kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КСП "Законы Ньютона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

краткосрочное планирование серии 4 последовательных уроков по теме "Законы Ньютона" составлено согласно использования 7 основных модулей программы второго (основного) уровня учителей прошедших курсы повышения квалификации (НИШ).

 после проведения подобных уроков учащиеся не только знают теоретический материал, но умело могут применять его на практике. кроме этого владеют методом самооценивания и взаимооценивания, работы в группе...

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КСП "Законы Ньютона" »

Предмет

Четверть 1 урок №1

Класс 9

Тема урока


Второй закон Ньютона

Ссылки

(учебные пособия, сайт в интернете, фильм, и т.д.)

Учебник «Физика 9»

Учебная программа

Виртуальный эксперимент

Цели урока


Сформировать ЗУН по теме «Второй закон Ньютона»

Результаты обучения для учащихся

Знают определение и формулу второго закона Ньютона

Умеют его применить при решении задач

Понимают широту использования закона на практике

Анализируют при проведении эксперимента

Проводят синтез между 1 и 2 законами Ньютона

Оценивают степень усвоения нового материала

Основные идеи, отработанные по теме урока

Научить детей работать в группах….

Создать атмосферу сотрудничества….

Распределение лидирующих ролей при групповой работе…

Использование ИКТ и новых технологий…..

Расширение мышления учащихся….

Задания



Фронтальный блиц-опрос (МОЗГОВОЙ ШТУРМ) по материалу прошлого урока (первый закон Ньютона)

Разработка критериев оценивания результатов групповой работы совместно с детьми

Работа в группах -


Время




5 минут

Задание 1

Чем будет заниматься учитель



Наблюдать, корректировать, руководить деятельностью учащихся






Разработка критериев оценивания результатов групповой работы совместно с детьми

Работа в группах -



и чем будут заниматься ученик


выполнять задание: письменно, устно, решать, рисовать…


А-выполнение теста на ноутбуке


Б- ответ на вопрос


С- задание «Заполни пропуски»


Формирование новых знаний


(каждая группа выполняет свое задание)

10 минут

Задание 2



Наблюдать, корректировать, руководить деятельностью учащихся



Работа в группах по Определению понятия силы как меры взаимодействия тел, разными способами

 1 группа

1. На столе две легкоподвижные тележки. На одной из них закреплена упругая пластина. Пластина изогнута и связана нитью. Тележка находится в состоянии покоя относительно стола.

Начнет ли тележка двигаться, если пластина выпрямится?

Учащиеся озвучивают свои предположения, затем «запускают» виртуальный эксперимент по своим предположениям : Тележка остается на месте или тележка сдвигается в какую-либо сторону.

Как вы думаете, все ли предложенные вами варианты поведения тележки реальны? Почему?

Учащиеся на демонстрационном столе проводят эксперимент, пережигая нить, удерживающую упругую пластину. Делается вывод о том, что если нет взаимодействия – нет и изменения скорости тела.

Можно привести пример с известной историей про барона Мюнхаузена о том, как он якобы вытянул себя из болота за волосы.

2 группа . На столе две легкоподвижные тележки соединенные между собой изогнутой пластиной. Если пережечь нить.

. Что может произойти? Дети озвучивают свои предположения. Затем «запускают» виртуальный эксперимент по предположению . Далее проводится реальный эксперимент, подтверждающий предположения учащихся.

Во втором эксперименте мы наблюдали, что оба тела действовали друг на друга – они взаимодействовали и результатом этого взаимодействия стало изменение скорости тел (сообщение телам ускорений).

3 группа.

Работа с теоретическом материалом.

Количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения (т.е. изменяют свою скорость), называют силой. (force – сила)

Сила определяется: модулем, направлением, точкой приложения.

Просмотр видеороликаНебольшой видеоролик (Приложение 1) о движении тела под действием равнодействующей сил.

Количественно связь между массой тела, ускорением, с которым оно движется, и равнодействующей приложенных к телу сил, выражается вторым законом Ньютона (или второй закон динамики).

В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу и обратно пропорционально его массе.

Как и первый закон, второй закон динамики имеет границы применимости.

Защита постера (группа приводит результаты своей работы)

5 минут

Наблюдает и обобщает, делает корректировку


поощрение


Защита работы – от каждой группы выступает один спикер

2. ЗАЩИТА ПОСТЕРА

1 группа итог

Делается вывод о том, что если нет взаимодействия – нет и изменения скорости тела.

2 группа итог

Во втором эксперименте мы наблюдали, что оба тела действовали друг на друга – они взаимодействовали и результатом этого взаимодействия стало изменение скорости тел (сообщение телам ускорений).

3 группа итог

вторым законом Ньютона (или второй закон динамики).

В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу и обратно пропорционально его массе.

Физминутка «Елочка»

2 минуты



Решение задач разного уровня сложности

5 минут

Корректирует, направляет, оценивает (формативно)




Подводит итоги работе учащихся

Решают задачи разного уровня сложности

Решение задач разного уровня сложности

С- Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с2, если масса велосипедиста вместе с велосипедом равна 50 кг.


Б- Какую скорость приобретает тело массой 3кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с?


А- Поезд массой 500 т, трогаясь с места, через 25 с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.

Проводится взаимопроверка и оценивание


Ромашка Блума

5-10 минут

Распределяет вопросы согласно методу Ромашка Блума


Наблюдает

Формативно оценивает

Отвечают на вопросы

4. РОМАШКА БЛУМА

Согласно след типу

- простой вопрос ( сформулируйте второй закон Ньютона)

- уточняющий вопрос ( какие физические величины связывает 2 закон Ньютона)

- практический вопрос ( каковы области применения второго закона Ньютона ( инерциальные системы)

- интерпретация ( проведите связь между первым и вторым законами Ньютона)

- творческий вопрос ( составить четверостишье )

- оценочный вопрос ( какие примеры доказывают справедливость второго закона Ньютона)


Рефлексия

5-7 минут

Задает вопросы учащимся

Что нового вы узнали?

-Что вам было трудно?

Прием « Все в твоих руках»

Большой-для меня было важным и интересным

Указательный-по этому вопросу я получила конкретные информации

Средний-мне было трудно

Безымянный-моя оценка психолоч.атмосферы

Мизинец-для меня это было недостаточным


Обратная связь - размышления учащихся о пройденном уроке Ладошки на определение у учащихся комфортности работы на уроке

Источники, оснащение и оборудование:

две тележки для демонстрации взаимодействия с принадлежностями, мультимедийная презентация к уроку, проектор, компьютер, демонстрационный набор «Механика» лаборатории L-микро, компьютерный измерительный блок.

Слайд-презентация

Раздаточный материал:

-задачи

-информационные ресурсы

-кластеры , маркеры, стикеры, фломастеры, часы.

Таблица критериев оценивания

Последующие задания и чтение

д/з2. Задание по учебнику

А- составить тест по изученному материалу (КРАБ)

Анализ и оценивание урока

Урок достиг цели. Хорошая работа прошла при фронтальном опросе. Активное участие проявили все ученики при знакомстве с новым материалом. Ученица А работая на уроке старалась отвечать на вопросы по тексту то что было «непонятно».Рефлексия «все в твоих руках»понравилась учащимся.

Изменение к уроку

На следующий урок подобрать материал для использования ИКТ,

Подобрать!!! материал для работы с учащимися группы А,В, С.

Провести фото съемку или видеосъемку на следующем уроке.































Предмет

Четверть 1 урок №2

Класс 9

Тема урока


Третий закон Ньютона

Ссылки

(учебные пособия, сайт в интернете, фильм, и т.д.)

Учебник «Физика 9»

Учебная программа

Виртуальный эксперимент

Цели урока


Сформировать ЗУН по теме «Третий закон Ньютона»

Результаты обучения для учащихся

Знают определение и формулу третьего закона Ньютона

Умеют его применить при решении задач

Понимают широту использования закона на практике

Анализируют при проведении эксперимента

Проводят синтез между 1, 2 и 3 законами Ньютона

Оценивают степень усвоения нового материала

Основные идеи, отработанные по теме урока

Научить детей работать в группах….

Создать атмосферу сотрудничества….

Распределение лидирующих ролей при групповой работе…

Использование ИКТ и новых технологий…..

Расширение мышления учащихся….

Задания


Организационный этап

Учащиеся разбиваются на 3 группы равные по силам.

Два учащихся – ассистенты, которые помогают учителю во время ведения.

.разрабатываются критерии оценивания вместе с учащимися



Время




2 минут


Чем будет заниматься учитель



Направляет, наблюдает



и чем будут заниматься ученик


Учащиеся разбиваются на 3 группы равные по силам.

Два учащихся – ассистенты, которые помогают учителю во время ведения.


   Разминка «Минуточка»


5 минут

Наблюдает, корректирует, оценивает формативно


Учащиеся каждой группы должны за пять минут ответить на наибольшее количество вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает группа и каждый отвечающий.

Вопросы командам:

Первая группа.

1. Сколько концов у четырех палок? (8 концов)

2. Сколько концов у пяти палок? (10 концов)

3. Сколько концов у пяти с половиной палок? (12 концов)

4. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11 месяцев)

5. Единица измерения массы? (килограмм)

6. Прибор для измерения силы? (динамометр)

7. Всех на свете обшивает, а сама не надевает. (Иголка)

8. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Пустой посуды)

9. Где край света? (Там где начинается тень)

10. Что практически невозможно найти в стоге сена? (Иголку)

11. Кто водится в тихом омуте? (Черти)

12. В этом Санкт-Петербургском учреждении звездное небо всегда безоблачно. (Планетарий)

Вторая группа.

1. Сколько ушей у трех старушек? (6 ушей)

2. Сколько ушей у пяти малышей? (10 ушей)

3. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)

4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

5. Единица измерения ускорения? (м/с2)

6. Прибор для измерения массы? (весы)

7. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного полотна)

8. Можно ли в решете воду принести? (Можно, если она замерзнет)

9. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

10. Чем вышибают клин? (Клином)

11. Какие животные ночью серы? (Кошки)

12. Планета, по которой путешествовал Незнайка? (Луна)

Третья группа.

1. Сколько носов у двух псов? (2 носа)

2. Сколько хвостов у семи котов? (7 хвостов)

3. Сколько ручек у пяти подружек? (10 ручек)

4. В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном году)

5. Единица измерения силы? (ньютон)

6. Прибор для измерения скорости? (спидометр)

7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

8. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

9. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)

10. На что не нужно разевать рот? (На чужой каравай)

11. Кого можно взять за рога? (Быка)

12. Чьи слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»? (Архимед)

3.  Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?».

АССИСТЕНТЫ ПРОВЕРЯЮТ и заполняют таблицу оценивания

Мини – тест

5 минут

Наблюдает, направляет, корректирует




Формативно оценивает

Каждый учащийся кроме ассистентов выполняют тест на ноутбуках. Проводится самопроверка. В оценочную таблицу выставляются оценки.

   Физическое дефиле


10-15 минут

Наблюдает, направляет, корректирует




Формативно оценивает





Подводит итоги

Учащиеся каждой команды самостоятельно знакомятся с понятием Третьего закона Ньютона с помощью мультимедийной презентации (видеоролика) и основные факты сразу же отмечают на листе А3 в виде постера или кластера.

Максимальный балл за защиту постера – 5 баллов. Оценку выставляют ассистенты. Группе выставляется среднеарифметическое значение.


   Физкультминутка


2 минуты



Решение задач «Знаешь – действуй!»


10 минут

Наблюдает, направляет, корректирует




Формативно оценивает







Подводит итоги

Каждой группе выдаются три задачи. Все участники группы их решают, но команда в праве сама решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске и получает баллы. Максимальный балл за каждую решенную задачу – 2 балла. Эти очки идут и в командный зачет.

Задача 1.

Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.

Смотри рисунок 1.

Задача 2.

По горизонтальной поверхности перемещается груз массой 3 кг с ускорением            0,3 м/с2. Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н? Какой величины силы достаточно, чтобы груз стал двигаться равномерно? ( F1 = ma + Fтр., F1 = 2,9 Н, F2 = Fтр. = 2 Н)

Задача 3.

Тело массой 2 кг движется под действием некоторой силы. Закон изменения скорости тела имеет вид: . Какова сила, действующая на тело? (F = ma, , a = 0,2 м/с2, F = 0,4 H)



Диаграмма Вена

5 минут

Наблюдает, направляет, корректирует




Формативно оценивает

Группам даны заготовки диаграмм. Учащимся необходимо найти сходства и различия между 1, 2 и 3 законами Ньютона

  Рефлексия, подведение итогов

SWOT анализ




Каждый учащийся заполняет SWOT анализ по результатам изученного материала

Сильные стороны

Слабые стороны

Угрозы

возможности



Источники, оснащение и оборудование:

мультимедийная презентация к уроку, проектор, компьютер, демонстрационный набор «Механика» лаборатории L-микро, компьютерный измерительный блок.

Слайд-презентация

Раздаточный материал:

-задачи

-информационные ресурсы

-кластеры , маркеры, стикеры, фломастеры, часы.

Таблица критериев оценивания

Последующие задания и чтение

д/з2. Задание по учебнику

А, В- найти ответы на вопросы после просмотра видео «Исаак Ньютон»

1. В каком году и в какой стране родился Исаак Ньютон?

(25 декабря 1642 года — 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года — 31 марта 1727 года по григорианскому календарю, страна Англия);

2. В честь какого человека был назван Исаак Ньютон?

(Назван Исааком в честь покойного отца, который не дожил до его рождения);

3. В каком университете (колледже) учился Исаак Ньютон?

(В июне 1661 года 18-летний Ньютон приехал в Кембридж. Согласно уставу, ему устроили экзамен на знание латинского языка, после чего сообщили, что он принят в Тринити-колледж (Колледж святой Троицы) Кембриджского университета. С этим учебным заведением связаны более 30 лет жизни Ньютона);


Анализ и оценивание урока

Урок достиг цели. Хорошая работа прошла во время проведение Физического дефиле и Решения задач. Активное участие проявили все ученики при знакомстве с новым материалом, при составлении постера. Спикеры от каждой группы старались полностью раскрыть понятие 3 закона Ньютона. Ассистенты правильно и своевременно выполняли свои функции – оценивания и консультирования. Рефлексия «SWOT анализ» помогла выяснить все недочеты и минусы происходящего на уроке.

Изменение к уроку

На следующий урок подобрать материал для использования ИКТ,

Подобрать материал для работы с учащимися группы А,В, С.

Провести фото съемку или видеосъемку на следующем уроке.














































Предмет

Четверть 1 урок №3

Класс 9

Тема урока


Закон Всемирного тяготения

Ссылки

(учебные пособия, сайт в интернете, фильм, и т.д.)

Учебник «Физика 9»

Учебная программа

Виртуальный эксперимент

Цели урока


Создание условий для изучения, понимания и практического применения изученного материала по теме «Закон всемирного тяготения».

Развитие навыков работы в группах и навыков критического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать задачи по теме урока.

Воспитание навыков взаимовыручки, взаимопомощи, навыков эффективной работы в группе, навыков и само- и взаимооценивания.

Результаты обучения для учащихся

Учащиеся сформулируют закон всемирного тяготения, усвоят его применение при решении задач, разовьют навык аргументировано излагать выводы; научатся работать с текстом, приобретут навыки, способствующие воспитанию уважительного отношения к мнению других учеников.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Обучение работать самостоятельно и во взаимодействии посредством стратегий критического мышления, организация обучения в группах при помощи исследовательской беседы, организация работы по само- и взаимооцениванию. Использование ИКТ с целью повышения интереса к изучаемому предмету.

Задания


Задание 1. Разработка критериев успешности урока.



Время




5 мин


Чем будет заниматься учитель


Учитель обсуждает с учениками цели и задачи урока и предлагает им создать критерии успешного урока.

Учитель сообщает учащимся, что работа на уроке будет проводиться в основном в группах; раздает учащимся карточки с положительными аффирмациями, чтобы поделить их на группы: «У меня сегодня все получится!», «Я сегодня эффективно поработаю!», «Я сегодня узнаю и пойму много интересного!», «Сегодня я буду лучшим во всех отношениях!». До того, как ученики начнут работать на уроке по изучаемой теме, предлагает вспомнить правила работы в группах.

Чем массивней мышцы станут

От зарядок по утрам,

Тем сильнее к ним потянет

Юных девушек и дам.

Открыл земное притяжение Ньютон,

Когда на голову вдруг яблоко свалилось.

А на меня вчера упал балкон

И ничего при этом не случилось.

Учитель рассказывает учащимся легенду об открытии закона всемирного тяготения:

«По преданию, Исаак Ньютон, сидя в саду под яблоней и задумчиво наблюдая за падением от порывов ветра яблок с ветки дерева, пришел к мысли о существовании силы тяготения. Сам Ньютон, шутя, говорил, что яблоко, упавшее ему на голову, «выбило» из нее нужную формулу. Однако необходимо отметить, что Ньютон работал в течение двадцати лет, чтобы получить строгое доказательство существования всемирного тяготения и показать, от чего зависят силы притяжения».

Учитель предлагает рассмотреть цели и задачи урока.

Определение цели и задач урока.

Учитель обсуждает с учащимися цели и задачи на урок. Предлагает ученикам обсудить и выработать критерии успеха урока. Возможные варианты, предложенные учителем в дополнение к критериям учеников:

Весь объем учебного материала понятен.

Атмосфера сохраняется доброжелательной весь урок.

Мое участие в работе группы активное (предлагаю идеи, задаю вопросы и т. д.).

Работа группы успешная (оценена по наивысшей планке).

Презентация тщательно подготовлена, качественна (зрелищность, подача материала, доступность и т. д.).


и чем будут заниматься ученик


Учащиеся разбиваются на 3 группы равные по силам.


Задание 2. Самостоятельное изучение материалов учебника по новой теме.


10 мин

Учитель предлагает учащимся стратегию «Инсерт» для тщательного изучения содержания материалов изучаемой темы. «Чтение с пометками»), а затем обсудить в группах результаты заполнения таблицы.


Ученики заполняют таблицу «Чтение с пометками». Учащиеся читают параграф учебника и карандашом делают пометки на полях. Учитель четко обозначает время на выполнение задания, объясняет правила расстановки маркировочных знаков, сообщает о цели задания «Чтение с пометками». Целью является получение ответов на вопросы, которые будут поставлены учителем в дальнейшем.

+Я ЭТО ЗНАЛ

–Я ЭТОГО НЕ ЗНАЛ

!ЭТО МЕНЯ УДИВИЛО

?ЭТО МНЕ НЕПОНЯТНО, ВЫЗЫВАЕТ ВОПРОС



Задание 3. Защита ответов.


13 мин

Учитель использует стратегию критического мышления «Круговой обзор». На пронумерованных листах, развешенных вокруг класса, написаны вопросы (на каждом листе по одному вопросу, вопросы сначала скрыты от учеников; учитель заранее готовит плакаты с вопросами).

Ученики отвечают на вопросы, защищают проекты ответов.


Группы учащихся подходят к плакатам и обсуждают записанный вопрос в течение 2 минут. Свои ответы записывают на плакате. За каждой группой закрепляется один вопрос.

По сигналу учителя группы передвигаются к другому плакату, читают вопрос и ответы, уже написанные предыдущей группой. Обсуждают, дополняют свои комментарии на плакате. Учитель призывает группы передвигаться и повторять процесс, пока каждая группа не вернется к первоначальному плакату.

Вернувшись к своим плакатам, ученики обсуждают ответы и выбирают спикера, который будет защищать презентацию.

Примерные вопросы:

Как формулируется закон всемирного тяготения? (1 группа)

Какова математическая запись закона всемирного тяготения? Поясните величины, входящие в это уравнение. (2 группа)

Каковы условия применимости закона всемирного тяготения? (3 группа)


Задание 4. Взаимооценивание. Во время защиты ответов


2 мин

Учитель использует стратегию «Светофор». цвета светофора как визуальное средство для отображения понимания учащимися излагаемого материала (формативное оценивание).

Ученики дают отклик на понимание материала посредством цветов светофора.

У учеников есть красные, зеленые и желтые карточки, которые они поднимают вверх после выступления спикеров групп (красная – не понимаю, зеленая – все предельно ясно, желтая – возникли вопросы).



   Физкультминутка


2 мин



Задание 5. Решение задач.


10 мин

Учитель раздает каждой группе учащихся по одной задаче.

Ученики решают задачу, обсуждая в группах решение, затем защищают его.

После обсуждения в группах ученики вбирают спикера, который будет защищать решение задачи. Для оценивания понимания учащимися решения задачи учитель использует стратегию «Светофор»: при неправильном решении или записи решения задачи ученики должны отобразить это сигналами светофора и указать на ошибки. Заранее с учениками учитель разрабатывает критерии оценивания задач (например, если будет найдена всего 1 ошибка – «5», от 2 до 5 ошибок – «4», больше 5 ошибок – «3»).

Возможные задачи:

С какой силой притягиваются друг к другу два энциклопедических словаря массой 600 г каждый, находящиеся на расстоянии одного миллиметра друг от друга? (≈ 2,4 ∙ 10–5 Н)

Оценить порядок значения силы взаимного тяготения двух кораблей, удаленных друг от друга на 100 м, если масса каждого из них 10000 т. (≈ 1 Н)

Оценить порядок силы притяжения между Землей и Луной, если масса Земли 6 ∙ 1024 кг, масса Луны 7,3 ∙ 1022 кг. Расстояние между их центрами в среднем равно 3,8 ∙ 108 м. (2 ∙ 1020 Н)

С какой силой притягиваются друг к другу два карандаша массой 50 г каждый, находящиеся на расстоянии одного сантиметра друг от друга? (≈ 17 ∙ 10–10 Н)

Задание 6. Рефлексия «Обратная связь по уроку».


2 мин

Учитель предлагает ученикам самооценивание – проводит рефлексию «Обратная связь по уроку». Раздает ученикам форму и инструктирует их по ее заполнению.


Ученики заполняют лист обратной связи.


Источники, оснащение и оборудование:

проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация урока (Power Point), интернет ресурсы, раздаточный материал, ватман, маркеры.

Башарулы Р., Казахбаева Д., Токбергенова У., Бекбасар Н. «Физика и астрономия». − Алматы: Мектеп, 2005. − 248 с.

Пигулевский В. С.,Широчин Д. Л. «Физика. Сборник заданий». – Москва: Горная книга, 2010. – 333 с.

Рымкевич А. П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. ‒ Москва: Просвещение, 1983. − 192 с.

