kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа №6 Закон Бойля-Мариотта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа № 6

 

 

Цель работы: проверить на опыте закон Бойля-Мариотта.

 

Оборудование: прибор для изучения газовых законов, ба­рометр, испытуе­мый газ — воздух.

 

Теория:

 Состояние данной массы газа характеризуется тремя величинами (параметрами): объемом V, давлением р и термодина­мической температурой Т. В природе и технике, как правило, проис­ходят изменения всех величин одновременно, но при этом соблюдается закономерность, вы­раженная уравнением со­стояния газа:


                                                              

 

m = const.

Для данной массы га­за произведение объема на давление, деленное на термодинамическую тем­пературу, есть величина постоянная.

Проверить эту зависи­мость экспериментально можно, используя

прибор для изучения газовых законов (смотри рисунок).

Закон Бойля—Мариотта для изотермического процесса, т. е. процесса, протекающего при постоянной температуре (Т1 = Т2), является частным случаем объединенного газового закона:

 

 

 

 

Можно сказать, что давление данной массы газа при постоянной температуре изменяется обратно пропорционально его объему.

РV= const, при T=const.

 

 

 

Описание установки.

Прибор состоит из шприца (1), вмонтированного в стакан (2) и манометра (3). Выход шприца соединяют длинными трубками (5) через тройник (6) с манометром. Свободный конец тройника служит для соединения с атмосферой, на него надевают короткую трубку (8), которую при необходимости можно перекрыть зажимом (4). Для герметичности трубку зажимают, перегибая.

Порядок выполнения работы:

  1. Определить цену деления шкалы манометра.
  2. Определить атмосферное давления по показаниям барометра.
  3. Собрать установку по рисунку.
  4. Поднять шприц до любого выбранного деления при открытом зажиме и зафиксировать показания манометра.
  5. Показания приборов занести в таблицу.
  6. Зафиксировать зажим, изменить объем воздуха под поршнем шприца (опустить поршень) и закрепить фиксатором (7).
  7. Показания приборов занести в таблицу.
  8. Повторить опыт с третьим значением объема.
  9. Вычислить значение постоянной с для каждого опыта, срав­нить результаты и сделать вывод.
  10. Определить среднее значение постоянной  с и найти  относи­тельную погрешность методом среднего арифметического.
  11. Сделать вывод по всей работе.

 

Таблица 3.

Номер опыта

Показания барометра P0 , Па

Показания манометра,

ΔP, Па

Давление воздуха в шприце

Р =?  P0± ΔP?, Па

Объем воздуха V, м3

Постоянная PV = с, Па м3

Среднее значение постоянной

сср, Па м3

Относительная погрешность

δ = Δсср / сср 100%

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Вычисления:

 

  1. Цена деления манометра = _______________ =   _________ мм. рт. ст.

1мм. рт. ст. = 133 Па

  1. Цена деления барометра = _______________ =___________  мм. рт. ст.

1мм. рт. ст. = 133 Па

  1. Показания барометра: Р0 = _______________ мм. рт. ст.

Р0 = _________________________________= ________________Па

  1. Первое положение шприца: V1 = __________ мл.            1 мл = 10-6 м3.

V1 = __________ м3.

Показания манометра: ΔР1 = _______________ мм. рт. ст.          

ΔР1 = ________________________=______________ Па

                   Давление воздуха в шприце:

         Р1 =?  P0± ΔP?        Р1 =_____________________=________ Па

Постоянная:    с1 = PV            с1 = _______________=_________ Па·м3            

 

  1.  Второе положение шприца: V2 = __________ мл.          1 мл = 10-6 м3.

V2 = __________ м3.

Показания манометра: ΔР2 = ____________________=__________ мм. рт. ст.          

ΔР2 = ________________________ =_______________Па

                   Давление воздуха в шприце:

         Р2 =?  P0± ΔP?        Р2 =______________________=_______ Па

Постоянная:    с2 = PV            с2 = _________________=_______  Па·м3            

 

  1. Третье положение шприца: V3 = __________ мл.          1 мл = 10-6 м3.

V3 = __________ м3.

Показания манометра: ΔР3 = _______________ мм. рт. ст.          

ΔР3 = ________________________ =________________Па

                   Давление воздуха в шприце:

         Р3 =?  P0± ΔP?        Р3 =_________________________ =________ Па

Постоянная:    с3 = PV            с3 = ____________________=_________ Па·м3            

7. Среднее значение постоянной:

 =________ Па·м3

8. Абсолютное значение погрешности:

Па·м3

Па·м3

 Па·м3

9. Среднее значение абсолютной погрешности:

 =________Па·м3

 

10. Относительная погрешность:

δ = Δсср / сср· 100%               δ =_____________________=__________%

 

11. Результат: с = сср ± Δсср                        с=_______________ Па·м3
 

Вывод: в ходе лабораторной работы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №6 Закон Бойля-Мариотта. »

Лабораторная работа № 6



Цель работы: проверить на опыте закон Бойля-Мариотта.


Оборудование: прибор для изучения газовых законов, ба­рометр, испытуе­мый газ — воздух.


Теория:

Состояние данной массы газа характеризуется тремя величинами (параметрами): объемом V, давлением р и термодина­мической температурой Т. В природе и технике, как правило, проис­ходят изменения всех величин одновременно, но при этом соблюдается закономерность, вы­раженная уравнением со­стояния газа:



m = const.

Для данной массы га­за произведение объема на давление, деленное на термодинамическую тем­пературу, есть величина постоянная.

Проверить эту зависи­мость экспериментально можно, используя

прибор для изучения газовых законов (смотри рисунок).

Закон Бойля—Мариотта для изотермического процесса, т. е. процесса, протекающего при постоянной температуре (Т1 = Т2), является частным случаем объединенного газового закона:





Можно сказать, что давление данной массы газа при постоянной температуре изменяется обратно пропорционально его объему.

РV= const, при T=const.




Описание установки.

Прибор состоит из шприца (1), вмонтированного в стакан (2) и манометра (3). Выход шприца соединяют длинными трубками (5) через тройник (6) с манометром. Свободный конец тройника служит для соединения с атмосферой, на него надевают короткую трубку (8), которую при необходимости можно перекрыть зажимом (4). Для герметичности трубку зажимают, перегибая.

Порядок выполнения работы:

  1. Определить цену деления шкалы манометра.

  2. Определить атмосферное давления по показаниям барометра.

  3. Собрать установку по рисунку.

  4. Поднять шприц до любого выбранного деления при открытом зажиме и зафиксировать показания манометра.

  5. Показания приборов занести в таблицу.

  6. Зафиксировать зажим, изменить объем воздуха под поршнем шприца (опустить поршень) и закрепить фиксатором (7).

  7. Показания приборов занести в таблицу.

  8. Повторить опыт с третьим значением объема.

  9. Вычислить значение постоянной с для каждого опыта, срав­нить результаты и сделать вывод.

  10. Определить среднее значение постоянной с и найти относи­тельную погрешность методом среднего арифметического.

  11. Сделать вывод по всей работе.


Таблица 3.

Номер опыта

Показания барометра P0 , Па

Показания манометра,

ΔP, Па

Давление воздуха в шприце

Р =׀ P0± ΔP׀, Па

Объем воздуха V, м3

Постоянная PV = с, Па м3

Среднее значение постоянной

сср, Па м3

Относительная погрешность

δ = Δсср / сср 100%

1








2





3







Вычисления:


  1. Цена деления манометра = _______________ = _________ мм. рт. ст.

1мм. рт. ст. = 133 Па

  1. Цена деления барометра = _______________ =___________ мм. рт. ст.

1мм. рт. ст. = 133 Па

  1. Показания барометра: Р0 = _______________ мм. рт. ст.

Р0 = _________________________________= ________________Па

  1. Первое положение шприца: V1 = __________ мл. 1 мл = 10-6 м3.

V1 = __________ м3.

Показания манометра: ΔР1 = _______________ мм. рт. ст.

ΔР1 = ________________________=______________ Па

Давление воздуха в шприце:

Р1 =׀ P0± ΔP׀ Р1 =_____________________=________ Па

Постоянная: с1 = PV с1 = _______________=_________ Па·м3


  1. Второе положение шприца: V2 = __________ мл. 1 мл = 10-6 м3.

V2 = __________ м3.

Показания манометра: ΔР2 = ____________________=__________ мм. рт. ст.

ΔР2 = ________________________ =_______________Па

Давление воздуха в шприце:

Р2 =׀ P0± ΔP׀ Р2 =______________________=_______ Па

Постоянная: с2 = PV с2 = _________________=_______ Па·м3


  1. Третье положение шприца: V3 = __________ мл. 1 мл = 10-6 м3.

V3 = __________ м3.

Показания манометра: ΔР3 = _______________ мм. рт. ст.

ΔР3 = ________________________ =________________Па

Давление воздуха в шприце:

Р3 =׀ P0± ΔP׀ Р3 =_________________________ =________ Па

Постоянная: с3 = PV с3 = ____________________=_________ Па·м3

  1. Среднее значение постоянной:

=________ Па·м3

  1. Абсолютное значение погрешности:

Па·м3

Па·м3

Па·м3

  1. Среднее значение абсолютной погрешности:

=________Па·м3


  1. Относительная погрешность:

δ = Δсср / сср· 100% δ =_____________________=__________%


  1. Результат: с = сср ± Δсср с=_______________ Па·м3

Вывод: в ходе лабораторной работы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лабораторная работа №6 Закон Бойля-Мариотта.

Автор: Шелкова Мария Сергеевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145686


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства