kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Тема соответствует общеобразовательной программе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»







Урок обобщения и систематизации знаний 9 класс. «Законы Нютона»

Цели урока:

Образовательная

  • научить применять имеющиеся знания к различным теоретическим и практическим заданиям;

  • повторить основные законы, определения, понятия и формулы в ходе урока;

  • совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;

  • закрепить межпредметные связи с алгеброй (чтение графиков)

Воспитательная

  • формирование навыков коллективной работы;

  • формирование сознательной дисциплины;

  • воспитание уважительного отношения друг к другу, к точке зрения товарищей;

  • повышение познавательной деятельности и активности учащихся;

  • воспитание умения достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи

  • выработка системы подготовки к ГИА.

Развивающая

  • развитие интереса к физике;

  • развитие речи учащихся,

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие культуры общения;

В ходе урока планируется формирование у школьников ключевых компетенций:

1. в познавательной деятельности:

  • использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов наблюдения, измерения, эксперимента;

  • формирование умений применять законы Ньютона

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

2. в информационно-коммуникативной деятельности:

  • способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

3. в рефлексивной деятельности:

  • владение навыками оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

4. здоровьесбережения:

  • знание и соблюдение правил техники безопасности; четкая смена видов деятельности, опора на эмоциональный подъём и интерес при решении задач.

Оборудование и материалы : Листы контроля, Мультимедийный проектор, ПК, лабораторное оборудование , тестовые задания, раздаточный материал, карточки –задания. Презентация

ХОД УРОКА.

1 Организационный момент

Мы с вами закончили изучать тему «Кинематика» и частично раздел «Динамика». А кто знает , в чем состоит разница этих тем?

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Р. Киплинг


Под таким девизом мы проведем сегодняшний урок. Повторим основные понятия кинематики и законы динамики. и тем самым осуществить еще один шаг в подготовке к ГИА.

Чтобы наша работа прошла четко и слаженно я приготовила листы контроля, где отражены основные этапы урока .

А начнем мы свой урок с разминки ( Урок сопровождается показом презентации )

  1. Вы совершаете прогулку: 3 километра к востоку, 2 километра к северу, 3 километра к западу. На каком расстоянии от исходной точки вы окажетесь. (На 2 километра к северу).

  2. В субботу до возвращения в гараж автобус сделал 10 рейсов, а в воскресенье – 15 рейсов. В какой из этих дней автобус проехал больший путь? Совершил большее перемещение? (Больший путь – в воскресенье, а перемещение и в субботу и в воскресенье равно 0, т.к. начальная и конечная точки траектории совпадали).

  3. Какую форму должна иметь траектория точки, чтобы пройденный ею путь мог равняться перемещению? (Траектория – прямолинейная).

  4. Лётчик – спортсмен сумел посадить самолёт на крышу легкового автомобиля. При каком условии это возможно? (Когда скорость самолёта относительно автомобиля равна 0; скорости самолёта и автомобиля относительно Земли равны).

  5. Какая стрелка движется быстрее: секундная на ручных часах или минутная на башенных? (Секундная движется быстрее).

  6. Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А — за 1 час 20 минут. Почему? Пояснение: Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полета различными причинами (направлением ветра, скоростью вращения Земли и т. п.), не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же.

  7. В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы? Пояснение: Встретившиеся путешественники находятся в одном месте, и, следовательно, на одинаковом расстоянии от Москвы.

  8. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? Пояснение: Через 72 часа, т. е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может.


2задание : Работа с формулами: два этапа

Первый этап: На доске написаны формулы Но в них пропущены некоторые физические величины. Вы должны вспомнить и написать недостающие величины, чтобы получились верные формулы, которые вы изучили.


Второй этап: Предлагаю Вам выполнить электронный тест, где вы покажете свои знания формул. определений, единиц измерения физических величин. (тестирование с помощью программы « Тестовая оболочка» вопросы к тесту в приложении 1)

3. задание . Проверка умения читать графики скорости равномерного и равноускоренного движения.

1 этап. В этом виде заданий нужно показать свои умения находить различные величины по графику скорости.

Дан график скорости ( см.рисунок). Попробуйте ответить на следующие вопросы :


  1. Начальная скорость тела. (2)

  2. Скорость тела через 2 секунды после начала движения. (5)

  3. Сколько времени двигалось тело равномерно? (4)

  4. Ускорение тела на первом участке (4)

  5. Ускорение тела на втором участке (2)

  6. Ускорение тела на третьем участке (1)

  7. Путь, пройденный телом на первом участке (5)

  8. Путь, пройденный телом на втором участке (7)


2 этап. Учитель предлагает Самостоятельную работу по карточкам (1 человек у доски, остальные выполняют на местах свои варианты на листах контроля )


    1. Напишите уравнение движения x(t) каждого из трёх тел.

    2. Когда и в каком месте 1-е тело встретится с 3-им телом?

    3. Начертите график движения x(t) 2-го тела.


В окружающем нас мире мы наблюдаем, что движения тел начинаются и прекращаются, становятся более быстрыми и, наоборот, медленными, что изменяется направление движения. И движения, и тела, которые их совершают, не похожи друг на друга! Различны и силы, действующие на них. Но для всех механических движений и тел, участвующих в них, справедливы законы Ньютона.


4 задание . ПОВТОРЕНИЕ ЗАКОНОВ НЬЮТОНА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.

1. Сформулируйте 1-й закон Ньютона

2. Сформулируйте 2-й закон Ньютона.

3.Сформулируйте 3-й закон Ньютона.


Учащимся предлагается выполнить тест на местах в 2-х вариантах


Тест. Законы Ньютона. Вариант №1

1. Автомобиль движется равномерно и прямолинейно со скоростью V (см.рис ). Какое направление имеет равнодействующая всех сил , приложенных к автомобилю?

А. 1 Б.2 В.3 Г.4 Д. F=0


1



4 2 V


3

2. На рисунке 2 представлены направления векторов скорости V и ускорения мяча. Какое из представленных на рисунке 3 направлений имеет вектор равнодействующей всех сил, приложенных к мячу?

А. 1 Б.2 В.3 Г.4 Д. 5

V 1 3

5

4

а

Рис 2 рис 3


3. Как будет двигаться тело массой 2 кг. под действием силы 4 Н?

А. равномерно, со скоростью 2 м/с

Б. равноускоренно, с ускорением 2 м/с2

В. равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с2

Г. равномерно, со скоростью 0,5 м/с

Д. . равноускоренно, с ускорением 8 м/с2


4. Две силы F1 = 3 Н и F2 = 4 Н приложены к одной точке тема. Угол между векторами равен 900 Чему равен модуль равнодействующей этих сил?

А. 7Н. Б.1Н. В.5Н. Г. Н. Д. среди ответов А-Г нет правильного

5. Шар подвешен на нити, движется равномерно по окружности в горизонтальной плоскости (рис 4) .Какое направление имеет вектор равнодействующей всех приложенных к нему сил?

А. F = 0 Б.1 В.2 Г.3 Д. 4





1


2



4 3



6. Шар массой 2 кг. сталкивается с шаром неизвестной массы . Полученные ими ускорения равны 0,2 м/с2 и 0,4 м/с2 соответственно . Определите массу второго шара. Ответ_________


7. Если под действием силы F1 = 10 Н тело движется с ускорением а1 =2 м/с2 , то с каким ускорением будет двигаться это тело под действием силы F 2 = 30 Н ? Ответ ______


8. К телу массой 0,3 кг . приложены 2 силы (см.рисунок) F1 = 0,5 Н и F2 = 2 Н. Найти модуль ускорения. От веет ________


F2

F1



9. Вагонетка, массой 180 кг. движется без трения с ускорением 0,1 м/с2. Определить

силу , сообщающую ускорение. Ответ ________



Тест. Законы Ньютона. Вариант №2

1. Автомобиль движется равномерно и прямолинейно со скоростью V (см.рис ). Какое направление имеет равнодействующая всех сил , приложенных к автомобилю?

А. 1 Б.2 В.3 Г.4 Д. F=0


1


V 4 2


3

2. На рисунке 2 представлены направления векторов скорости V и ускорения мяча. Какое из представленных на рисунке 3 направлений имеет вектор равнодействующей всех сил, приложенных к мячу?

А. 1 Б.2 В.3 Г.4 Д. 5

V 1 3

5

4

а

Рис 2 рис 3


3. Как будет двигаться тело массой 4 кг. под действием силы 8 Н?

А. равномерно, со скоростью 2 м/с

Б. равноускоренно, с ускорением 2 м/с2

В. равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с2

Г. равномерно, со скоростью 0,5 м/с

Д. . равноускоренно, с ускорением 32 м/с2


4. Две силы F1 = 3 Н и F2 = 4 Н приложены к одной точке тема. Угол между векторами равен 900 Чему равен модуль равнодействующей этих сил?

А. 7Н. Б.1Н. В.5Н. Г. Н. Д. среди ответов А-Г нет правильного

5. Шар подвешен на нити, движется равномерно по окружности в горизонтальной плоскости (рис 4) .Какое направление имеет вектор равнодействующей всех приложенных к нему сил?

А. F = 0 Б.1 В.2 Г.3 Д. 4





1


2



4 3






6. Шары массой 600 гр. и 900 гр. сталкиваются .Какое ускорение получит второй шар, если ускорение первого шара 0,3 м/с2. Ответ ________


7. Если под действием силы F1 = 20 Н тело движется с ускорением а1 =5 м/с2 , то какую силу надо приложить к этому же телу, чтобы сообщить ему ускорение а2 = 1 м/с2 ?

Ответ ________


8. К телу приложены 2 силы F1 = 1 Н и F2 = 4 Н. При этом тело движется с ускорением а = 2м/с2. Найти массу тела . Ответ ________

F2

F1



9. Машинка , массой 2 кг. движется без трения с ускорением 0,7 м/с2. Определить силу сообщающую ускорение. Ответ ________

4. задание : учащимся предлагается выполнить одну из лабораторных работ

Лаб. Раб. 1

Используя деревянную линейку, деревянный брусок, динамометр, и 2 груза по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения. Определите коэффициент трения скольжения дерева о дерево, нагрузив брусок двумя грузами и равномерно перемещая брусок.

В бланке ответов запишите:

1) значение силы трения скольжения, возникающей при движении бруска с грузами по деревянной линейке.

2) силу реакции опоры.

3) формулу для расчета коэффициента трения скольжения.

4) численное значение коэффициента трения скольжения дерева о дерево


Решение:

Fтр = F; N = Р ;

Fтр = mN Þ

Fтр=0,8Н

Р = 0,36 кг; ÞN = 3,6Н


Лаб. Раб. 2 Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, линейку и 2 груза массой по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней два груза.

В бланке ответов запишите:

1) значение силы упругости, возникающей в пружине.

2) удлинение пружины, выразив его в метрах (м)

3) формулу для расчета жесткости пружины.

4) численное значение жесткости пружины.


Решение :

Fупр = Fтяж ; Fупр = kx ; Fтяж = mg = kx = mg =

m = 2×100 г = 200 г = 0,2кг

x = 5 см = 0,05 м Fупр = 0,2×10 = 2(H)

(Н/м)


Заключение

«Кто быстрее?» Каждому ученику будет дана карточка . На рисунке показаны направления и численные значения скорости и ускорения тела. Найдите скорость и положение тела через 10 секунд движения. Вы должны будете решить задачу , получить 2 ответа. Номер вашей задачи является порядковым номером буквы в слове. А какая это буква вы определите, если найдете карточку с первым ответом своей задачи на столе (слово «МОЛОДЦЫ»)


1




2



3



4



5



6



7





IV. ИТОГИ УРОКА.

Изучая кинематику и динамику, вы должны были овладеть ее основными понятиями и законами. Эти законы мы сегодня повторили и наблюдали их применение к решению задач. Но особенно важно знать применение законов динамики в технике. Это поможет вам в дальнейшем понять принципы устройства и работы тех машин и механизмов, с которыми придется иметь дело на производстве и в быту.

Физика!

Какая емкость слова!

Физика – для нас не просто звук.

Физика – основа и опора

Всех без исключения наук!


Итак, сегодня на уроке мы получили следующие результаты (подводятся итоги выставляются оценки за активную работу на уроке). Класс сегодня работал активно. Спасибо. Молодцы!


Приложение 1

ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ . ВОПРОСЫ

1. Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют:

1. пройденным путем

2. траекторией

3. механическим движением.

2.Линию, которую описывает тело при своем движении, называют:

1. пройденным путем

2. траекторией

3. механическим движением.

3. Направленный отрезок прямой ,соединяющий начальное положение тела с последующим, называется :

1. пройденным путем

2. траекторией

3. перемещение.

4. Физическая величина, которая измеряется в Ньютонах

1. Масса

2. сила

3. скорость

5. Какую физическую величину можно определить с помощью формулы

  1. перемещение

  2. ускорение

  3. силу

  1. Величина, которая измеряется в метрах в секунду (м/с)

1. ускорение

2. путь

3. скорость

  1. По какой формуле рассчитывается путь при равноускоренном движении ?

1.

2. = v t

3.

8. Формула второго закона Ньютона

1. F = а m

2.

3. F1 = - F2

9. Формула скорости при равноускоренном движении

1. = v0 + a t

2.

3.

10. Какое уравнение соответствует зависимости координаты от времени при равноускоренном движении ?

1.

2. v = v0 + a t





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Свиридова Вера Петровна

Дата: 20.11.2023

Номер свидетельства: 640214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства