kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока - соревнования по физике в 7 классе "Новый год к нам мчится"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-соревнование по физике  "Новый год к нам мчится" проводится в 7 классе в конце второй четверти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - соревнования по физике в 7 классе "Новый год к нам мчится"»


Урок – соревнование на тему «Новый год к нам мчится...»

Выполнила учитель физики Шемонаева С.Н.

проводится в конце первого полугодия в 7 классе

"Грош цена вашей физике, если она застилает для вас
все остальное- шорох леса, краски заката, звон рифм.
Это какая-то усеченная физика:
Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик".

Л. Д. Ландау

Цели:
развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы,  творчески применять знания в различных областях; знакомство  учащихся  с важнейшими методами применения  физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися, учителями; 
воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.

Оформление кабинета: макеты двух елок, которые находятся на столах у команд, новогодние игрушки различной формы, фигурки Деда Мороза и Снегурочки, другие новогодние атрибуты.


Перед проведением игры учитель приглашает ребят на сказочный новогодний бал. Но как в любой сказке, чтобы попасть на бал, нужно выполнить различные задания, а это по могут сделать только самые внимательные, находчивые, хорошо знающие физику ребята. А значит, мы начинаем игру-соревнование.


---Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, учителя и гости. Я рада приветствовать вас. Как хорошо, что наша игра проводится в конце года. Все с нетерпением ждут прихода Нового года - в каждом доме дети вместе со взрослыми наряжают елку. Сегодня нашим командам также придется нарядить елку - физическую. Чтобы получить украшение для елки – новогоднюю игрушку - вам предстоит дать как можно больше правильных ответов, набрать как можно больше баллов. За каждые 3 балла жюри подарит вам игрушку, которую вы сами прикрепите к вашей елке. А за полученных 20 баллов команда получит фигуру Деда Мороза, а за 30 баллов – фгуру Снегурочки. Макеты елочек находятся у вас на столе. А команде, победившей в игре-соревновании и набравшей наибольшее количество баллов полагается еще и звезда. И обязательно каждая команда получит сладкие призы. А жюри мы все попросим - судить по совести, судить, невзирая на лица. И пусть ваше решение будет также неоспоримо, как неоспоримы законы Ньютона, как верен закон Архимеда. Мы вам приготовили оценочные листы, в которые вы можете заносить ваши оценки – баллы за ответы команд.

Предварительная работа: класс разбивается на две команды, которые выбирают капитана, придумывают название и девиз.



Ход игры:

Учитель: Сегодня в вашем классе, вы физиками стали.

Задачи не из легких придется вам решать.

Пусть победят всезнайки, пытливые ребята,

Кто учится серьезно, стремится много знать.

-- Учитель: первый конкурс «Представление команд»

-- На суд жюри команды приготовили свое название, девиз, эмблему (максимальный балл – 5).

(1 команда «Молекулы»

Мы молекулы простые любим физику учить.

И тогда, мы точно знаем, сможем сразу победить!

2 команда «Сила»

Если знания – сила, мы хотим, чтоб она, наконец, победила!)


2. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы. Если ответа нет или ответ неверный, право ответа переходит команде соперников. За ответ - 1 балл; если ответ будет с объяснением – 2 балла.

---- Задачи от Григория Остера ( в этих задачах много юмора, но вы должны увидеть в них толкование физического явления, физической величины и дать ответ с точки зрения физика:

  1. Если схватить Петю и резко встряхнуть - из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответ: инерция - вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.

  1. Однажды семиклассник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьеклассником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая гнался за Димочкой полтора часа?

Ответ: Чтобы привести в исполнение закон природы, по которому действие тела на другое тело не может быть односторонним. Всякое действие рождает противодействие.

  1. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем?

Ответ: Переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался.

  1. Если с интеллигентного, скромного и тактичного физика требуют деньги за два килограмма колбасы, а он видит, что весы с колбасой показывают всего один килограмм, то закричит ли физик на весь магазин: «Нет уж, простите, вес вашей колбасы не два - только один килограмм!»?




Ответ: не закричит. Вежливый физик не станет так грубо выражаться, потому что помнит: в килограммах выражается лишь одна физическая величина - масса. Вес выражается совсем в других величинах - в ньютонах.

  1. Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у дяди Пети в авоське за окном?

Ответ: на этот килограмм, как и на всякое другое висящее за окошком тело массой в один килограмм, действует сила тяжести, равная 9,8 ньютонов.

  1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте «преступления», распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

Ответ: Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им расстаться навсегда и скрыться от директора.

  1. На дне рождения физика угостили двумя котлетами. Одна котлета из баранины с чесночком, другая из пластилина с мелкими гайками. Чем с точки зрения физика отличаются эти две котлеты? В чем с точки зрения физики причина того, что эти котлеты имеют одинаковую форму и объем, но разные массы?

Ответ: С точки зрения физики - у веществ, из которых слеплены эти котлеты, разная средняя плотность, поэтому при одинаковых объемах массы разные.

  1. Вовочку вызвали к директору школы. Вовочка остановился перед дверью кабинета директора и твердо решил не входить никогда. Но тут на Вовочку налетел кто-то сзади и Вовочка,
    несмотря на свое твердое решение, не только вошел в кабинет, но и, пробежав по директорскому ковру, прыгнул директору на шею. Что, с точки зрения физики, побудило Вовочку на эти отважные действия?

Ответ: Вовочкино тело пришло в движение и кинулось на шею директору под действием какого-то другого тела, наскочившего на Вовочку сзади. Причем, в отличие от директора, физику совсем не интересует, кто же это на Вовочку наскочил. С точки зрения физики тело приходит в движение, останавливается, меняет скорость или направление движения, когда на тело действует или к телу приложена сила. Вот и к Вовочке ее приложили. Да еще как!

















Учитель: Ребята, А.Н. Толстой отмечал: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце». Серьезно занимался живописью Н.Коперник. А советский ученый Чижевский был поэтом и живописцем. Это лишь некоторые примеры того, что творчество в науке вполне совместимо с занятиями искусством. Поэтому наш следующий конкурс 3 «Физические законы или явления в произведениях великих авторов». Максимальный балл – 5.

  1. Калидаса «Рождение Кумары»

…Гостеприимные древние кедры

Благоухают смолою целебной….

Какое физическое явление вы узнаете в этих поэтических стихах? (явление диффузии – распространение запаха)

  1. Крылов басня «Ворона и лисица»

…. Ворона каркнула во все воронье горло

Сыр выпал и с ним была плутовка такова…

О каком законе идет речь? (о всемирном тяготении- падение тел)

  1. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртина, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре…

О каком состоянии воды идет речь? ( о твердом – мелкие кристаллики льда).

  1. А.А.Блок «Все чаще я по городу брожу»

Запнулась запыхавшаяся лошадь,

Уж силой ног не удержать седла,

И углые взмахнулись стремена,

И полетел, отброшенный толчком…

В чем причина падения всадника? (лошадь двигалась вперед, запнулась, и седок по инерции продолжает двигаться вперед и падает с лошади)

  1. Сергей Есенин

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

О каких явлениях идет речь? (звуковые –поет зима, аукает, механические, тепловые).






  1. Ю.П. Кузнецов «Отцепленный вагон»

Только поезд пройдет вдоль разъезда,

Нам покажется – мы не стоим,

А безмолвно срываемся с места

Какой физический принцип иллюстрирует этот отрывок? (относительность движения -изменение положение тела – механическое движение)

Учитель. Вот и закончился 3 конкурс. Жюри мы просим вас огласить итоги первых двух конкурсов… Спасибо.

А мы переходим к 4 конкурсу «Музыкальный». Максимальный балл - 5. Команды внимание.

  1. «Такого снегопада, такого снегопада

Давно не помнят здешние места.

А снег не знал и падал, а снег не знал и падал.

Земля была прекрасна, прекрасна и чиста..

Вопрос: 1. Подумайте и ответьте, почему в песне, и вообще, снег падает?

(После ответа на 1?) Как определить силу тяжести, куда она направлена, в каких единицах измеряется?

  1. Зима раскрыла снежные объятья,

И до весны все дремлет тут.

Только елки в треугольных платьях,

Только елки в треугольных платьях

Мне навстречу все бегут, бегут. Бегут…

Подумайте и ответьте на вопрос: Разве елки могут бежать? О каком физическом понятии здесь говорится? Когда такое может быть? (об относительности движения, когда человек едет в машине, на санях…)

--- учитель: Молодцы ребята, справились с заданием. Выслушаем результаты 3 конкурса. Уважаемые члены жюри не забывайте выдавать ребятам елочные украшения – за каждые 3 набранных балла 1 игрушка. Ребята, вы сами тоже считайте и напоминайте об этом условии.


А мы продолжаем наше соревнование. 5 конкурс «Елки - палки». Максимальный балл – 5. В этом конкурсе вам необходимо пройти через непролазную чащу – расчистить завалы. А для этого вам придется исправить ошибки в литературных произведениях.

  1. А.С.Пушкин «Подражание Корану»

…Земля недвижна; неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас с тобой…




Что с точки зрения физики неверно в поэтическом фрагменте? (земля вращается; не творец держит небо, а все тела притягиваются во вселенной посредством всемирного тяготения).

  1. Из рассказа барона Мюнхгаузена: … однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Конь не допрыгнул до берега и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь. Нужно было выбрать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Ни веревки, ни шеста – ничего под рукой не было. Но голова –то у нас всегда на месте. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота себя вместе с конем, которого сжал обеими ногами, как щипцами.

Может ли человек поднять себя за волосы? ( ответ: нет, барон не мог себя поднять, то есть не мог сам себя и коня вытащить из болота, так как тело не может само по себе изменить свою скорость, если на него не действует другое тело).

Учитель: молодцы, справились и с этим заданием.

Переходим к 6 конкурсу «Домашнее задание»

Мы его поделили на 2 части – 1 часть «Физический фокус» готовят капитаны, а вторую часть «Литераторы» остальные члены команды. За каждые части максимальный балл – 5. И при этом каждая команда должна объяснить опыт. За объяснение максимальный балл – 5.

Капитаны вам слово.

Капитан команды «Молекула» показывает опыт, который другая команда должна объяснить.

Показывает следующий опыт:

В тарелку влить немного воды и сразу вылить. Затем взять кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимается тарелка. Почему? (подъем тарелки с мылом объясняется взаимодействием молекул тарелки и мыла).

Капитан команды «Сила» показывает опыт, который другая команда должна объяснить.

Показывает следующий опыт: (из тонкого картона вырезать полоску шириной 2-3см и склеить из нее кольцо диаметром 10-15 см. положить на горлышко цилиндра. На кольцо положить монету, а внутрь кольца ввести линейку и резким горизонтальным движением выбить кольцо из-под монеты. Монета упадет в цилиндр. Объясните наблюдаемое явление. (при резком выбивании кольца из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая сила трения, действующая на монету, не может сообщить последней скорость в горизонтальном направлении. Монета, сохраняя состояние покоя, по инерции после выбивания полоски падает в бутылку.

---- Учитель. А теперь вторая часть домашнего задания. Командам было предложено двустишие, которое они должны наполнить физическим смыслом.

Команда «Сила»: Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Он от влажности промок,

Зонтик зайке не помог.




Команда «Молекулы»: Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Виноват во всем ньютон,

Он открыл такой закон.

--- Учитель: Спасибо ребята. Если жюри готово, то озвучьте результат.

У каждой команды на елочках висят игрушки.

Чтобы попасть на праздник командам необходимо разгадать ребус.

Прочитай зашифрованный новогодний текст.

Ответ:

Говорят, под Новый год,
Что не пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается!



Учитель: Соревнование завершено,

Но хочу сказать одно:

Чтоб в науках разбираться,

Надо много заниматься.

И тогда без промедленья

Разрешите все сомненья-

Что известно, а что ново,

А пока, жюри, вам слово.


После подведения итогов команды награждаются подарками.

Учитель: Спасибо командам 7 А класса, спасибо жюри за объективные оценки.

Всем хорошего настроения в наступающем новом году.
















минутка. Сколько времени потребуется ему, чтобы 1




. 1.Дед Мороз опаздывал на Новый год. Оставалась одна минутка. Сколько времени потребуется ему, чтобы преодолеть оставшийся путь 210 м, если тройка лошадей Деда Мороза мчалась со скоростью 36 км/ч?

2.На новогоднем подарке стояла странная надпись: «Вес-40Н». Какова же масса подарка?

3. Льдина, на которой оказался Умка под Новый год, имела массу 14,4 тонны. Каков ее объем, если плотность льда 900 кг/м3 ?

  1. Снежинка соскользнула с верхней ветви ели и через 26 секунд плавно опустилась на землю. Какова высота ели, если скорость падения снежинки 0,5 м/с?


1. За какое время тройка лошадей доставит Деда Мороза на Елку, если лошади движутся со скоростью 36 км/ч, а проехать осталось 70м?

2.Масса новогоднего подарка равна 1300 г. Каков его вес?

3. Льдина, на которой Мамонтенок отправился к маме, имела массу 10,8 тонн. Каков ее объем, если плотность льда 900 кг/м3 ?

4. Муха Цекотуха пригласила на Бал Маскарад друзей. Комар, прежде чем надеть рыцарские доспехи, решил узнать их массу. Когда на правой чаше весов очутились гирьки 500, 200, 100, 100, 50, 20, 20, 10 мг, весы пришли в равновесие. Сколько граммов весили доспехи комара?


Команды собираются в соответствии с разгаданным словом: одна — у елки, другая — в углу.


ЗАДАНИЕ 3.

Ведущиий: Обе команды заслужили пропуск на бал. Смотрите, нас встречают фокусники. Смотрите внимательнее — каждый фокус вы должны объяснить с точки зрения физики.


Старшеклассники или сам учитель показывают «фокусы»

  1. Вращение вертушки над зажженными свечами (теплый воздух расширяется и поднимается вверх)

  2. завязывание узла на платке одним взмахом (инерция)


Можно подобрать и другие фокусы или занимательные фокусы.


ЗАДАНИЕ 4.

Ведущий: А сейчас мы увидим незабываемое выступление мимов и попытаемся объяснить, какое физическое явление команды — соперницы изобразят средствами пантомимы.

Командам выдаются карточки с названием явлений: ИНЕРЦИЯ, ДИФФУЗИЯ.

Команды по очереди изображают заданные явления.


ЗАДАНИЕ 5
Ведущий:
Какой же бал без танцев! Приглашаю команды на нанотанцы. Каждый из танцующих будет изображать молекулу. Победит та команда, которой лучше удастся изобразить поведение молекул в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества.

Все танцуют под новогоднюю песню. Ведущий с паузами громко произносит «Твердое тело», «жидкость», «газ». Ученики изображают в танце поведение молекул. Жюри оценивает танцевальный конкурс.


ЗАДАНИЕ6.

Ведущий: Наш бал завершается большим концертом-конкурсом. Команды по очереди должны исполнить куплеты песен, в которых говорится о движении. А жюри определит, какая команда победит в музыкальном конкурсе.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока - соревнования по физике в 7 классе "Новый год к нам мчится"

Автор: Шемонаева Светлана Николаевна

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457809


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства