Конспект урока по физике на тему "Рычаг. Простые механизмы" в 7 классе
Конспект урока по физике на тему "Рычаг. Простые механизмы" в 7 классе
Разработка урока по физике по теме :"Рычаг. Простые механизмы". Урок можно использовать при изучении данной темы в 7 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 7 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сила человека ограничена. Поэтому с незапамятных времён для совершения механической работы он использует различные приспособления, которые позволяют преобразовать его силу в силу, существенно большую.
Эти приспособления мы называем – простыми механизмами. С какими простыми механизмами мы уже познакомились?
Учащиеся: блок, наклонная плоскость. Задание№1 На доске нарисована наклонная плоскость с высотой 2 м и длиной 4м. Во сколько раз мы выигрываем ( проигрываем ) в силе, используя такую плоскость?
Задание№2 Нарисуйте в тетради наклонную плоскость и укажите значение высоты и длины, так, чтобы выигрыш в силе был равен 3.
III Сегодня у нас в гостях «коромысло». Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на уроке? Еще одна подсказка (учитель демонстрирует «весы»).
Что общего между двумя этими предметами? (грузы с двух сторон, могут вращаться и т.д)
Учитель демонстрирует рычаг Вопрос: А это устройство имеет что-нибудь общего с коромыслом и весами?
Все что вы видите на столе можно назвать одним словом РЫЧАГ. Какова тема нашего урока? (обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока) Рычаг . Условие равновесия рычага.
Сегодня рассмотрим самый простой и распространённый механизм – рычаг. Он представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
Учитель: - Представьте, что у вас во дворе лежит большой камень и его нужно куда- то переместить. Чем можно воспользоваться?
- Где мы в жизни встречаемся с рычагами? Приведите примеры простейших механизмов, которые выполняют функцию рычага.
Учитель: Для изображения рычага принято использовать схему. Слева от вас рисунок рычага, а справа – схема. На схеме необходимо указывать силы приложенные к рычагу, точку опоры вокруг которой рычаг вращается и расстояние от точки опоры до линии действия силы. На нем остановимся подробнее.
Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называют плечом силы.
Обозначают плечо буквой l и вычисляют в метрах.
Чтобы найти плечо силы, надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы. Длина этого перпендикуляра и будет плечом силы.
Практическое задание: Оборудование: ножницы маникюрные, садовые, для металла Определите:
-ось вращения(точку опоры)
-длину плеч устройств , лежащих у вас на столе
Данные необходимо занести в таблицу на доске:
Виды ножниц
L1
L2
Маникюрные
Садовые
Для металла
Какой вывод можно сделать по результатам ваших измерений?
Вывод: Чем больше длина плеча , тем меньше прикладываемая сила.
(практическое применение ) Проиллюстрируем этот вывод примером. На рисунке рычагом является педаль.
- Где ось вращения?
Ось ее вращения проходит через точку О. К педали приложены две силы: F1 - сила, с которой нога давит на педаль и F2 - сила упругости натянутого троса, прикрепленного к педали.
- Покажите плечи сил, как их найти?
Проведя через вектор F1 линию действия силы (изображена голубым цветом), и, опустив на нее перпендикуляр из т. О, мы получим отрезок ОА - плечо силы F1.
С силой F2 дело обстоит еще проще: линию ее действия можно не проводить, так как вектор этой силы расположен более удачно. Опустив из точки О перпендикуляр на линию действия силы F2, получим отрезок ОВ - плечо этой силы.
Учитель:- Силы, приложенные к рычагу стремятся повернуть его, каждая в свою сторону. Если не одной из сил этого сделать не удается, то рычаг будет находиться в равновесии.
Условие, при котором рычаг находится в равновесии вывести с помощью демонстрационной модели рычага ( пригласить к доске ученика).
Для этого к рычагу по обе стороны будем привешивать различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии. Большой грузик будем считать в два раза тяжелее маленького. Подвесим большой грузик на расстоянии двух единичных отрезков от точки опоры. Куда нужно повесить маленький груз, чтобы рычаг находился в равновесии? Слайд 8
Записать в тетрадь определение условия равновесия рычага
На основании этих опытов приходим к выводу: Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.
Запишем это соотношение на доске и в тетрадь (вызвать ученика). Это правило можно записать в виде формулы.
Из математики вам известно основное свойство пропорции. Применим его для нашего соотношения, получим следующее
Рычаг это простой механизм. А согласно «Золотого правила» механики, выигрыш в силе сопровождается проигрошем в расстоянии. (Рассмотреть на экране. с помощью приготовленного слайда)
IV Закрепление пройденного материала.
Что мы сегодня узнали? заполняются карточки.(По итогам урока, опроса на уроке можно поставить оценки)
Что рычаг это_____________________
Рычагом называется_________________________, которое имеет_________________
Кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы называется______________
Рычаг находится в равновесии если,_______________________
Условие равновесия рычага было установлено____________________ (найдите ответ на стр 198 учебника физики 7 класс Л.Э.Генденштейна)
V.Домашнее задание:§25 (1-2), лабораторная работа№11 стр237. Сообщение об Архимеде стр243.
VI.Рефлексия.
Учитель: Ребята, мне хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Для этого я попрошу напротив утверждений поставить плюс, если вы с ним согласны и – минус,если нет
.
На уроке было над чем подумать..
Я думаю, что на уроке я поработал(а) добросовестно.