Конспект урока по физике на тему: "Закон Джоуля-Ленца" в 8 классе
Конспект урока по физике на тему: "Закон Джоуля-Ленца" в 8 классе
Разработка урока по физике по теме :"Закон Джоуля-Ленца". Урок можно использовать при изучении данной темы в 8 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 8 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели:ознакомить учащихся с законом Джоуля-Ленца; показать универсальность закона сохранения и превращения энергии.
Демонстрации: нагревание проводников из разных веществ электрическим током; устройство и принцип действия электронагревательных приборов.
Ход урока
1. Проверка знаний.
С целью проверки усвоения изученного материал первые 10 минут урока можно посвятить письменной проверочной работе по теме «Работа и мощность». Предлагаются следующие варианты заданий для карточек:
Вариант 1
Напряжение на концах электрической цепи 1 В. Какую работу совершит в ней электрический ток в течение 1 с при силе тока 1 А?
Какую работу совершит ток силой 3 А за 10 мин при напряжении в цепи 15 В?
Транспортер поднимает за время 1 мин груз массой 300 кг на высоту 8 м. КПД транспортера 60%. Определите силу тока через электродвигатель транспортера, если напряжение в сети 380 В.
Вариант 2
Одна электрическая лампа включена в сеть напряжением 127 В, а другая - в сеть напряжением 220 В. В какой лампе при прохождении 1 Кл совершается большая работа?
К источнику тока напряжением 120 В поочередно присоединяли на одно и то же время проводники сопротивлением 20 Ом и 40 Ом. В каком случае работа электрического тока была меньше и во сколько раз?
Башенный кран равномерно поднимает груз массой 0,5 т на высоту 30 м за 2 мин. Сила тока в электродвигателе равна 16,5 А при напряжении 220 В. Определите КПД электродвигателя крана.
2.Изучение нового материала
Плана изложения нового материала:
Тепловое действие электрического
Закон Джоуля-Ленца.
1. При введении понятия работы электрического тока мы уже пользовались тепловым действием тока (нагревание проводников). Собираем электрическую цепь, в которую последовательно включаем лампу накаливания и реостат. Для измерения силы тока и напряжения на лампе применяем демонстрационные амперметр и вольтметр.
Учащимся уже известно, что в проводнике при протекании тока происходит превращение электрической энергии во внутреннюю, и проводник нагревается.
- Почему при прохождении электрического тока проводник нагревается?
Они неоднократно наблюдали тепловое действие тока в бытовых приборах. На опыте с лампой накаливания учащиеся убедились, что накал лампы возрастал при увеличении тока. Но нагревание проводников зависит не только от силы тока, но и от сопротивления проводников.
Полезно поставить опыт, показывающий тепловое действие тока в цепочке, состоящей из трех последовательно соединенных проводников разного сопротивления: медного, стального и никелинового. Ток во всех последовательно соединенных проводниках одинаков. Количество же выделяющейся теплоты в проводниках разное. Из опыта делается вывод:
Нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводника, тем больше он нагревается.
Из какого материала необходимо изготовлять спирали для лампочек накаливания?
Какими свойствами должен обладать металл, из которого изготовляют спирали нагревательных элементов?
2.Закон Джоуля-Ленца. Учащиеся знают уже формулу для работыА = UIt. Кроме того, им известно, что в неподвижных проводниках вся работа тока идет лишь на нагревание проводников, то есть на то, чтобы увеличить их внутреннюю энергию. Следовательно, количество теплоты
Q = А = UIt
Из закона Ома для участка цепиU = IR. Если это учесть, тоQ = I2Rt.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
Необходимо заметить, что формулыQ = I2Rt, Q = UIt иQ = (U2/R)t, вообще говоря, не идентичны. Дело в том, что первая формула всегда определяет превращение электрической энергии во внутреннюю, то есть количество теплоты. По другим формулам в общем случае определяют расход электрической энергии, идущем как на нагревание, так и на совершение механической работы. Для неподвижных проводников эти формулы совпадают.
3. Закрепление изученного.
С целью закрепления изученного материала можно в конце урока коллективно обсудить решения нескольких задач:
Две проволоки одинаковой длины и сечения - железная и медная - соединены параллельно. В какой из них выделится большее количество теплоты?
Спираль электрической плитки укоротили. Как изменится количество выделяемой в ней теплоты, если плитку включить в то же напряжение?
Какое количество теплоты выделится в течение часа в проводнике сопротивлением 10 Ом при силе тока 2 А?
Определите количество теплоты, которое дает электроприбор мощностью 2 кВт за 10 мин работы?