Таблица критериев оценивания

Последующие задания и чтение

д/з2. Задание по учебнику

повторить 1,2,3 законы Ньютона

Анализ и оценивание урока

учитель организовывает учащихся в группы и поддерживает их, консультирует учеников в затруднительных ситуациях, направляет их деятельность и корректирует ее при необходимости, контролирует выполнение заданий учащимися, использует формативное оценивание, взаимо- и самооценивание; учащиеся работают в командах, читают материалы учебника, ведут беседу, выполняют задания, создают презентацию на флипчартах, проводят взаимо- и самооценивание.

Изменение к уроку

На следующий урок подобрать материал для использования ИКТ,

Подобрать материал для работы с учащимися группы А,В, С.

Провести фото съемку или видеосъемку на следующем уроке.







Предмет

Четверть 1 урок №4

Класс 9

Тема урока


Законы Ньютона

Ссылки

(учебные пособия, сайт в интернете, фильм, и т.д.)

Учебник «Физика 9»

Учебная программа

ноутбук, проектор, экран.

портрет И. Ньютона, эпиграф «…Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше», формулировки и математическая запись законов динамики.

учебник «Физика-9» А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Сборник задач по физике» А.П. Рымкевич


Цели урока


повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона; закрепить знания, полученные по теме; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; воспитывать самостоятельность при решении задач; развивать логическое мышление.


Результаты обучения для учащихся

- знают законы Ньютона;

- умеют применять полученные знания в практической деятельности;

- умеют видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни.

- умеют сравнивать, делать выводы, обобщения, выделять главное, существенное;


Основные идеи, отработанные по теме урока

Обучение работать самостоятельно и во взаимодействии посредством стратегий критического мышления, организация обучения в группах при помощи исследовательской беседы, организация работы по само- и взаимооцениванию. Использование ИКТ с целью повышения интереса к изучаемому предмету.

Задания



Организационный момент

Приветствие, знакомство с планом урока, постановка цели и задач урока.


Время




2 мин


Чем будет заниматься учитель


Учитель обсуждает с учениками цели и задачи урока и предлагает им создать критерии успешного урока.



и чем будут заниматься ученик



Учащиеся разбиваются на 3 группы равные по силам.


«Физическая разминка».


5 мин

Сначала давайте проверим, как вы умеете считать. Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос: «Сколько физических величин названо в данном стихотворении?»


ОДИНОКИЙ ФИЗИК, ПОЧЕСАВ ТЕМЯ,

ИЗМЕРЯЕТ ДЛИНУ, МАССУ И ВРЕМЯ.

ПАРОЧКА ФИЗИКОВ МЕЧТАЮТ ВДВОЕМ,

ИЗМЕРЯЮТ ТЕМПЕРАТУРУ, ПЛОТНОСТЬ, ОБЪЕМ.

ТРИ ФИЗИКА, ПОСТРОИВШИСЬ В РЯД,

МЕНЯЮТ ЭНЕРГИЮ, СКОРОСТЬ, ЗАРЯД.

ЧЕТЫРЕ ФИЗИКА В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ

ИЗМЕРЯЮТ ДАВЛЕНИЕ, А В ПЛОХОМ – УСКОРЕНИЕ.

ПЯТЬ ФИЗИКОВ ВЫБЕГАЮТ НА ПЛОЩАДЬ,

ИЗМЕРЯЮТ ИМПУЛЬС, ЧАСТОТУ, СИЛУ И ПЛОЩАДЬ.

ШЕСТЬ ФИЗИКОВ ПРИХОДЯТ К СЕДЬМОМУ НА ИМЕНИНЫ,

ИЗМЕРЯЮТ КАКИЕ-НИБУДЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ.

Ответ: 15


Активно участвуют в разминке. Дают свои ответы.

За правильные ответы ассистенты в каждой группе наблюдают и суммативно оценивают.


Законы Ньютона.


5 мин

Показ видеоролика

Вопрос определить, объяснить, сформулировать взаимосвязь увиденного с изученными законами Ньютона

Просмотр, обсуждение в группе, подведение итога

Отвечают на вопрос

Какие законы Ньютона могут объяснить процессы изображенные в просмотренном видеоролике

Черный ящик

5 мин

Учитель проводит опрос в форме «Черного ящика»

Опрос предлагается проводить следующим образом: все варианты складываются в черный ящик и дети вытягивают тот вопрос, какой достанется. При правильном ответе ученик передаёт ход тому однокласснику, которого выберет. Все тела притягиваются к Земле. Примером тому могут служить капли дождя, лавины, люстра, и многое другое. Перед учеными встал вопрос, какие тела ещё способны притягивать к себе тела. Чем так особенна Земля, что именно к ней все притягивается. Ответ на этот вопрос дал в своем предположении великий физик Исаак Ньютон

Детям было задано дома подготовить вопросы, связанные с понятием фундаментальных сил и что с этим связано. Данные вопросы напечатать на бумаге. Например:

Каких ученых физиков вы знаете?

Какие законы физики вы знаете?

Перечислите разделы физики?

Какие силы в природе существуют?

6. В каких единицах измеряется сила?

Ромашка Блума

7 мин

Учитель: Вот у меня ромашка - разноцветный лепесток, но не простой, на каждом лепестке дано задание. Дайте посмотрим, какое первое задание вытянет …….

Учащиеся по желанию выходят к учителю и вытягивают лепесток с заданиями.

Отвечают на вопросы заданий.

Примеры заданий:

1. - м/с2 – какая физическая величина имеет такую единицу измерения?

2. - 1 кг . м/с2 -? Какой единице измерения это равно? Какая физическая величина имеет такую единицу измерения?

3. - F=mа – Что это за формула? Дайте формулировку этого закона.

4. - а = V-V0/t – Что это за формула? Дайте определение этой физической величины. Когда возникает ускорение?

5. - Когда скорость тела не изменяется? Дайте формулировку 1 закона Ньютона.

6. - Какова причина возникновения сил? Дайте формулировку 3 закона Ньютона.

8. - Что такое сила? Чем характеризуется сила?

9. - Что такое равнодействующая сил? Чему она равна?

10. - Какие силы в природе вы знаете? Под действием каких сил движутся тела?

11. - Какая сила называется силой тяжести? Куда она направлена? Формула для

расчета силы тяжести.

12. - Какая сила называется силой упругости? Куда она направлена? Формула для

расчета силы упругости.

13. - Какая сила называется силой трения? Куда она направлена?

14. - Как называется прибор для измерения сил? Какие силы можно измерить этим

прибором?

15. - Границы применимости законов Ньютона. В каких случаях мы можем

применять законы Ньютона?

16. - Как движутся тела, если на них не действуют другие тела? О каком явлении

идет речь?


Решение задач


15 мин

Учитель: Важнейшим умением в физике является умение решать задачи.

Урок у нас необычный и поэтому задачки будут тоже необычные. Теперь давайте разберем эти интересные задачи:


Уащиеся решают задачи

Задача № 1.

ВОРОНЕ, МАССА КОТОРОЙ 1 КГ, БОГ ПОСЛАЛ КУСОЧЕК ВКУСНОГО СЫРА. ВОРОНА СИДИТ НА ВЕТКЕ. ВЕТКА ДЕРЕВА ПОД ТЯЖЕСТЬЮ ВОРОНЫ И СЫРА СОГНУЛАСЬ. СИЛА УПРУГОСТИ, С КОТОРОЙ СОГНУВШАЯСЯ ВЕТКА ДЕЙСТВУЕТ СНИЗУ НА ВОРОНУ С СЫРОМ, РАВНА 10,8 Н. СМОЖЕТ ЛИ ЛИСА, ОБЛИЗЫВАЮЩАЯСЯ ВНИЗУ И ВЛАДЕЮЩАЯ ЗНАНИЯМИ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ, ВЫЧИСЛИТЬ МАССУ БОЖЕСТВЕННО ВКУСНОГО СЫРА? И ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА МАССА СЫРА?

Какой закон Ньютона можно использовать при решении этой задачи?


Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и делает чертеж (рисунок).


Задача № 2.

КАРЛСОН, СЧИТАЯ СЕБЯ ЛУЧШИМ ПЫЛЕСОСЧИКОМ В МИРЕ, РЕШИЛ СДЕЛАТЬ УБОРКУ В КОМНАТЕ МАЛЫША ПОСЛЕ ТОГО, КАК МАМА ТОЛЬКО ЧТО УБРАЛА КОМНАТУ СВОЕГО СЫНА.

- НЕ НАДО, НЕ НАДО, - ПРОСИЛ МАЛЫШ.

- ЗРЯ УПИРАЕШЬСЯ, - СКАЗАЛ КАРЛСОН И ПОТЯНУЛ ПЫЛЕСОС НА СЕБЯ С СИЛОЙ 30 Н.

А МАЛЫШ ТЯНУЛ НА СЕБЯ С СИЛОЙ 28 Н.

В ЧЬЮ СТОРОНУ СДВИНЕТСЯ ПЫЛЕСОС? ЧЕМУ РАВНА РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛ МАЛЫША И КАРЛСОНА?


Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и делает схематический чертеж, изображает на нем все силы.


Задача № 3.

ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ, И ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ ПРЕБОЛЬШАЯ …

КАКУЮ СИЛУ НАДО ПРИЛОЖИТЬ К РЕПКЕ МАССОЙ 200 Г, ЧТОБЫ ВЫТАЩИТЬ ЕЕ ИЗ ЗЕМЛИ С УСКОРЕНИЕМ 0,5 м/с2?


Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и ее решение.


Задача № 4.

ЧЕМУ РАВНО ТРЕНИЕ ПОКОЯ РЕПКИ В ГРЯДКЕ, ЕСЛИ ДЕДКА МОЖЕТ ТЯНУТЬ ЕЕ С СИЛОЙ 200Н, А УСИЛИЕ КАЖДОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПЕРСОНАЖА ВДВОЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ПРЕДЫДУЩЕГО?


Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и ее решение.


Задача № 5.

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ В СТУПЕ БАБЫ ЯГИ РАЗВИВАЕТ СИЛУ ТЯГИ В 5 кН. КАКОЕ УСКОРЕНИЕ В ВЕРТИКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ БАБА ЯГА, ЕСЛИ ЕЕ МАССА ВМЕСТЕ СО СТУПОЙ 250 КГ?


Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и ее решение.


Задача № 6.

МАЛЫШ И КАРЛСОН ВЗЯЛИСЬ ЗА РУКИ. КАРЛСОН ТОЛКАЕТ МАЛЫША С СИЛОЙ 105 Н. С КАКОЙ СИЛОЙ ТОЛКАЕТ МАЛЫШ КАРЛСОНА?

Изобразите графически эти силы. О каком законе идет речь в задаче?


Для решения задачи вызывается ученик, который делает схематический чертеж, изображает на нем все силы.

Задача № 7.

ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ИСТОРИЮ О ТОМ, КАК «ЛЕБЕДЬ, РАК ДА ЩУКА ВЕЗТИ С ПОКЛАЖЕЙ ВОЗ ВЗЯЛИСЬ»


…ЛЕБЕДЬ РВЕТСЯ В ОБЛАКА,

РАК ПЯТИТСЯ НАЗАД,

А ЩУКА ТЯНЕТ В ВОДУ.

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ!!!! (т.е. равнодействующая сил = 0)



   Физкультминутка


2 мин



Обобщение и закрепление изученного материала


5 мин

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами, ребята, повторили законы Ньютона и научились решать задачи на применение этих законов. А сейчас давайте еще раз вспомним все понятия, определения, законы и отгадаем кроссворд.


1. Какое явление мешает остановиться машине мгновенно? (ИНЕРЦИЯ)

2. Выдающийся английский физик и математик, основатель классической механики. (НЬЮТОН)

3. Тело, которое изменяет свою скорость за единицу времени, имеет? (УСКОРЕНИЕ)

4. Эту величину можно определить через взаимодействие или с помощью весов. (МАССА)

5. Прибор для измерения сил. (ДИНАМОМЕТР)

6. Одна из основных характеристик движения. (СКОРОСТЬ).

7. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами и часами. (ВРЕМЯ)

8. Раздел механики, изучающий причины появления ускорения тел. (ДИНАМИКА)


Подведение итогов урока


2 мин

Учитель: Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Тогда он решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие способности в нем проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. С того момента и началось превращение скромного английского школьника в великого ученого.


Хочется надеться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.



«СДЕЛАЛ, ЧТО МОГ, ПУСТЬ ДРУГИЕ СДЕЛАЮТ ЛУЧШЕ»

И. Ньютон


Источники, оснащение и оборудование:

ноутбук, проектор, экран.

портрет И. Ньютона, эпиграф «…Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше», формулировки и математическая запись законов динамики.

учебник «Физика-9» А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

«Сборник задач по физике» А.П. Рымкевич

Таблица критериев оценивания

Последующие задания и чтение

Повторяем параграфы 10, 11, 12. Выполняем упражнения № 10, 11(2-4),12(1,2)

Подготовиться к проверочной работе по теме «Законы Ньютона».

По желанию одному из учащихся подготовить доклад по теме «Практическое применение законов Ньютона».

Анализ и оценивание урока

учитель организовывает учащихся в группы и поддерживает их, консультирует учеников в затруднительных ситуациях, направляет их деятельность и корректирует ее при необходимости, контролирует выполнение заданий учащимися, использует формативное оценивание, взаимо- и самооценивание; учащиеся работают в командах, читают материалы учебника, ведут беседу, выполняют задания, создают презентацию на флипчартах, проводят взаимо- и самооценивание.

Изменение к уроку

На следующий урок подобрать материал для использования ИКТ,

Подобрать материал для работы с учащимися группы А,В, С.

Провести фото съемку или видеосъемку на следующем уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КСП "Законы Ньютона"

Автор: Хатунцева Вероника Руслановна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства