Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Переменный электрический ток". 11 класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 70»
Конспект урока по физике.
Переменный ток.
11 класс.
Попова Г.А.
2015
г. Рязань
План проведения урока.
Предмет: физика.
Раздел: Электромагнитные колебания
Класс: 11.
Конспект урока.
Эпиграф.
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей ?
А.Мицкевич
Тема.
Переменный ток
Цели:
Обучающие: продолжить формирования умений в решения типовых задач с использованием графиков и уравнений конкретных видов электромагнитных колебании;. выявить уровень усвоения и владения материалом темы; выработать умение организации последовательности действий (умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность).
Развивающие: способствовать расширению и углублению теоретических знаний о переменном токе, его глубоком осмыслении путём сравнения и сопоставления, абстрагирования и конкретизации при решении типовых задач различными методами.
Воспитывающие: способствовать применению современных коммуникационных технологий для формирования умений работы в парах; содействовать формированию мировоззренческих идей единства процесса познания, стимулировать познавательный интерес учащихся (познавательные УУД); воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД); развить уверенность в собственных силах (личностные УУД).
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Форма урока: Практикум по решению задач.
Оборудование: Карты – алгоритмы с заданиями для каждой группы, сборники задач под редакцией Рымкевич А.П., проектор, дополнительный материал.
План урока
Этапы урока
Время
Приемы и методы
I. Организационный момент
1 мин
Сообщение учителя.
II. Сообщение темы урока. Целеполагание
3 мин
Совместная работа учителя и учащихся
III. Актуализация теоретических знаний. Проверка домашнего задания
5 мин
Фронтальный опрос. Индивидуальная работа с таблицей «Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями»
IV. Изучение нового материала
14
мин
Просмотр видеофрагмента «Получение переменного тока», его анализ. Вывод уравнений колебания силы тока и напряжения
V. Знакомство с типами задач и методами их решения по теме: «Переменный ток. Электромагнитные колебания»
10 мин
Работа в парах с алгоритмами решения задач. Записи в тетрадях.
Представление решённых задач
VI. Подведение итогов урока.
4 мин
Рефлексия с элементами беседы
VII. Домашнее задание.
2 мин
Сообщение учителя
VIII. Самостоятельная работа.
6 мин.
Тест
Работа учеников на уроке способствует развитию компетенций:
учебно-познавательная,
коммуникативная,
социально-трудовая,
ценностно-смысловая.
Принципы обучения.
1) Принцип деятельности: ученик добывает знания сам при работе с алгоритмами решения задач.
2) Принцип непрерывности: от простого к сложному.
3) Принцип целостности: значимость понятия переменный ток в повседневной жизни человека, на производстве.
4) Принцип минимакса: соблюдение требований стандартов образования и расширение области знаний.
5) Принцип психологической комфортности: работа в парах, смена динамической позы, смена вида деятельности.
6) Принцип вариативности: выбор учеником вариантов, способов работы…
7) Принцип творчества: творческая работа при подготовке к уроку(работа над таблицей).
Метод обучения: проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения. Системно – деятельностный подход.
Требования к знаниям учащихся.
Требования к базовому уровню подготовки: уметь решать задачи с использованием уравнения электромагнитных колебаний и графиков колебаний.
Требованияк повышенномууровню подготовки: уметь находить аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями, решение задач повышенной сложности.
Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучать электромагнитные колебания. Вы уже знаете, что они бывают двух видов: свободные и вынужденные.
Свободные колебания создаются в колебательном контуре, а что такое вынужденные колебания?
То бежит по проводам,
Свет несёт в квартиры к нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильники, моторы.
Мясо рубит, шьёт, взбивает,
Выжимает вкусный сок.
Что же это?
………(переменный ток)
Сегодня на уроке мы будем говорить о
переменном токе
Этап 1
Так давайте сформулируем тему урока и цели.
Мозговой штурм.
Учитель. Что сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
Учитель подводит итог.
Этап 2. Актуализация знаний. Проверка д/з
- ученики, которым сдавать физику работать будут с домашней таблицей;
- остальные участвуют во фронтальном опросе.
Какие колебания называются электромагнитными?
Что называется колебательным контуром? Идеальным?
Какие колебания называются гармоническими?
Что такое собственная циклическая частота колебательной системы?
Что называется периодом колебаний?
Что называется амплитудой колебаний?
Что такое фаза колебаний?
По какой формуле рассчитать энергию электрического поля?
По какой формуле рассчитать энергию магнитного поля?
10. Чему равна полная энергия?
Этап 3.
На уроке будем изучать ……….?
- Что хотим знать?
Ребята рассуждают, отгадывают загадку-эпиграф .
Тема урока.
Переменный ток
Познавательные УУД - умение работать с различными источниками информации,
Регулятивные УУД- определение темы урока, определение цели урока.
Личностные УУД: мотивация к учению.
- Что такое.
- Узнать, как образуется.
- Как его описать математически, уравнением.
- Свойства переменного тока.
Записывают в тетрадь тему урока.
(5 мин)
Вставляют пропущенное в таблицу, сдают на проверку учителю.
Отвечают на вопросы:
- Электромагнитными колебаниями называются периодические изменения заряда, силы тока и напряжения, сопровождающиеся взаимными превращениями энергии электрического и магнитного полей.
- Замкнутая электрическая цепь, состоящая из конденсатора емкости С и катушки индуктивности L, называется колебательным контуром. Если сопротивление проводов =0, то контур называется идеальным.
- Периодические изменения физической величины, происходящие по закону синуса или косинуса в зависимости от времени, называются гармоническими колебаниями.
- Величина ω=2πν, равная числу колебаний за 2π секунд, называется собственной циклической частотой.
- Период колебаний – это время , в течение которого совершается одно полное колебание.
-Наибольшее значение колеблющейся величины называется амплитудой колебаний.
-Аргумент косинуса или синуса в уравнении φ=(ω0t+ φ0) называется фазой колебаний
Переменный ток.
- Узнать как образуется.
- Как его описать математически, уравнением.
- Свойства переменного тока.
Регулятивные УУД- определение темы урока, определение цели урока.
Личностные УУД: мотивация к учению.
4. Изучение нового материала(14 мин)
1)Демонстрация видеоролика.
Получение индукционного тока. Анализ:
Учитель.
1.Что является причиной возникновения тока?
Почему получаемый ток называют
переменным?
2. Давайте попробуем математически выразить этот процесс?
3. Проанализируем уравнение колебаний:
- какая величина перед sin(cos);
- какая величина после sin(cos);
4. Хочу обратить внимание на то, что надо различать амплитудное значение тока, мгновенное значение и есть ещё одно значение переменного тока, о котором надо знать.
Предлагаю обратиться к учебнику и найти ответ на вопрос там.
Учащиеся смотрят видеоролик и отвечают на вопросы учителя:
- Явление ЭМИ является причиной возникновения внешней вынуждающей силы;
- Периодически направление тока изменяется;
- Прослеживают аккуратно вывод уравнений колебания Ф, Ɛi, I, U
- перед знаком sin(cos) стоят амплитуды величин;
- после знака sin(cos) стоит циклическая частота.
(Личностные и регулятивные УУД)
Ответы учеников
Действующее значение тока
П. 32. Стр. 95
(Личностные и регулятивные УУД)
(Регулятивные УУД -сравнение и оценивание)
5. Практикум по решению задач (10 мин)
Создание ситуации успеха.
- какие цели вы ставили в начале урока?
- чему надо научиться?
Знакомство с типами задач и методами их решения по теме: «Переменный ток. Электромагнитные колебания»
- Регулирует процесс работы в парах.
- Приглашает к доске для демонстрации методов и проверки вариантов решения задач.
Ученики: корректируют цель урока
- знаем, что такое переменный ток;
- как математическими уравнениями описать э/м колебания;
- надо закрепить решением задач.
Работают сначала самостоятельно в парах, разбирают алгоритмы решения задач разных типов:
(Регулятивные УУД, познавательные УУД - активация мышления на основе анализа и сравнения.)
(Личностные УУД, отвечающих у доски)
Обсуждают варианты решения задач.
6. Подведение итогов урока(4 мин)
- Выполнили мы задачи урока?
- Рефлексия:
Я повторил -
Я узнал –
Я научился -
Ученики участвуют в обсуждении:
- Свойства э/м колебаний
- Что такое переменный ток, как он образуется и его характеристики.
- Разницу между мгновенным, амплитудным и действующим значением тока.
- Записывать уравнение вынужденных колебаний.
- Работать с графиком вынужденных колебаний.
(Коммуникативные УУД- сотрудничество, познавательные УУД- активация мышления на основе сравнения, личностные УУД- формирование нравственно-эстетического отношения к результатам обучения)
7. Домашнее задание (2 мин)
Обязательное:
Учебник П. 31, 32
Сборник задач Рымкевич А.П. :
. 962, 964, 969
Дополнительное:
На Слайде (фотографируем телефоном)
Творческое:
Доклад «Генераторы. Производство переменного тока».
Ученики
Учащиеся записывают домашнее задание.
(Познавательные УУД- развитие логического мышления, наблюдательности, способности анализировать и перерабатывать информацию, регулятивные УУД- выбор, коммуникативные УУД)
8. Самостоятельная работа(6 мин)
Выполняется по карточкам, на 2 варианта.
Сдаётся по желанию.
(Познавательные УУД- развитие логического мышления, наблюдательности, способности анализировать и перерабатывать информацию, Регулятивные УУД- выбор, Личностные УУД)