1.Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая задача: учителю необходимо разделить класс на команды и объяснить условия. Учащиеся должны выбрать капитана команды, полготовиться к участию в соревновании. Формирование команд можно проводить зарание по любому принципу, например, по принципу равных интеллектуальных возможностей.
Кабинет оснащен «экраном соревнований, на котором учитель отмечает ответы, дополнения, активность учащихся. Содержание.
Урок – соревнование на заключительном этапе курса физики в 9классе позволяет не только проверить качество усвоения материала, но и связать знания учащихся по физике со знаниями по предметам естественно-математического цикла. Учитель является на уроке главным судьёй, следит за выполнением правил игры, ведёт подсчет очков каждой команды. В зависимости от полноты ответа, его можно оценивать от 1 до 5 баллов. В игре несколько туров. На каждый тур команды получают задания, которые выполняют за фиксированное время.Ответы сдаются учителю, досрочные ответы поощряются дополнительными баллами. Побеждает команда набравшая наибольшее количество баллов. В конце каждуму ученику выставляется оценка с учетом мнения капитана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оформление: на доске - эпиграф урока, «экран соревнования».
Педагогическая цель: научить применять полученные знания к различным теоретическим и практическим заданиям; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; закрепить межпредметные связи с биологией, географией и другими дисциплинами; формировать навыки коллективной работы; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умения достойно проигрывать, анализировать победы и промахи; развивать интерес к физике, навыки выступления перед аудиторией, культуру общения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Научиться: применять полученные знания по физике к жизненным ситуациям; применять формулы для расчета скорости движения, пути ,импульса тела, кинетической и потенциальной энергии, записи уравнений радиоактивного распада; давать ответы на качественные вопросы и разгадывать кроссворды с использованием знаний, полученных за год, в том числе по теме «Строение Вселенной». Получат возможность научиться: выступать перед аудиторией, доброжелательно общаться, оказывать помощь товарищам по команде. ЛичностныеУУД: проявление интереса к изучению физики, к целенаправленной познавательной деятельности, осознание значение учебной деятельности ее личностный смысл. МетапредметныеУУД: Регулятивные :высказывать мнения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в справочной литературе; оценить полученные результаты и формулировать их в письменной и устной форме. Познавательные: самостоятельно производить обработку информации, полученной при чтении условий заданий, извлекать информацию из разных видов источников. Коммуникативные: Обсуждать и приходить к общему решению в совместной деятельности; свободно и правильно излагать свои мысли и адекватно воспринимать на слух чужие.
Организационная структура урока.
1.Мотивация к учебной деятельности. Дидактическая задача: учителю необходимо разделить класс на команды и объяснить условия . Учащиеся должны выбрать капитана команды, полготовиться к участию в соревновании. Формирование команд можно проводить зарание по любому принципу, например, по принципу равных интеллектуальных возможностей. Кабинет оснащен «экраном соревнований, на котором учитель отмечает ответы, дополнения, активность учащихся. Содержание. Урок – соревнование на заключительном этапе курса физики в 9классе позволяет не только проверить качество усвоения материала, но и связать знания учащихся по физике со знаниями по предметам естественно-математического цикла. Учитель является на уроке главным судьёй, следит за выполнением правил игры, ведёт подсчет очков каждой команды. В зависимости от полноты ответа, его можно оценивать от 1 до 5 баллов. В игре несколько туров. На каждый тур команды получают задания, которые выполняют за фиксированное время .Ответы сдаются учителю, досрочные ответы поощряются дополнительными баллами. Побеждает команда набравшая наибольшее количество баллов. В конце каждуму ученику выставляется оценка с учетом мнения капитана.
2.Обобщение и систематизация знаний.
Вступительное слово учителя .Он знакомит учащихся с правилами игры. Проводит жеребьевку команд среди капитанов. Команды приглашаются на приветствие согласно жребию.
1 ТУР. Приветствуя соперников команды представляют название команды и девиз (домашнее задание).
2 ТУР. Каждая команда получает кроссворд для решения.
Задание первой команде. Вопросы. 1.Деления на измерительном приборе с нанесёнными значениями величины. 2.Ближайшая к нам звезда. 3.Величина,характеризующая меру взаимодействия тел. 4.Ученый, определивший ускорение свободного падения тел. 5.Явление природы, обусловленное действием Луны на Землю силой притяжения. Ответы. 1.Шкала. 2. Солнце. 3.Сила.4.Галилей. 5 .Прилив.
1
2
3
4
5
Задания второй команде. Вопросы. 1.Смесь газов , окружающих Землю. 2. «Ужасный» спутник Марса. 3Величина, равная произведению силы на перемещение. 4.Немецкий физик, открывший закон , выражающий связь между силой тока, напряжением и сопротивлением. 5.Один из морских биологических объектов, использующих при движении реактивную «тягу». Ответы. 1.Атмосфера. 2. Деймос. 3.Работа. 4.Ом. 5. Медуза.
1
2
3
4
5
3 ТУР.
Многие писатели в нашей стране по первому образованию инженеры, физики. Напасать грамотно фантастический роман не имея такого образования почти невозможно. Вам было предложено примерить амплуа писателей.
Команды зачитывают составленную заранее сказку с упоминанием в сюжете физических явлений, величин и законов, а также явлений природы, которые можно объяснит, опираясь на эти законы. Размер – до 20 предложений. Текст сказки отдают сопернику, который находит эти явления и законы.
4 ТУР.
Команды получают задачи для решения. Каждую задачу может решать одновременно 2 учащихся. Капитан команды рационально распределяет задания.
Задача 1. Вы находитесь в походе . Парад вами впереди скалаю Хорошо слышно эхо. Определить расстояние до сколы, если между криком и ответным эхо прошло 3с. Скорость звука принять – 350 м/с.( 525м)
Задача 2. Турист в начале похода несет на спина рюкзак массой 20кг. Какую мощность развивает он в конце похода при прыжке вверх на высоту 60 см за 1с. ,если масса туриста 65кг,а к концу похода рюкзак стал легче в 5 раз?(414Вт)
3адача3. Можно ли нагреть воду в бумажной ёмкости над небольшим огнём? Почему?
Задача 4. Вам повезло и вы нашли старый окаменевший спил ствола дерева. Предложите несколько способов определения его возраста.
Задача 5. В результате длительного турпохода группа преодолела 700км за 1 месяц. Определить среднюю скорость движения. ( 0,97км/ч)
Задача 6.Вы оказались в лесу без компаса. Назовите несколько способов определения направления на север.
Задача 7.Вы стоите у подножия водопада высотой 10м. С какой скоростью капли падают к вашим ногам? (14,1м/с).
3 Подведение итогов. Сегдня на уроке мы хорошо поработали, применили свои знания в разных ситуациях. Учитель объявляет победителя игры рюкзак, лучшего игрока в каждой команде. Выставляет оценки за урок с помощью капитанов команд. 4.Рефлексия. Ответьте на вопросы: - Что вам дал этот урок? - Все ли чувствовали себя комфортно?
Домашнее задание.
Составить кроссворды, используя названия физических величин, изученных в 9 классе.