1. | Организационный момент, включающий: педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым (ой) работает педагог) | Цели: Подготовить учащихся к восприятию нового материала; настроить на положительные эмоции; способствовать созданию внутреннего комфорта. Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности - Доброе утро! Я рада вас приветствовать вас на уроке физики. Желаю вам новых открытий и огромной работоспособности. Начнём с повторения пройденной темы. Методы: словесный (беседа) |
2. | Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий: определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками)); определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); описание методов, способствующих решению поставленной цели; описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия); определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели; описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым (ой) работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса. | Цели: Актуализация имеющихся знаний. Учащиеся должны вспомнить ранее изученный материал, подготовиться к восприятию новой темы. Учитель проводит устный фронтальный опрос по пройденной теме. Учащиеся отвечают. Вопросы: 1. Определение, формула и единицы измерения импульса тела. 2. Записать формулу II закона Ньютона, связь импульса силы и импульса тела. 3. Сформулировать и записать закон сохранения импульса тела. Методы: словесный (беседа) |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия)); определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; описание форм и методов изложения нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором (ой) работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала. | Цели: Организовать класс к постановке целей урока. Формировать умения наблюдать, делать выводы, выделять существенную информацию. На данном этапе урока учитель ставит проблему, тем самым показывает практическую значимость данной проблемы, мотивируя учащихся к ее изучению. Учитель демонстрирует пример реактивного движения: движение надутого воздухом шарика, если развязать нить, стягивающую отверстие. И в ходе демонстрации задает ученикам следующие вопросы: 1) Из каких тел состоит данная система? 2) Чему равен импульс системы, когда отверстие шарика было завязано? 3) Чему равен суммарный импульс системы при открытом отверстии? Ученики слушают, наблюдают демонстрацию, дают ответы. Учитель даёт учащимся возможность объяснить происходящие явления. Учитель вместе с учащимися делает вывод о том, что импульс шарика изменился, импульс воздуха изменился, а суммарный импульс системы остался равным нулю, и это означает, что векторы импульсов шарика и воздуха направлены в противоположные стороны, т.е. шарик начинает двигаться в сторону противоположную воздушной струе. Учитель предлагает ученикам записать в тетради закон сохранения импульса для рассмотренной системы. Ученики самостоятельно записывают в своих тетрадях закон сохранения импульса в векторной и скалярной форме. Учитель дает определение: ”Реактивное движение – это движение, которое возникает, когда от тела отделяется и движется с некоторой скоростью какая-то его часть”. Учитель говорит, что реактивное движение используют для своего перемещения, например, осьминоги, кальмары, медузы. Показ видео: «Применение реактивного движения: перемещение медуз». Обсуждение сюжета. Принцип реактивного движения находит широкое практическое применение в авиации и космонавтике. Учитель проводит физкультминутку: офтальмотренинг. Методы: Объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый; интерактивный метод обучения. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия); определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог; описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал. | Цели: Формирование у учащихся умения связывать ранее приобретенные знания с новым материалом. Формировании знаний и умений отбирать наиболее существенный материал при работе над сообщениями, докладами. Учитель заранее даёт задание приготовить небольшие сообщения к уроку по темам: 1) Кто придумал ракету? 2) Что такое ракета? 3) Как устроена ракета? 4) К. Э. Циолковский – основоположник теории реактивного двигателя. 5) С.П. Королев – земляк, советский ученый, генеральный конструктор ракетных космических систем. 6) История полетов человека в космос. После окончания сообщений учащихся идет обсуждение и обобщение темы. Учитель говорит о том, что реактивное движение – это пример практического применения закона сохранения импульса. Примером реактивного движения может служить движение ракет. Ракета может двигаться, не взаимодействуя ни с какими другими телами, кроме продуктов сгорания содержащегося в ней топлива. Поэтому ракеты можно использовать для передвижения в безвоздушном космическом пространстве. Ученики, классифицируя и систематизируя знания, выявляя внутри предметные связи, принимают участие в составлении следующей схемы. Методы: словесные; проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный. |
5. | Итог урока. Рефлексия. | Учитель проводит рефлексию, анализирует. Организует обсуждение достижений. Цели: Формирование умения анализировать степень усвоения нового материала. Формируют умение делать выводы и формулировать собственное мнение. Учащиеся рефлексируют. Участвуют в беседе по обсуждению. Оценивают уровень личных достижений. Учитель даёт ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Просит учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
| активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно | Учитель оценивает работу учащихся на уроке: учитывает правильность, самостоятельность, оригинальность; выставляет отметки. Методы: словесный. |
6. | Задание на дом, включающее: постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания); определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом; определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания. | Цели: Формирование умения планировать свою деятельность. Учитель формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению. Учащиеся слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Выделяют существенную информацию из слов учителя. - Ваше домашнее задание: Обязательный уровень: п. 21 Повышенный уровень: Подготовить кроссворд на тему: Успехи в освоении космического пространства. |