1. Найдите северный полюс стрелки, установите полюса полюсо-вого магнита и подковообразного. Обозначьте северный и южный полюса магнитов.
2. Положите лист картона на полюсовой магнит и равномерно посыпьте его железными опилками. Не двигая магнит и картонку, осторожно постучите по картонке, чтобы опилки могли перемещаться. Обратите внимание, как выстроились опилки на листе. Сделайте рисунок в тетради.
3. Получите картину магнитного поля двух пол юсовых магнитов, расположенных параллельно друг другу, и подковообразного магнита.
4. Что можно сказать о линиях магнитной индукции?
IV.Изучение нового материала
1. Проведение эксперимента.
По двум параллельным проводникам пропускаем электрический ток. В том случае, если ток направлен в одну сторону, наблюдается притяжение проводников, если в разные стороны, то отталкивание-Притяжение или отталкивание электрически нейтральных проводников при пропускании через них электрического тока называют магнитным взаимодействием токов.
На проводник с током в магнитном поле действует сила, которая получила название силы Ампера. Направление этой силы можно найти при помощи правила левой руки. Математическая запись имеет следующий вид:
Fa= IBls'ma,
где /- сила тока в проводнике; В - магнитная индукция; / - длина проводника; а - угол между направлением проводника и направлением вектора магнитной индукции. Где /- сила тока в проводнике; В - магнитная индукция; / - длина проводника; а - угол между направлением проводника и направлением вектора магнитной индукции.
2. Работа с учебником.
Учащиеся открывают с. 900 учебника, читают § 64 и отвечают на следующие вопросы:
— Как устроен измерительный прибор магнитоэлектрической
Системы?
- Каково устройство электродвигателя постоянного тока?
- От чего зависит вращающийся магнит электродвигателя постоянного тока?
- Как можно изменить направление вращения якоря электродвигателя?
- Как можно изменить скорость вращения якоря электродвигателя?
V. Решение задач
1. Какая сила действует на каждый метр длины воздушных проводов троллейбусной линии, расположенных на расстоянии 52 м друг от друга, если сила тока в проводах - 2000 А? (Ответ: 1,5 Н.)
2. Вычислите индукцию магнитного поля на расстоянии 10 м от длинного прямого проводника при силе тока в проводнике 20 А. [Ответ: 4\0'5 Тл.)
3. Вычислите индукцию магнитного поля внутри цилиндрической катушки длиной 10 м, содержащей 200 витков провода, при силе тока в катушке 5 А. (Ответ: 1,310~2 Тл.)
Задачи повышенной сложности:
1. В вертикально однородном магнитном поле на двух тонких лентах горизонтально подвешен проводник длиной 20 см и массой 20,4 г. Индукция магнитного поля равна 0,5 Тл. На какой угол от вертикали отклонятся ленты, если сила тока в проводнике равна 2 А. (Ответ: 45°.)
2. Прямолинейный проводник массой 2 кг и длиной 50 см помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции. Индукция поля равна 15 Тл. Какой силы ток должен проходить по нему, чтобы он висел не падая? {Ответ: 2,7Тл.)
3. Проводящий стержень лежит на горизонтальной поверхности перпендикулярно однородному горизонтальному магнитному полю с индукцией 0,2 Тл. Какую силу в горизонтальном направлении нужно приложить перпендикулярному проводнику для его равномерного поступательного движения? Сила тока в проводнике - 10 А, масса - 100 г, длина - 25 см, коэффициент трения - 0,1. (Ответ: 0,548 Н или 0,402 Н.)