

Цель - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели








Диагностика результатов урока

Цель - организовать проведение самооценки, взаимооценки деятельности на уроке, по результатам анализа работы зафиксировать направление будущей деятельности

Объясняет правила работы в группах, проведения исследования, способы самостоятельного извлечения знаний с помощью технической документации и дидактического материала.

Контролирует работу групп по алгоритмувыполнения задания учебного кейса.



Осуществляет:индивидуальный контроль;

выборочный контроль.


Осуществляет проверку выполнения заданий учебного кейса.

Предлагает обучающимся оценить свой уровень знаний и умений в процессе работы с кейсом

Рефлексия «Пирамида успеха»











Оценивает работу обучающихся. Фиксирует ошибки. Находит вместе с обучающимися способы коррекции.

Ф.И.О.

участников группы

Оценка

группы

Оценка

педагога

Итоговая

оценка

1





2





3





4





5





6





7





8






Определяет домашнее задание:

  1. Используя паспорт бытового прибора, проанализировать правильность его эксплуатации;

  2. Используя паспорт утюга, рассчитать стоимость потребляемой электроэнергии за неделю (среднее время работы в сутки – 20 минут);

  3. Ознакомиться с профессиограммами профессии «инженер» на сайте веб-квеста «Выбор за тобой» https://sites.google.com/site/vvprokop1958/4-шаг-в-профессию?authuser=0 вкладка «Шаг в профессию»

Выполняют задания учебного кейса.

Работа с кейсом:

1 этап — знакомство с ситуацией;

2 этап — выделение основной проблемы;

3 этап — предложение тем для «мозгового штурма»;4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Демонстрируют результат проделанной работы (что получилось, что не получилось и почему)


Оценивают свой уровень знаний и умений в процессе работы с кейсом








Фиксируют ошибки. Находят вместе с учителем способы коррекции.









Записывают домашнее задание, фиксируют правила его выполнения


Список источников информации:

1. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе /М.Е. Бершадский// Педагогические технологии. - 2009. - №4.

2. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010.

3. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе /А.С. Земскова// Совет ректоров. - 2008. - №8.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Немухина Елена Сергеевна

Дата: 08.05.2022

Номер свидетельства: 606344


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства