Конспект урока по физике на тему "Предохранители" в 8 классе
Конспект урока по физике на тему "Предохранители" в 8 классе
Разработка урока по физике по теме :"Предохранители". Урок можно использовать при изучении данной темы в 8 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 8 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Предохранители" в 8 классе»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок»
Урок физики
«Короткое замыкание. Предохранители»
8 класс
Программа: Е. М.Гутник, А.В.Перышкина
Гульнара Раисовна Баянова учитель высшей категории МОБУ СОШ №1 им.М.Абдуллина села Киргиз – Мияки республики Башкортостан Российской Федерации.
Москва, 2013 год
Технологическая карта
урока физики в 8 классе общеобразовательной школы по теме:
« Короткое замыкание. Предохранители»
по программе Е. М.Гутник, А.В.Перышкина
(на изучение отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год)
Цели урока:
1.Дидактические:
1.1. Познакомить с явлением короткого замыкания.
1.2.Воспроизвести умение чтения электрических схем и монтажа электрических цепей в жилых помещениях.
1.3.Выделить преимущества, угрозы и недостатки электрической цепи.
1.4. Организовать систематизацию и углубление знаний о безопасном применении электрических приборов
1.5.Сформулировать основное назначение предохранителя.
1.6. Научить проводить логический и формально – логический анализ работы цепи и предложить варианты её безопасной работы.
1.7. Воспроизвести открытие изобретения предохранителя электрической цепи.
1.8. Расширить знания о современном использовании предохранителей.
1.9.Подвести к открытию необходимого применения предохранителя для безопасного применения электрических приборов.
2. Психологические (развивающие):
2.1.Развитие навыков практической исследовательской работы с электрическими цепями.
2.2.Развитие всех уровней мышления в переносе на законы электрической цепи.
2.3.Преодоление страха при работе с электричеством и формирование чувства необходимой осторожности.
3. Педагогические (воспитательные)
3.1.Формирование операционных и личностных смыслов, связанных с широким участием электрической энергии (техники) в жизни современного человека.
3.2. Формирование смысла негативного воздействия электрической энергии при увеличении одновременного потребления большого количества электрических приборов.
3.3.Формирование смысловых конструктов, вызванных универсализмом электрической энергии в современной технике и средствах коммуникаций и обработки информации, в плане профориентации.
3.4.Формирование смысловых установок по сохранению своей жизни, жизни окружающих и будущих детей учащихся от поражения электрическим током в быту, школе и других местах.
3.5.Формирование смысловой ценности продолжения рода на основе решения задачи обеспечения населения электрической энергией.
Необходимое лабораторное оборудование и приборы:
- магнитная доска,
из комплекта оборудования L-микро:
- выпрямитель,
- резистры на 1 Ом,2 Ом, 3 Ом,
-лампочка на 12 В,
- 4 ключа,
- проволока длиной 12 см и диаметром 0,16 мм,
- подставка с зажимами,
-компьютер,
- мультимедийный проектор,
-видеофрагмент «Предохранители» (сайт «Классная физика для любознательных»).
Структура урока и временной регламент
Ориентировочно- мотивационная часть (2мин)
Операционно-исполнительный этап:
- Рефлексия, вербализация и моделирование (10 мин)
Задание 1.(проверка и систематизация имеющихся знаний)
Задание 2.(постановка учебной задачи)
- Диалектический, формально- логический анализ (12 мин)
Задание 3.( формулировка темы, работа с учебником)
-Теоретический уровень (13мин)
Задание 4. (конструирование предохранителя)
Задание 5. (расширение знаний о современном использовании предохранителей)
Рефлексивно- оценочный этап.
-Обобщение и оценочная деятельность (6мин)
Задание 6. (на формирование способов мышления и смыслов)
Задание 7. (на формирование смыслов)
- Подведение итогов урока и задание на дом (2 мин)
План урока
№
Действия учителя
Действия учеников
цели
Время
1
Учитель предлагает учащимся определить необходимость применения электрической энергии, ее универсальность применения в современной жизни общества
Ученики высказывают собственные мнения и приходят к мнению, что жизнь современного человека как невозможна без использования электроэнергии, так и несет в себе опасность
3.1.
3.3.
2
2
Учитель задает ряд вопросов, изученных ранее, тем самым идет повторение вопросов главы «Электрические явления»
Учащиеся воспроизводят изученные законы и формулы раздела «Электричество», проговаривают и записывают на доске
1.3
1.4
5
3
Учитель вовлекает в ролевую игру, контролирует демонстрацию опыта «Короткое замыкание»
Двое учеников разыгрывают бытовую ситуацию и демонстрируют опыт
1.1
1.2
1.3
1.4
5
4
Учитель обращает внимание на соблюдении всех мер безопасности при возгорании
Учащиеся предлагают и участвуют в обсуждении
1.4
2.3
3.2
3.4
2
5
Учитель обращает внимание на то, как соединены все электрические приборы в домах, просит вспомнить законы параллельного соединения, Закон Ома и закон Джоуля- Ленца. Задает вопросы о том, как изменяется общее сопротивление при параллельном соединении, как изменяется сила тока при неизменном напряжении и уменьшении общего сопротивления, как изменяется выделенное при этом количество теплоты в цепи. Заданные вопросы подкрепляются решением задач. Например, рассчитать общее сопротивление резистров 1, 2, 3 Ом, соединенных параллельно; определить как при этом изменяется сила тока при постоянном напряжении 10 В и вычислить количество теплоты, выделяемое в проводнике в течение 5 минут
Учащиеся воспроизводят законы и делают выводы, которые приводят к формулированию темы урока. Решают задачи и делают выводы
1.2
1.4
2.1
2.2
7
6
Учитель записывает тему и предлагает обратиться к материалу учебника
Учащиеся читают информацию параграфа на стр. 129 и рассматривают рис. 86
1.5
3
7
Учитель предлагает решить задачу урока, используя печальный опыт возгорания для размыкания цепи при увеличении силы тока в ней
Учащиеся предлагают способы решения проблемы и параметры устройства, опираясь на имеющийся опыт
1.6
7
8
Учитель демонстрирует опыт использования предохранителя и видеофрагмент «Плавкие предохранители»
Учащиеся делают выводы о том, что нельзя одновременно включать в цепь мощные потребители тока, накоротко замыкать цепь и самовольно менять проволоку предохранителя
1.7
1.8
1.9
6
9
Учитель способствует формированию способа мышления «Жертвуя малым, мы спасаем большее»
Учащиеся делают вывод, что жертвуя маленькой проволокой, мы спасаем большее
3.4
3
10
Учитель обращает внимание детей на примеры из жизни, используя знания природы и истории родного края
Учащиеся связывают полученные выводы с жизнью и убеждаются в том, что жизнь на Земле в целом зависит от того, как взрослые жертвуют собой во имя подрастающего потомства.
3.5
3
11
Учитель оценивает участие учащихся на уроке, задает домашнее задание на трех уровнях
Записывают домашнее задание и дают дневники на подпись учителю
1.4
2.2
3.3
2
Ход урока
Ориентировочно-мотивационный этап.
Добрый день, ребята! Надеюсь, что наша с вами совместная деятельность на сегодняшнем уроке принесет нам много приятного и полезного.
В настоящее время на уроках физики мы подошли с вами к завершению знакомства с основами электричества. Хотелось бы узнать ваше мнение, а зачем современному человеку нужны знания в области электричества?
(Возможные ответы: чтобы больше знать, чтобы понимать действие приборов и научиться их чинить, чтобы изобретать новые более совершенные приборы на пользу человечеству)
В основном, друзья, чтобы выжить. Мы привыкли, что огромную работу за нас совершает электрический ток. Но всегда должны знать, что эксплуатация даже самого безобидного электроприбора несет в себе большую опасность.
Возникает вопрос: «А в чем, собственно, опасность?»
Мы уже знаем с вами, что питаются при своей работе электроприборы энергией электрического поля. Если в этом поле оказывается проводник, то в нем возникает ток. А вот есть ток в цепи или его нет ни одними органами осязания и обоняния человек определить не может.
Что нам в этом помогает? Чем пользуются люди, чтобы предупредить опасность? (Приборами. Можно повторить названия и правила подключения приборов в электрическую цепь)
Задание 1 (проверка имеющихся знаний):
- А вы можете напомнить, почему явления, которые мы изучаем сейчас, назвали электрическими? (потому что явления электризации наблюдались впервые при взаимодействии шерсти с янтарем, а «Янтарь» на греческом произносится как…электрон)
-Электроном же мы называем…(частицу, имеющую самый маленький электрический заряд)
-Вещества, имеющие свободные электроны мы называем… (проводниками)
-Проводниками чего?... (электрического тока)
-А что такое электрический ток?... (упорядоченное движение заряженных частиц)
-Хорошо есть проводник, он богат в своем составе свободными заряженными частицами- электронами. Есть ли в нем ток?... (нет, электроны движутся хаотично, участвуя в тепловом движении)
-Что необходимо для того, чтобы в цепи возник ток?... (надо создать в нем электрическое поле)
-Для этого нам понадобится?… (источник тока)
-Можно включить такой проводник смело в электрическую цепь или следует обратиться к тому, что по этому вопросу говорит нам наука физика? (тут возникает бурная реакция, ребята делятся печальным опытом взаимодействия с электрическим током)
Операционно- исполнительный этап.
Задание 2 (постановка учебной задачи):
- Давайте разыграем небольшую ролевую игру, в которой всего два героя: хозяин дома и хозяйка.
(Учитель заранее, буквально на перемене, объясняет двум артистичным учащимся их роли: нервная под вечер героиня и хозяин, безмолвно исполняющий все ее приказы.
На магнитной доске собрана электрическая цепь, в которой параллельно соединены: лампочка, резистры 1 Ом, 2 Ом, 3 Ом, каждый со своим ключом. До разветвления параллельной части цепи нужно включить примерно 3 см проволоки так, чтобы при включении четвертого прибора при повышении нагрузки проволока раскалилась, задымилась и возможно перегорела. Вся электрическая цепь на магнитах находится на доске, где включая фантазию, учитель может разноцветными мелками нарисовать вокруг цепи домик, с окном, в котором загорается при включении лампочка, и расположены электроприборы. Во время сценки юноша поочередно замыкает ключи по мере увеличения сопротивления)
-Дело было вечером, ближе к ужину…
Хозяйка готовит ужин: Вань, а Вань темнеет, включи свет, пожалуйста.
Хозяйка: Вань, а Вань пора чай пить, может, чайник включишь?
Хозяйка: Ой! Я ещё утром загрузила стиральную машину, включи, ну пожалуйста, а то до ночи не успеет постирать.
Хозяйка: Нет! Так и знала, что пока ты будешь возиться, ужин опять остынет, включай микроволновку.
Хозяйка : Вань, а Вань не чувствуешь, чем-то пахнет… Мы кажется, горим!!!
Ваня: Вырубай свет, звони пожарным! (уместно обратить внимание на этом этапе о соблюдении правил безопасности)
Задание 3 (формулировка темы, работа с учебником):
- Спасибо ребятам. Мы сейчас с вами разыграли ситуацию, которая случается, как говорит статистика, в 90 % всех пожаров в России. Как называется данная ситуация?...( короткое замыкание). Давайте назовем и запишем тему сегодняшнего урока «Короткое замыкание» и попробуем разобраться, в чем же причина случившейся «трагедии».
-Все электрические приборы в квартирах и домах подключаются параллельно. А вы знаете, что при параллельном подключении нагрузки общее сопротивление в цепи… ( падает).
(Если дети сразу не ответят на этот вопрос, то можно устно рассчитать общее сопротивление параллельного соединения резисторов 1 Ом, 2 Ом, 3 Ом.)
Вывод: Общее сопротивление на параллельном участке цепи всегда меньше любого из сопротивлений, включенных в цепь
-Обратимся к закону Ома для участка цепи ( по желанию учащийся пишет на доске, всем классом проговариваем вслух).
-К чему приводит резкое уменьшение сопротивления при неизменном напряжении?
Вывод: При неизменном напряжении при уменьшении сопротивления сила тока резко возрастает.
-Совсем недавно мы познакомились с еще одним важным законом Джоуля-Ленца. Что он гласит?...( что энергия, выделяемая в проводнике прямо пропорциональна произведению квадрата силы тока на сопротивление и время протекания тока в цеп). (Формула записывается на доске и проговаривается учащимися.
-Что же получается? При увеличении силы тока, выделяемое количество теплоты стремительно…( растет), что и приводит к плавлению обмотки проводов. В результате чего провода на выходе от источника тока могут сомкнуться, длина цепи резко укорачивается, сопротивление в цепи падает до нуля, при этом сила тока возрастает до бесконечности. В такой ситуации говорят, что проводник замкнули накоротко или произошло короткое замыкание. Давайте обратимся к материалу учебника , на стр.129 рис 86 (Учебник физики 8 класс. Авт. Перышкин)
Задание 4 (конструирование предохранителя):
- А теперь я предлагаю вам решить проблему, как обезопасить дом от возгорания? Как только что полученный печальный результат можно использовать с пользой. Давайте подумаем, если в цепи имеется потребитель, и он может повредиться при возрастании силы тока, то возможно применение устройства, которое в нужный момент разомкнуло бы цепь, перегорело раньше, чем остальные приборы в цепи. Как его нужно включить в цепь последовательно или параллельно? (последовательно, тогда оно будет играть роль ключа). Каким же сопротивлением должно обладать это устройство?
(На доске записывается формула зависимости сопротивления от рода материала и геометрических размеров). Если длина будет большой и велико будет удельное сопротивление, то большим будет сопротивление устройства, следовательно, оно будет потреблять много энергии и нам придется за это платить лишние деньги. Значит, выбрать нужно малую длину и вещество с малым удельным сопротивлением (Ребята называют, что такими веществами может быть медь, алюминий, свинец). Но если в целом устройство будет обладать, в цепи малым сопротивлением, то по закону Джоуля – Ленца необходимой энергии для возгорания мы получить не сможем. Возникает такая проблема: нужен проводник, обладающий малым сопротивлением в цепи и большим сопротивлением в расчете на 1 см длины. Для решения создавшейся проблемы, для увеличения сопротивления на единицу длины, мы можем с вами уменьшить толщину проволоки.
Задание 5(расширение знаний о современном использовании предохранителей):
Демонстрация опыта по имеющейся схеме, где вместо сгоревшего участка включается тонкая короткая проволока. Чтобы перегорающая проволока не стала причиной пожара, её помещают внутрь фарфоровой или стеклянной коробки и называют плавким предохранителем. Завершим формулировку темы урока «…Предохранители» и посмотрим небольшой фрагмент.
Видеофрагмент «Плавкие предохранители» Сайт «Классная физика для любознательных»
Вывод: Во избежание пожара нельзя одновременно включать в цепь мощные потребители тока, накоротко замыкать цепь и самовольно изменять проволоку плавкого предохранителя (Ставить жучок)
Рефлексивно-оценочный этап.
Задание 6 (на формирование способов мышления и смыслов):
- Если посмотреть на происходящее в только что увиденном опыте и видеосюжете со стороны, то можно сказать, что для сохранения более ценного: жизни, дома, всего нажитого, чтобы обезопасить себя и своих близких от страшных переживаний, достаточно всего, лишь вовремя и грамотно заменить предохранитель. Жертвуя маленькой проволокой, мы спасаем самое ценное - это жизнь.
Вывод: Жертвуя малым, мы спасаем большее.
Задание 7(на формирование способов мышления и смыслов) :
-Итак, ценой своей «жизни» предохранитель спасает большее. А известны ли вам случаи из живого мира, когда одни жертвуя своей жизнью, спасают других? Мать жертвует своей жизнью ради своих детей? (Мама- Осьминог своим телом вскармливает потомство и погибает ради воспроизводства своего вида. Если взрослые будут ценить себя выше своих детей, то человечество погибнет)
Наша Миякинская земля славится своими героями. Один из них- герой Великой Отечественной войны Минигали Губайдуллин.Мы знаем и помним, что он героически погиб, закрыв своим телом вражеский дзот и тем самым спас жизни сотни солдат и командиров.
Запишем задание на дом: параграф 55 (прочитать, выписать определение короткого замыкания и предохранителя, решить задачи № 1441-1443 (Лукашик) Творческое исследование: Найти зависимость между количеством теплоты, выделяющимся в проводнике и линейными размерами проводника.
Оценки за урок.
Самоанализ урока.
Какое место занимает данный урок в системе уроков по данной теме, как он связан с предыдущими и последующими занятиями?
Данный урок по теме «Короткое замыкание. Предохранители» был проведен по утвержденному календарно-тематическому плану. За урок до этого ребята познакомились с электронагревательными приборами, узнали, что такие приборы обладают большой мощностью. Следующим уроком по программе идет урок обобщения и подготовки к контрольной работе по теме «Законы постоянного тока». Таким образом, урок связан с предыдущим и последующим уроками и на уроке частично проведено повторение, что позволяет на следующем уроке больше времени уделить решению задач.
Я отношу свой урок к типу урока закрепления, систематизации и формирования смыслов, умений и навыков с небольшой долей изучения нового материала.
Форма организации урока – фронтальная.
Методы урока: в большей степени исследовательский, эвристический. Учащиеся привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению проблемы.
2. Какова цель урока? Имело ли место взаимодействия учителя и учеников на этапе постановки цели и планирования учебной деятельности? Какие задачи нужно поставить и решить для достижения цели?
Цели урока:
1.Образовательная: Формировать у учащихся представления о процессе научного познания. Организовать систематизацию и углубление знаний о зависимости тока от напряжения в проводнике.
Развивающая: Развивать логическое мышление учащихся, творческое мышление и способствовать овладению ими исследовательскими умениями и навыками.
3. Воспитательная: Ознакомить с воздействием электрического тока на организм человека. Воспитывать чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих при пользовании электроприборов. Воспитание положительного отношения к знаниям и коллективизма при работе в парах.
Задачи урока:
Выявить уровень предыдущих знаний.
Опираясь на имеющие знания, привести к формированию потребности изобретения предохранителя
Познакомив с циклом научного познания, вызвать у детей интерес к решению поставленной задачи на урок.
Научить грамотно, планировать физический эксперимент и обрабатывать его результаты, самостоятельно делать выводы.
Проверить усвоенные знания на примерах решения задач.
Познакомить учащихся с предельно допустимыми значениями силы тока и напряжения на человека. Повторить правила соблюдения мер безопасности при возгорании в домах.
3. Какова готовность класса к изучению данной темы? В ходе беседы в начале урока и выполнения 1 задания было видно, что дети хорошо разбираются в физических терминах, знают основные определения физических величин, характеризующих электрический ток.
4. Какова логика построения и структура урока. Урок построен по технологии генетико- моделирующего урока на основе деятельностного подхода Эльконина- Давыдова- Рахимова. Структура такого урока предполагает ориентировочно- мотивационный этап, в ходе которого я старалась, опираясь на ранее полученные знания сформировать потребность в их расширении, подвести ребят к постановки учебной задачи и ее научного разрешения. Далее операционно-исполнительский этап, в ходе которого была решена непосредственно сама проблема. И рефлексивно-оценочный этап, в ходе которого ребята могли оценить глубину и необходимость полученных знаний.
5. Чем определяется отбор компонентов содержания урока?В чемзаключается педагогический потенциал учебного материала? Прежде всего, дозой программного материала, затем сопутствующего материала из курса ОБЖ «возможного влияния тока на человека при работе с электроприборами» и необходимостью проведения эксперимента, который наглядно демонстрирует последствия неправильной эксплуатации электроприборов, обладающих большой мощностью
8. Какова степень активности и самостоятельности детей? Я считаю, что дети достаточно активны, коммуникабельны, способны самостоятельно решать поставленные задачи.
9.Как обеспечивалась обратная связь? Я довольна тем, что ребята подхватывали на лету начало любого моего рассуждения. Думаю, что обратная связь установилась в ходе урока достаточно прочная.
10.Какова результативность урока? Какие критерии позволяют судить об этом? Поставленные задачи перед уроком выполнены, цели достигнуты, ребята, пользуясь знаниями, полученными в ходе урока, решили основные типы несложных задач, которые выносятся на итоговую аттестацию учащихся. Ожидаемые результаты, думаю, оправдались.