Конспект урока по физике по теме "Электрическое поле. Проводники и диэлектрики " 8 класс
Конспект урока по физике по теме "Электрическое поле. Проводники и диэлектрики " 8 класс
Цель урока: Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах, проводниках и диэлектриках. Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике по теме "Электрическое поле. Проводники и диэлектрики " 8 класс»
Учитель физики МАОУ СОШ №7 г.Тобольск
Открытый урок по теме "Электрическое поле. Проводники и диэлектрики"
(8-й класс)
Цель урока: Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах, проводниках и диэлектриках. Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.
На прошлом уроке, мы изучили виды зарядов и правила взаимодействия этих зарядов. Я предлагаю вам следующее задание: на доске нарисованы взаимодействия зарядов. Необходимо определить «знак» заряда шарика со знаком вопроса.
Учитель:
Итак, ребята, мы повторили два важных свойства наэлектризованных тел: одноименные заряды отталкиваются, а разноименные заряды притягиваются.
А теперь давайте вспомним, какое тело называется наэлектризованным или что такое статическое электричество?
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему электризации, а для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам необходимо проверить домашнее задание. На дом вам был задан кроссворд. Проверим, что у вас получилось.
Проверка домашнего задания. Постановка цели и задачи урока.
Вопросы:
Из чего состоят вещества?
Кинетическая, внутренняя, потенциальная, что это?
Какую величину на Руси измеряли в верстах в час?
Какой элемент в периодической таблице Менделеева находится под номером три?
Назовите прибор для измерения температуры.
Назовите тепловой процесс, сопровождающийся интенсивным испарением жидкости по всему объему.
Назовите единицу, в которой измеряется время.
Назовите создателя температурной шкалы.
Мера инертности и гравитации.
Как называется тепловой процесс, в котором происходит переход из газообразного состояния в жидкое?
Из чего состоят молекулы?
ДВС расшифровывается как … внутреннего сгорания.
Как называется процесс обратный кристаллизации?
Назовите первый химический элемент в таблице Д.И.Менделеева.
Назовите единицу, в которой измеряется количество теплоты.
Назовите один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах?
Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
Эти ключевые слова и будут темой нашего сегодняшнего урока. (записывают тему урока и число в тетради)
Цель: сегодня на уроке мы узнаем что такое электрическое поле; узнаем чем отличаются проводники и диэлектрики; приведем примеры веществ которые являются проводниками и непроводниками электричества.
Итак, мы знаем, что Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме.
Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл, этих ученых вы видите на экране.
Выводы, сделанные этими великими учеными, заключается в том, что вокруг заряженных тел существует среда, благодаря которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, взаимодействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле.
Чтобы узнать более подробно об этом особом виде материи, о том, что называют проводниками и диэлектриками, я подготовила для вас задания, выполнять эти задания вы будете в мини группах. На выполнение задания отводится 10 минут, после чего каждая группа представляет свои ответы на вопросы.
Самостоятельная работа по карточкам по теме “Электрическое поле. Проводники и непроводники электричества”
Группа I вопросы:
Какими приборами проверяют наличие заряда?______________________________
При ответах на вопросы, основные моменты остальные группы записывают себе в тетради.
Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело.
Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой.
Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой.
Опыт: султанчик + эбонитовая палочка с мехом.
Проведем эксперимент: Зарядим эбонитовую палочку с помощью трения о мех, поднесем её к султанчику.
Что происходит с султанчиком? (лепестки султанчика начинают притягиваться к палочке)
Почему султанчик притягивается к эбонитовой палочке? (т.к. на лепестках распределился положительный заряд, сама палочка имеет отрицательный заряд, а разноименные заряды притягиваются)
Что мы можем сказать про действие электрического поля вблизи султанчика и на расстоянии от него?
вывод: Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от них поле ослабевает.
Ленточки султанчиков располагаются вдоль силовых линий электрического поля – то есть вдоль линий, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с вектором силы, действующей со стороны поля на помещенный в эту точку заряд.
Закрепление материала.
Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающее незаряженное тело? (Существованием электрического поля)
Как можно обнаружить электрическое поле? (При внесении электрического заряда)
Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему? (Так как человек хороший проводник)
Достаточно ли просто прикоснуться электрометра заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка отклонилась? (Да)
Домашнее задание: на экране презентации
Список литературы:
1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 191.