Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Закон фотоэффекта. Применение фотоэффекта" 11 класс»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«ФОТОЭФФЕКТ. ПРИМЕНЕНИЕ ФОТОЭФФЕКТА».
Цели урока:
Показать, что законы фотоэффекта являются следствием уравнения Эйнштейна.
Сформулировать у учащихся знания уравнения Эйнштейна в применении для красной границы фотоэффекта.
Сформулировать физический смысл понятий: квант, фотон, красная граница фотоэффекта.
Научиться пользоваться уравнением Эйнштейна при решении задач, при этом развивать сообразительность и вычислительные навыки.
Учить анализировать и делать выводы.
Учить культуре письма.
ХОД УРОКА:
1) Орг.момент
2) Объяснение нового материала:
Тема нашего урока: "Теория фотоэффекта"
Целью нашего урока - решить проблему количественной зависимости законов фотоэффекта, т.е объяснить из чего складывается энергия одного фотона.
Объяснение основных законов фотоэффекта было дано А.Эйнштейном в 1905 году. Гипотезу М.Планка об излучении и поглощении света атомами в виде отдельных порций-квантов-с энергией, пропорциональной частоте света E=h·v . Эйнштейн дополнил предположением о дискретности, локализации этих квантов в пространстве. Явлением фотоэффекта экспериментально доказано, что свет имеет прерывистую структуру. Излученная порция световой энергии E=h ·vсохраняет свою индивидуальность и поглощается веществом только вся целиком. На основании закона сохранения энергии. Свет-это поток особых частиц фотонов. Энергия каждого фотона определяется формулойE=h·v, h=6,63· 10-34 Дж· с. На основе представлений о фотоне как частице, явление фотоэффекта получает простое объяснение. Поглощая один фотон, электрон внутри фотокатода увеличивает свою энергию на значение энергии фотона h·v.
+
h·v
-
Ek h·v
При условии h∙vABэлектрон может покинуть фотокатод. Если на пути к поверхности фотокатода этот электрон не растратит часть полученной от фотона энергии во взаимодействиях с электронами других атомов, то он выйдет из фотокатода с кинетической энергией: Ek=h∙v -AB, то энергия фотона определяется уравнение Эйнштейна:
h∙v=AB+mV2/2
h∙v-энергия фотона
АВ-работа которую нужно совершить для извлечения электрона из металла.
mV2/2-кинетическая энергия электрона.
Энергия одного фотона тратится на работу по выходу электрона из вещества и придания ему кинетической энергии.
Это уравнение объясняет законы фотоэффекта:
1)Интенсивность света пропорциональна числу квантов энергии в световом пучке и поэтому определяет число электронов, выраженных из металла.
2)Скорость электронов зависит от частоты света и работы выхода, зависящей от рода металла и составления его поверхности.
Металл
Ав,вэВ
натрий Na
2,28
Алюминий Al
4,08
Свинец Pt
4,14
Цинк Zn
4,31
Железо Fe
4,5
Медь Cu
4,7
Серебро Ag
4,73
В учебникезаконы:
1) Количество электронов вырываемых светом с поверхности металла за 1 секунду, прямо пропорционально поглощаемой за это время энергии световой волны
2) Скорость вырываемых электронов пропорционально частоте падающего излучения, не зависит от его интенсивности.
Для каждого вещества фотоэффект наблюдается лишь в том случае, если частота света больше минимального значения Ѵ ( νmin). Ведь чтобы вырвать электрон из металла даже без сообщения ему кинетической энергией нужно совершить работу выхода. Значит, энергия кванта должна быть больше этой работы:
hѴAВ
Ѵ - предельная частота, которую называют красной границей фотоэффекта
Ѵ = АВ/h V=c/ʎ = ʎmax= hc/AB
Пользуясь, уравнением Эйнштейна можно найти постоянную Планка, для этого экспериментально определить частоту, работу выхода и измерить кинетическую энергию.
Теоретические данные постоянной Планка совпали с практическими расчетами.
А это подтвердило, правильность предположения о прерывистом характере излучения и поглощения света веществом.
Уравнение Эйнштейна объясняет основные закономерности фотоэффекта.
За открытие законов фотоэффекта Эйнштейн в 1921 году получил Нобелевскую премию.
Я материал изложила весь. Обращаю внимание на формулы :
h v=AB+mV2/2
AB=hVmin
AB=hc/ʎmax
hV=hc/ʎ
c=3∙108 м/с- скорость света me=9,11∙10-31 кг-масса электрона
Пожалуйста, задавайте вопросы, если нет, то приступаем к решению задач.
Кто решит задачи подходит, и проверяет правильность решения с помощью конверта «Проверь себя».
И так с самостоятельной работой вы все хорошо справились. Подведем итог.
4) Д/З §67,С.172-№4,5(п)
Самостоятельная работа (решение задач)
1-Вариант
1) Найдите работу выхода электрона из металла, если фотоэффект начинается при частоте падающего света 6,4∙1014Гц.
2) Электрон выходит из цезия с кинетической энергией 3,2∙10-19 Дж. Какова длина волны света, вызывающего фотоэффект, если работа выхода равна 2,88∙10-19 Дж?
2-Вариант
1) Определите красную границу фотоэффекта для камня, если работа выхода равна 3,2∙40-19 Дж.(Выразить длину волны).
2) Какой частоты свет следует направить на поверхность платины, чтобы максимальная скорость фотоэлектронов была равно 3000 км/с? Работа выхода электронов из платины равна 1∙10-19 Дж (me=9,11∙10-31 кг).
3-Вариант
1) Найдите наибольшую длину световой волны, при которой начинается фотоэффект для цезия, платины? Работа выхода электрона соответственно равны 1,9 эВ и 6,3 эВ (1эВ=1,6∙10-19 Дж).
2) Найдите скорость фотоэлектронов, вылетевших из цинка, при освещении его ультрафиолетовым светом с длиной волны 300 нм, если работа выхода электрона из цинка равна 6,4∙10-19 Дж.