kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Барометр-анероид, давление на различных высотах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает в себя: знакомство с барометром-анероидом, давлением на различных высотах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Барометр-анероид, давление на различных высотах.»

Разработка урока по физике 7 класс.

Тема урока: "Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах"

Цель урока:

Ознакомить с устройством и принципом действия барометра-анероида и научить пользоваться им.


Способствовать развитию умения связывать явления природы с физическими законами.


Продолжить формирование представлений об атмосферном давлении и связи атмосферного давления с высотой подъема над уровнем моря.


Продолжить воспитывать внимательное доброжелательное отношение к участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков.


Тип урока: изучение нового материала и применение полученных знаний на практике


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, барометр-анероид, стакан, «груша», вода, лист бумаги, игрушка-присоска, раздаточный материал.


Ход урока

I. Организация на работу

- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку?

- Садитесь. Сегодня мы продолжим работу по изучению атмосферного давления.


II. Актуализация знаний

- Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем.


1. Объяснение опытов

Ребята, все мы не раз наблюдали выступления фокусников и восхищались ими.

Многие опыты по физике не менее занимательны, чем фокусы для незнающих людей. Но при их выполнении не нужна ловкость рук, нужно лишь знать и хорошо понимать физические законы. Сейчас я проведу несколько опытов, ваша задача внимательно наблюдать и попробовать объяснить наблюдаемые явления.

опыт 1: "Игрушка-присоска". Игрушка легко присасывается к зеркалу.

Почему?

опыт 2: «Груша». Из груши выжать воздух, затем опустить в стакан с водой и груша вбирает себя воду. Почему?

Какая сила вогнала воду в грушу?

опыт 3: Перевёрнутый стакан. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково, значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной

- Итак, все увиденное мы можем объяснить наличием атмосферного давления. А везде ли оно одинаково? (Нет, с высотой оно уменьшается)

- А как именно оно уменьшается, мы сегодня с вами должны выяснить.




2. Фронтальная беседа по вопросам:


-игра на тему «Атмосферное давление»

-игра состоит из четырех тем,

-в каждой теме 4 вопроса,

- выбирают вопросы произвольно (презентация 1)




3. Найдите закономерность и разделите на группы термины

Слайд 1 «облако физических величин»

Слайд 2 –проверить таблицу.


Величины

Единицы измерения

Прибор для измерения данной величины

Сила

Ньютон

Динамометр

Площадь

Квадратный метр

Метр

Масса

Килограмм

Весы

Скорость

Метр в секунду

Спидометр

Время

Секунда

Часы

Давление

Паскаль

Барометр-анероид


- Посмотрите, что у нас получилось? Все ли термины вам знакомы? Со всеми ли мы знакомились в курсе физики 7 класса? (Появился термин "барометр-анероид")

- Да, здесь появился новый термин "барометр-анероид". Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изучать? (Барометр-анероид - прибор для измерения атмосферного давления)

- Верно, этот прибор позволяет людям определять давление на различных высотах.


Слайд 3 (тема урока)


- Итак, тема сегодняшнего урока " Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах." Откройте тетради и запишите тему.



Заполните лист самоанализа темы урока (в начале урока).

Поставьте +, если что-то слышали поданной теме и если хотите узнать сегодня.

Поставьте --, если ничего не знаете и не слышали по теме урока.



Этап урока

Знаю

Не знаю

Хочу знать

В начале

уроке




В конце

урока





Давайте , мы вместе поставим задачи на урок, чтобы вы хотели узнать.

1. Познакомится с прибором барометром-анероидом.

2. Устройство прибора.

3. Принцип работы прибора.

4. Уметь снимать показания с прибора.


III. Изучение нового материала

Работа с учебником. Прочитайте параграф 43, постарайтесь ответить на 1 вопрос, который мы поставили.

Презентация Слайд 4,5 (ответы учеников)


1. Устройство барометра-анероида

В практике для измерения атмосферного давления используется металлический барометр, называемый анероидом (безжидкостный), не содержащий ртути. Но деления шкалы такого барометра нанесены по показаниям ртутного барометра.

2. Принцип устройства и действия модели барометра-анероида.

При увеличении атмосферного давления крышка коробочки прогибается вниз, а при уменьшении давления - поднимается вверх.

Очень важно уметь пользоваться таким барометром. По нему можно предсказать погоду. Этот прибор используется в авиации, при подъемах в горы, в геологических экспедициях, при управлении морским и речным транспортом.



1) Посмотрите внимательно на эту модель и подумайте: куда отклонится стрелка барометра при уменьшении атмосферного давления вправо или влево. Обсудите ответ с товарищем.


А теперь проверим при помощи модели. Итак, верный ответ - влево.


2). Будет ли действовать барометр-анероид, если в стенке металлической коробочки появится трещина? (нет)


3). По верхней шкале барометра, изображённого на рисунке, давление измеряют в Паскалях (точнее в гПа). По нижней шкале – в миллиметрах ртутного столба. Определите цену деления шкал барометра-анероида и максимальное атмосферное давление, которое можно измерить этим прибором. Запишите ответы в опорный конспект.


Какое атмосферное давление регистрирует прибор, показанный на рисунке? (слайд 6)


Проверим ответы. (Ответ проверяется по слайду).


4. (На экране появляется изображение барометра-анероида)


Показать сам прибор барометр-анероид.


Барометр-анероид иногда имеет две стрелки: контрольную и подвижную. При помощи контрольной стрелки можно зафиксировать атмосферное давление, которое было на момент начала наблюдений. Подвижная стрелка указывает давление на данный момент времени. По разности показателей можно судить об изменении атмосферного давления за какой–либо период времени. Запишите в Паскалях, какое давление показывает контрольная стрелка на экране. Проверьте ответ и запишите в опорный конспект. (Ответ проверяется по слайду).


А теперь запишите это же давление в миллиметрах ртутного столба.

Проверим свой ответ: 1 мм рт.ст ----- 133,3 Па

Х мм рт.ст -------- 99400 Па

Х = 99400/133,3 = 745,5 мм рт. ст.


3. Атмосферное давление на различных высотах.

Торричелли обнаружил, что высота столба ртути в его опыте не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона. На уровне моря высота ртутного столба всегда была около 760мм.

Давление жидкости зависит от её плотности и глубины слоя (высоты столба). Установлено одинаковое значение плотности жидкости на различных глубинах, из-за малой сжимаемости жидкости. Чего не скажешь о газах. Ранее мы определили, что большая плотность газов, составляющих атмосферу, у поверхности Земли и меньшая плотность атмосферы на больших высотах, а давление зависит от плотности и высоты. Как вы думаете, существует ли какая-либо закономерность изменения давления в атмосфере с высотой?


Работа с учебником.


Да, действительно, такая зависимость существует. Наблюдения показывают, что при небольших подъёмах в среднем на каждые 12 м, давление уменьшается на 1 мм рт.ст. (или на 1,33 гПа).

Т.о., атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 градусов Цельсия, называется нормальным атмосферным давлением.

Запишите в тетрадь .

Нормальное атмосферное давление равно 101 300 Па = 1013 гПа

При подъеме на каждые 12 метров столбик ртути опускается на 1 мм.


4. Влияние атмосферного давления на живые организмы

Слайд 8 (работа с таблицей)









Таблица переносимости атмосферного давления человеком.

Высота (км)

Зона и ее характеристики

Более 8 км (Джомолунгма)

Смертельная зона: человек может находиться на этой высоте без дыхательного аппарата лишь короткое время – 3 мин., на высоте 16 км – 9 сек, после чего наступает смерть

6 – 8 км

Критическая зона: серьезные функциональные расстройства жизнедеятельности организма.

4 -5 км (Эльбрус, Ключевская сопка)

Зона неполной компенсации: ухудшение общего самочувствия

2 -4 км

Зона полной компенсации: некоторые нарушения в деятельности сердечно – сосудистой системы, органов чувств и др., которые благодаря мобилизации резервных сил организма быстро исчезают.

1,5 – 2 км

(Ай – Петри)

Безопасная, или индеферентная зона, в которой не наблюдается каких – либо существенных изменений физиологических сил организма.

IV . Закрепление

1. Какой прибор для измерения атмосферного давления мы сегодня изучили? Каков принцип его действия?

2. Какое атмосферное давление называют нормальным?

3. Как объяснить, что атмосферное давление уменьшается с высотой?

4. Задачи: слайд 9

  • У подножья горы барометр показывает 760 мм ртутного столба, а на вершине горы 724 мм ртутного столба. Какова высота горы, если известно, что в среднем на каждые 12 м подъем давления уменьшается на 1 мм рт. столба.


Слайд 10 решение (760 - 724)*12 = 432 м


5. слайд 11 «Природный барометр». Пиявка является природным барометром. В хорошую погоду давление высокое, в воде достаточно кислорода и пиявка хорошо себя чувствует в воде, она лежит на дне. При пониженном давлении (перед дождем и снегом) содержание воздуха и кислорода в воде уменьшается и пиявка поднимается к поверхности воды.)



V. Домашнее задание. Слайд 12

п. 43 - 44, упр. 21 (1; 3)


VI. Итог урока


Заполните лист самоанализа после изучения темы.


VII. Рефлексия



Перед вами геометрические фигуры:

-треугольник, оценка «3»

-четырехугольник, оценка «4»

-пятиугольник, оценка «5»

Оцениваете свою работу на уроке при помощи данной фигуры.




















Найдите закономерности и разделите на три группы термины.

Величины

Единицы измерения

Прибор для измерения данной величины





















Опорный конспект по изучению барометра-анероида


Куда отклонится стрелка барометра при уменьшении давления, вправо или влево?

Определите цену деления шкал барометра-анероида

Максимальное атм.давление по шкале

Какое давление показывает контрольная стрелка барометра-анероида на рисунке?

В мм рт.ст.

В гПа

В мм рт.ст.

В гПа


В Па


В мм рт.ст.







Ц.д.=

Ц.д.=








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока. Барометр-анероид, давление на различных высотах.

Автор: Устименко Виктория Валерьевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства