Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Северо-Западный экономический район»»
Тема урока«Северо-Западный экономический район» - 9 класс
по методике «мыслительных шляп»
Мышление — это не только решение сложных проблем и задач. И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями даже над простыми вопросами, к которым легко найти ответ. Тогда вы разовьете умение мыслить, обретете уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие. Некоторые люди негативно относятся к процессу мышления, так как они считают мышление трудным, но это совсем не так. Для развития мыслительных процессов есть много методов. С помощью методики «мыслительных шляп» можно организовать группу учеников думать в одном направлении («параллельно») и принимать сообща верные решения. Суть этой методики в том, что существует пять воображаемых мыслительных шляп. Их можно использовать только по одной. Когда используется одна шляпа, то ее надевают все в группе. Это означает, что все думают параллельно в одном направлении, только о предмете обсуждения, а не о том, что сказал предыдущий выступающий.
Цель урока: - изучить Северо-Западный экономический район.
Задачи урока: - развивать универсальные учебные действия:
познавательные - поиск и выделение необходимой
информации, умение структурировать знания,
строить речевое высказывание;
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества
с учителем и одноклассниками.
Девиз урока:
«Я мыслю – следовательно, я существую!» Декарт
Идея урока: ученики класса делятся на 4 группы.
Первая группа организует свою работу, представляет информацию, мыслит по инструкции – белой шляпы.
Белая шляпаобозначает исключительно концентрирование на информации. Участники группы излагают лишь факты и цифры. К такому мышлению привыкнуть сложно, поскольку нужно очистить свои высказывания от любых эмоций и легковесных суждений. Белый цвет нейтрален и объективен. Все излагают информацию по очереди, несмотря на противоречивость. При этом все высказывают все, что знают о данной проблеме (факты, мнения)
Вторая группа организует свою работу, представляет информацию, мыслит по инструкции – черной шляпы.
Черная шляпаобозначает осторожность и не даёт поступать опасно, разрушительно или неконструктивно. Чёрная шляпа направлена на оценку риска и критического мышления. «Миссия» чёрной шляпы – нанести на карту как можно больше зон риска.
Черная шляпа не заботится о решении проблемы – она только указывает на проблему. Мышление в черной шляпе – это оценка идеи исходя из прошлого опыта.
Третья группа организует свою работу, представляет информацию, мыслит по инструкции – красной шляпы.
Красная шляпа позволяет свободно выражать чувства, интуицию, эмоции. Интуиция может основываться на большом опыте в данной сфере и таким образом может оказаться очень ценной. Мышление в красной шляпе позитивно, оптимистично. Позволяет увидеть ценности и достоинства. Окончательным итогом мышления в красной шляпе должно быть состояние удовлетворенности.
Четвертая группа организует свою работу, представляет информацию, мыслит по инструкции – зеленой шляпы.
Зеленая шляпа (творческая) Подумайте о свежей зелени, энергии, весне и т. д. Зеленая шляпа — творческая; надев ее, все начинают выдвигать различные альтернативы и идеи решения проблемы. Мы создаем возможности и используем провокации и движение для создания новых идей. Зеленая шляпа также подразумевает действие и открывает нам возможности. Она продуктивна и изобретательна. На этом этапе думают только о возможностях, которые потом надо будет развить и проверить.
Учитель работает по инструкции синей шляпы.
Синяя шляпа (контроль и управление) Представьте голубое небо и пространство. Синяя шляпа обозначает контроль и имеет отношение к управлению мыслительным процессом. Ее можно сравнить с дирижером, управляющим оркестром и добивающимся отличной игры музыкантов. Синяя шляпа связана с определением проблемы и направлением мыслей. А также она отвечает за результаты, заключения, резюме и последовательность умозаключений. Она даже устанавливает очередность применения других шляп и следит за строгим выполнением правил методики пяти шляп. Синяя шляпа организует мыслительный процесс. Надевая синюю шляпу, резюмируются результаты и делаются выводы.
Ученики подбирают, анализируют информацию по Северо-Западному экономическому району, выстраивают свое выступление в соответствии с инструкцией своей группы (шляпы). Информация подбирается с учетом плана характеристики экономического района.
План характеристики экономического района.
1.Состав района (субъекты РФ).
2.Физико - и экономико-географическое положение района:
-положение к другим странам, регионам,
-отношение к морям, протекающие реки,
-отношение к транспортным путям.
3.Природные условия и ресурсы ( минеральные, земельные, агроклиматические, лесные, водные, рекреационные.)
4.Население и трудовые ресурсы:
-естественное и механическое движение населения,
-национальный состав,
-уровень урбанизации,
-рынок труда, занятость населения.
5.Хозяйство: -отрасли специализации и другие отрасли промышленности, развитие сельского хозяйства, крупные центры (промышленные узлы).
6.Транспортная сеть.
7.Проблемы района и перспективы развития.
На уроке ученики представляют свои высказывания, суждения, тезисы, рассказы, сопровождая показом на географических картах.
Учитель анализирует ход и результат урока. Присутствующие родители, ученики высказывают свое мнение, высказывают пожелания, рекомендации