Оборудование: собирающая линза в оправе на подставке, экраны, модели хрусталика из поролона (на каждый стол), рассеивающая и собирающая наливные линзы, разборная модель глаза, таблица «Строение глаза», самодельная модель для демонстрации зрачка.
Урок проходит с использованием компьютера и мультимедийного проектора (используется мультимедийное учебное пособие «Физика основная школа 7-9классы» часть 1, диск 1, урок 12 Электронная библиотека «Просвещение»)
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока
Содержание
Ведущий учитель
Орг. момент
учитель биологии и учитель физики
Строение глаза с анатомо-физиологической точки зрения
учитель биологии
Глаз как оптическая система.
1.Демонстрационные опыты с прямоугольным экраном: показ хода лучей в нормальном, близоруком, дальнозорком глазах.
2.ученический фронтальный эксперимент:
- сборка модели нормального глаза, получение на экране – « сетчатке» одновременно действительных перевёрнутых изображений близкого и далёкого предметов (окна и оправы линзы)
-сборка моделей близорукого и дальнозоркого глаза
учитель физики
Причины близорукости и дальнозоркости.
Фронтальный опыт с поролоновой моделью хрусталика
учитель биологии
Исправление дефектов зрения с помощью очков. Фронтальные опыты по подбору собирающей линзы для очков, исправляющих дальнозоркость и по устранению близорукости рассеивающей линзой.
учитель физики
Болезни глаз (катаракта, глаукома, бельмо)
учитель биологии
Оптическая сила линзы, единицы оптической силы
учитель физики
Гигиена зрения. Профилактические меры по предупреждению близорукости, дальнозоркости. Гимнастика для глаз.
учитель биологии
Ход урока:
Учитель биологии: Здравствуйте! Итак, мы продолжаем изучать органы чувств (анализаторы), и сегодня наш урок посвящен зрительному анализатору. Тема урока: «Глаз как оптическая система»
Учитель физики: Я рада, что у нас появилась возможность повторения. Но повторять мы будем не ради повторения, а потому, что такой разговор актуален: 95% информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Глаз человека в процессе эволюции приспособился к тому, чтобы смотреть вдаль без напряжения глазных мышц. Ведь жизнь первобытного человека зависела от удачных охоты или рыбалки, зоркой своих территорий. С наступлением темноты глаза отдыхали. Современному человеку приходится целый день работать с близко расположенными объектами: смотреть на экран компьютера или телевизора, читать и т.п. Наш глаз испытывает огромную нагрузку, в результате чего более 2 миллиардов людей на планете страдают глазными болезнями и дефектами зрения. Каждый смолоду должен знать, как устроен глаз, каковы его функции, какие бывают дефекты зрения и, самое главное, какие условия работы вредны для глаз. Сегодня на уроке будут звучать термины: хрусталик, аккомодация, катаракта, сетчатка, диоптрия, и многие другие, которые следует выучить.
Учитель биологии: Итак, давайте вспомним, что такое анализатор? Глаз – это воспринимающая, периферическая часть зрительного анализатора. При помощи нервных путей (зрительного нерва) он связан с мозговыми центрами, расположенными в затылочной части коры большого полушария головного мозга. Рассмотрим подробнее каждое звено зрительного анализатора. Глаз, или, как его называют, глазное яблоко представляет собой шарообразное тело диаметром около 25 мм и массой 7,5-8 грамм. Стенки глазного яблока образованны тремя оболочками. Наружная – белочная оболочка, или склера, состоит из плотной непрозрачной соединительной ткани. Она защищает глаз от повреждений и позволяет глазному яблоку сохранять свою форму. Передняя часть склеры – прозрачная роговая оболочка или роговица, имеющая выпуклую поверхность. Следующая оболочка глаза, которая изнутри плотно прилегает к склере,- сосудистая. В ней располагаются кровеносные сосуды, питающие все ткани глаза. Обратите внимание, что сосудистая оболочка не красная, а черная. Её клетки содержат черный пигмент, который поглощает световые лучи и тем самым препятствует их рассеиванию внутри глаза. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную, или радужку. Радужка может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. Именно радужная оболочка определяет цвет глаз. Если пигмента мало – глаза серые или голубые, если много – карие. По своей природе радужка – это кольцевая мышечная диафрагма с небольшим отверстием в центре – зрачком.
(рассказ сопровождается показом модели глаза на экране диск 1 «физика 7-9, часть 1» урок 12 страница 2)
Учитель физики: Посмотрите на него. Почему он воспринимается как черный? Из курса физики известно, что, то место, откуда не исходят световые лучи, воспринимается нами черным. Через зрачок световые лучи проникают внутрь глаза, но обратно не выходят, оказавшись как бы в ловушке.
Демонстрация самодельной модели глаза: коробка от демонстрационного амперметра оклеена в нутрии черной бумагой, на одной стороне – красиво нарисованный голубой глаз с отверстием, снизу для сравнения прикреплен кружок такого же размера, закрашенный черной гуашью. Сторона с глазом прикрыта пленкой – «роговицей», которая приоткрывается во время демонстрации. Учитель показывает то на черный кружек на модели, то на отверстие в ней, которая кажется даже более черным, чем кружек. Особенно впечатляет момент, когда указка входит в «черноту» зрачка.
Учитель физики: Теперь понятно, почему зрачок воспринимается нами черным, хотя это отверстие?
Учитель биологии: Зрачок регулирует поступление света в глаз, рефлекторно сужаясь или расширяясь. Если света мало, зрачок расширяется, если много – сужается. Непосредственно за зрачком располагается прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Как и роговица, хрусталик не имеет ни сосудов, ни нервов. Пространство позади него заполнено прозрачным полужидким веществом – стекловидным телом. Вернемся к хрусталику. Он эластичен и может менять свою кривизну с помощью ресничной мышцы. Благодаря этому обеспечивается точная фокусировка лучей света и от удаленных, и от близлежащих предметов на внутренней оболочке глаза – сетчатке. Это очень тонкая оболочка, ее толщина всего 0,2 мм. Состоит она из нескольких слоев. Первый слой непосредственно прилегает к черным пигментным клеткам сосудистой оболочки. Этот слой образован зрительными рецепторами – палочками и колбочками, которых насчитывается около 140 млн. интересно, что из них 130млн палочек и только 10 млн. колбочек. Палочки ответственны за световосприятие, они возбуждаются быстро и даже слабым сумеречным светом, но не воспринимают цвет. Колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом, зато они способны воспринимать цвет. В сетчатке колбочки и палочки расположены неравномерно. Колбочки в основном группируются в центре задней части сетчатки, а в желтом пятне (прямо напротив зрачка) вообще не палочек. Поэтому наиболее четко мы различаем предметы, цветное изображение которых создается именно на желтом пятне. Чем дальше к периферии, тем колбочек меньше, зато значительно увеличивается доля палочек. От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки – аксоны. В одном месте сетчатки они собираются в пучок, образуя зрительный нерв. Место на сетчатке, откуда выходит зрительный нерв, лишено рецепторов и поэтому называется слепым пятном. В зрительных рецепторах – палочках и колбочках – энергия проникающих в глаз световых лучей, преобразуется в энергию нервных возбуждений. По тысячам зрительных волокон передается в центральное обрабатывающее звено – затылочную долю коры большого полушария. Именно там происходит тонкая дифференциация световых раздражителей, именно там, рождается зрительное ощущение. ( По ходу объяснения используется разборная модель глаза и таблица «Строение глаза»).
Учитель физики: Мы рассмотрели строение глаза с анатомической и физиологической точек зрения. Теперь давайте посмотрим на него как на оптическую систему. Она включает в себя роговицу, хрусталик, стекловидное тело. Главная роль в создании изображения принадлежит хрусталику. Он фокусирует лучи на сетчатке, благодаря чему возникает действительное уменьшенное перевёрнутое изображение предметов, которое мозг корректирует в прямое.
( показ на экране страницы 3 урок 12 диск 1 «физика 7-9, часть 1»)
Далее на модели демонстрируется глаз с нормальным зрением.
(Недостаток этой демонстрации «Хрусталик» находится не «на своём месте». Учителю нужно обратить внимание учащихся, на то, что лучи фокусируются на сетчатке, на задней стенке глаза.
А теперь я предлагаю самим собрать модель глаза. На каждом столе находятся необходимые приборы. Нетрудно догадаться, что линза будет выполнять роль хрусталика, а экран- роль сетчатки. Пожалуйста, получите на экране четкое изображение окна. Дайте характеристику этого изображения. (Ученики отвечают, что изображение окна перевернутое, действительное, уменьшенное).
После на расстоянии 18-25 см от экрана поместите любую линзу (№ 1, № 2, № 3 из набора для фронтальных лабораторных работ) и на экране-«сетчатке» получите четкое, изображение оправы линзы, не смещая при этом экран (ученики выполняют). Давайте окно назовем далеким предметом, а линзу - близким. Что вы можете сказать про изображение окна на экране, когда на том же экране вы видите четкое изображение близкого предмета - оправы линзы?
(Ученики отвечают, что изображение окна теперь неясное, расплывчатое, нечеткое).
Вновь получите четкое изображение окна путем перемещения линзы-«хрусталика» и обратите внимание, что изображение оправы линзы - близкого предмета - теперь стало нечетким. Итак, когда вы получаете четкое изображение близкого предмета, то изображение далекого становится неясным, а когда получаете четкое изображение далекого предмета, нечетким становится изображение близкого. И при этом вы все время перемещали линзу-«хрусталик». Вопрос: можно назвать точной собранную вами модель глаза или требуется сделать какие-то оговорки?
(Учащиеся делают вывод, что собранную модель можно назвать моделью глаза условно, так как в глазе хрусталик неперемещается, когда мы переводим взгляд с далеких предметов на близкие и видим их все отчетливо.)
Так за счет чего глаз отчетливо видит как удаленные, так и близкие предметы?
(Учащиеся вспоминают про аккомодацию. Учитель обращает внимание на то, что кривизна хрусталика меняется рефлекторно, и демонстрирует изменение кривизны хрусталика на модели из поролона, имеющей форму двояковыпуклой линзы высотой около 12 см. Напоминает, что руки выполняют роль ресничной мышцы.)
В силу разных причин у некоторых людей изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, а на сетчатке получается размытое, нечёткое изображение. Этот недостаток зрения называется близорукостью, а глаз близоруким.
( показ на экране страницы 4 урок 12 диск 1 «физика 7-9, часть 1»)
Далее демонстрируется ход лучей в близоруком глазе, сдвигая линзу-«хрусталик» вперед, лучи фокусируются до сетчатки (F = 70 мм)
У других людей лучи фокусируются за сетчаткой, так что сетчатке опять получается нерезкое изображение (точнее сказать, фокусировались бы за сетчаткой, если бы она была прозрачной для света). Этот недостаток зрения называется дальнозоркостью, а глаз – дальнозорким.
Демонстрируется ход лучей в дальнозорком глазе, сдвигая линзу-«хрусталик» назад, лучи фокусируются за сетчаткой (F= 140 мм)
Давайте подумаем, как с помощью приборов на ваших столах смоделировать близорукий и дальнозоркий глаза, т.е. как получить размытые, нечеткие изображения удаленного предмета (например, окна) на экране-«сетчатке»? Прошу вас обдумать разные способы и высказать свои предложения. Маленький совет: прежде чем моделировать близорукий или дальнозоркий глаз, смоделируйте нормальный глаз, т.е. на экране-«сетчатке» получите четкое действительное уменьшенное изображение окна.
По ходу обсуждения учитель биологии записывает на доске:
Дальнозоркий глаз
Близорукий глаз
1. Приблизить линзу (хрусталик) к экрану (сетчатке)
1. Удалить линзу (хрусталик) от экрана (сетчатки).
2. Приблизить экран к линзе
2. Удалить экран от линзы
Учащиеся получают нечеткое изображение окна, при моделировании и близорукого, и дальнозоркого глаза.
Учитель биологии: Теперь, когда вы представляете, что такое близорукий глаз, что такое дальнозоркий глаз, давайте, выясним, отчего и когда возникают эти недостатки зрения? Это очень важный вопрос, т.к. статистика говорит, что каждый четвертый человек на планете страдает близорукостью, а каждый второй - дальнозоркостью. Оба нарушения зрения бывают как врожденными, так и приобретенными.
Рассмотрим причины дальнозоркости. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укорочено вследствие задержки своего роста. Приобретенная дальнозоркость развивается, как правило, после 40 лет. Остановить этот процесс почти невозможно, т.к. ресничные мышцы с возрастом слабеют, хрусталик теряет эластичность, твердеет, в результате чего его способность к аккомодации уменьшается.
Значительно чаще встречается приобретенная близорукость. Она, как правило, появляется у детей в средних и старших классах и напрямую связана с повышенной нагрузкой на орган зрения. У вас на партах лежит модель хрусталика из поролона. Возьмите ее и представьте, что кисти ваших рук - это ресничные мышцы, изменяющие кривизну «хрусталика». Как уже отмечалось сегодня, когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, его кривизна рефлекторно изменяется примерно вот так... (учитель просит приподнять руки и показать слегка сжатый хрусталик»).
А теперь представьте себе, что вы будете вязать, либо шить, либо читать, либо работать с конструктором, либо смотреть телевизор, либо заниматься компьютерными играми, короче, долго смотреть на близко расположённые предметы. Мышцы должны сжимать хрусталик. что вы скажете про свои руки, если я попрошу вас подержать модель хрусталика несколько минут в сжатом состоянии? Да, руки устанут. Но читаем-то мы и пишем не несколько минут! Вы теперь понимаете, как устают ресничные мышцы, особенно неокрепшие мышцы ребенка? В результате глаз не справляется с длительным напряжением, мышечный аппарат ослабевает, хрусталик теряет способность менять свою кривизну, т.е. аккомодировать, что не позволяет четко видеть удаленные предметы. Значительно реже близорукость бывает врожденной, из-за того, что глазное яблоко имеет удлиненную форму.
Учитель физики. Теперь, когда вы вспомнили, что такое близорукость и дальнозоркость, когда вы поняли причины этих самых распространенных дефектов зрения, самое время заняться их исправлением. Как известно, исправляются эти недостатки ношением либо очков, либо контактных линз. Давайте вспомним, какие бывают линзы и какими линзами исправляют дальнозоркость, а какими - близорукость.
(Учащиеся отвечают, что линзы бывают собирающими и рассеивающими. Собирающими линзами исправляют дальнозоркость, а рассеивающими – близорукость. После чего учитель физики демонстрирует опыты по исправлению недостатков зрения.)
Исправление близорукости. Учитель «надевает» очки (вогнутая линза) несколько раз, чтобы стала понятно, что нужны очки только с вогнутыми линзами
Исправление дальнозоркости. Хотя расположение линз не отвечает реальности, зато ясно, как очки (большая выпуклая линза F = 140 мм) помогают сфокусировать лучи именно на сетчатке. И здесь учитель «надевает» очки несколько раз, а ученики с интересом следят за тем как «прыгает» фокус.
( показ на экране страницы 5 урок 12 диск 1 «физика 7-9, часть 1»)
А теперь предлагаю вам «поработать» врачами-окулистами. Пожалуйста, смоделируйте дальнозоркий глаз. У всех получилось изображение окна нечетким? А теперь подберите подходящие очки для вашего «пациента», пользуясь собирающими линзами № 1 и № 2.
(Учащиеся располагают линзы из набора для фронтальных лабораторных работ перед линзой-хрусталиком из набора и убеждаются, что линза № 2 позволяет на экране-«сетчатке» получить четкое изображение окна, а другие линзы -нет. Учитель сообщает, что врач-окулист подбирает очки подобным образом, т.е методом проб и ошибок, вставляя в специальную оправу разные линзы, пока пациент не станет хорошо видеть. Затем, ученики моделируют близорукий глаз и с помощью рассеивающей линзы № 3 получают четкое изображение окна.).
Учитель физики: Таким образом, как вы убедились сами, очки исправляют близорукость и дальнозоркость, только когда они на носу. Длительное ношение очков не улучшает зрение, и если оно с годами меняется, то благодаря не очкам, а другим причинам.
Учитель биологии: Помимо недостатков зрения, существуют и болезни глаз. Наиболее распространенные из них: катаракта (помутнение хрусталика), глаукома (повышение внутриглазного давления), бельмо (помутнение роговицы). Причем за последние годы эти болезни «помолодели». Если раньше катаракта встречалась в пожилом возрасте, то теперь возможна и в подростковом. Более подробно информация о болезнях глаз изложена на выданных вам распечатках, которые вы возьмете с собой домой.
Учитель физики: Сегодня вы работали врачами-окулистами, подбирали подходящие очки и давайте доведем работу до конца: выпишем рецепт. Вы решили - подходит линза № 2, но нельзя же это написать в рецепте, так как линзы характеризуются не номером, а фокусным расстоянием и оптической силой (величиной, обратной фокусному расстоянию). Оптическая сила обозначается буквой D и измеряется в диоптриях (дптр). Чтобы вы лучше вспоминали, что такое диоптрия, давайте рассмотрим модель линзы с «лучами» -нитями.
Оборудование очень простое: к наливным линзам (они установлены на универсальных штативах, у которых свинчены стержни) скотчем прикреплены толстые яркие цветные нити, имитирующие лучи. С одной стороны линзы нити зафиксированы параллельно. Красная нить в центре изображает главную оптическую ось. Закрепив рядом линейку, легко показать, как собираются лучи. По просьбе учителя два ученика демонстрируют собирающую линзу фокусным расстоянием 1 м. Учитель сообщает, что такая линза имеет оптическую силу 1 диоптрию (1 дптр). Затем ученик фокусирует нити-«лучи» на расстоянии 0,5 м, 0,25 м, а остальные устно рассчитывают оптическую силу. После это-два других ученика «работают» с «лучами» -нитями рассеивающей линзы, а остальные вновь устно вычисляют оптическую силу, но уже отрицательную. На доске закреплены листы с формулами:
D = 1/F F = 1/ D
Если собрать «лучи» около линзы в пучок и передвигать точку соединения нитей все дальше от линзы, то ясно видно, как уменьшается оптическая сила (способность преломлять лучи, идущие параллельно главной оптической оси).
Во время этой демонстраций желательно напомнить, что в ненапряженном состоянии глаз смотрит на удаленные предметы, при этом его оптическая сила достигает 60 дптр. Класс устно решает обратную задачу, а ученик у доски фокусирует нити – «лучи» в нужном месте.
После демонстрации хода лучей в линзах с помощью цветных нитей учитель показывает пример рецепта врача-окулиста. На обратной стороне доски приготовлена запись:
Пр. гл. – 4D
Пр. гл. + 0,5 D
Лев.гл. – 4D
Лев.гл + 2D
Чтобы выписать рецепт, нужно знать оптическую силу линзы, которая является как бы ее паспортом. Эту величину указывают при изготовлении линз на заводах. Если эти данные утеряны, то можно определить оптическую силу, как вы помните, опытным путем, по известному фокусному расстоянию.
Итак, вы знаете, как выписать рецепт людям с недостатками зрениям. Но знаете ли вы, что надеть очки для постоянного ношения людям непросто, приходится в большинстве случаев преодолевать психологический барьер, что очки не украшают лицо, что люди многих профессий (хоккеисты, пловцы) просто не могут их носить, что контактные линзы, соприкасаясь с роговицей, тоже приносят массу неудобств.
Учитель биологии: Так не проще ли предупредить близорукость? Исследования показали, что 95% младенцев рождаются с нормальным зрением. Значит, все зависит от нас! Глаз - это очень ценный, но хрупкий орган, который надо беречь. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами приводит к ослаблению остроты зрения и порождает много проблем, вплоть до выбора профессии. Вам постоянно об этом напоминают родители, учителя, но мы хотим, чтобы вы осознанно, осмысленно подходили к этому вопросу. И я не буду вам напоминать, что нельзя рассматривать текст, смотреть телевизор на близком расстоянии, т.к. хрусталик будет напряжен, что ведет к близорукости. Не буду вам напоминать, что во время чтения, письма, вязания предмет надо располагать на расстоянии 25-30-см от глаз. Это расстояние наилучшего видения (зрения). На таком расстоянии мы рассматриваем детали без напряжения зрения.
Знаете, вы и о том, как важно следить за освещением. Оно должно быть хорошим, но не слишком ярким, чтобы чрезмерно не раздражать рецепторы глаза и не вредить зрению. В яркий солнечный день нужно носить темные очки (особенно зимой, когда велика отражательная способность снега). Вы знаете, что нельзя читать в движущемся транспорте, нельзя читать лежа.
Расстройства зрения могут возникать из-за недостатка в организме витамина А. Вредное действие оказывает курение. Никотин и другие яды табака могут вызвать тяжелое поражение зрительного нерва. Но этого недостаточно. Необходимо делать гимнастику глаз, чтобы тренировать, укреплять глазные мышцы и останавливать развитие близорукости. Давайте познакомимся с некоторыми упражнениями.
(Учитель вызывает к доске ученика, с которым заранее тренировался.)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
1-е упражнение. Посмотреть вверх-вниз, направо - налево, поделать вращательное движение глазами сначала в одном направлении, затем в другом (10 мин).
2-е упражнение. Сильно зажмурить глаза, открыть. Повторить несколько раз.
3-е упражнение. Смотреть на ноготь пальца руки, то, удаляя, то, приближая его к носу.
Очень полезно периодически смотреть вдаль, ведь при этом мышцы глаза не напрягаются. Ведь только так, тренируя мышцы глаза и давая им отдых, вы сможете предотвратить близорукость. Ухаживайте за глазами, берегите их! Урок окончен.
Домашние практические задания
Исследовать реакцию зрачков на свет. Подносите к лицу и отодвигайте от него какой-нибудь источник света (фонарик, настольную лампу, свечу) и понаблюдайте за зрачком, смотря в зеркало. Что вы заметили?
Проследить за работой хрусталика. Приготовьте лист белой плотной бумаги и сделайте посередине отверстие диаметром 1 см, по его краям напишите буквы. Возьмите книгу с крупным шрифтом. Держа лист на расстоянии 10-15 см, смотрите одним глазом (второй глаз закройте) на буквы, чтобы они были четко видны, и одновременно через отверстие на книгу. Почему буквы в книге кажутся размытыми? Сфокусируйте глаз на книге. Почему теперь кажутся размытыми буквы, окружающие отверстие в листе?
Доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек. Для проведения этого опыта вам понадобится посторонняя помощь. Сядьте на стул и смотрите прямо перед собой. Пусть вам покажут какой-либо предмет (например: ручку, карандаш и т.п.). Предмет демонстрируется короткое время, но с таким расчетом, чтобы он проецировался на боковую поверхность сетчатки. Обязательное условие: вы не должны, что вам будут показывать и какого цвета. Двигать головой или скашивать глаза на предмет, который вам будут показывать, не разрешается. Какой предмет был показан? Какого цвета? Почему вы почти ничего не увидели?
Приложение
Это должен знать каждый
Болезни глаз
Сегодня 9 человек из 10, пораженных заболеваниями глаз, можно уберечь от слепоты. И, тем не менее, ежегодно сотни тысяч жителей планеты погружаются во мрак. Трагический парадокс!
Одной из причин слепоты, которую многие тысячелетия лечить считалось невозможным, является бельмо на роговице. Оно, как непроницаемые белые шторы, совершенно закрывает свет. Как снять завесу и тем самым дать возможность лучам света пройти в глаз?
Академику В.П.Филатову (1875-1956) удалось разработать успешные методы лечения слепоты пересадкой роговицы. С помощью особого круглого острого ножа -трепанга - вырезают диск бельма. Заранее готовят роговицу из глаза трупа и консервируют ее на холоде. Консервированную роговицу укладывают в просеченное отверстие, точно часовое стекло в ободок. Пересаженная роговица приживается, бельмо рассасывается, и больной становится зрячим.
Наиболее частая причина слепоты - катаракта(помутнение хрусталика). Поскольку хрусталик не имеет ни нервов, ни сосудов, он не получает из крови необходимые для нормальной жизнедеятельности продукты. Источником питания хрусталика являются омывающие его жидкости: влага, находящаяся между роговицей и хрусталиком, а также стекловидное тело. Любые изменения в составе влаги или стекловидного тела (вследствие глазного или общего заболевания, действия радиации) могут отразиться на прозрачности хрусталика. По мере его помутнения, т.е. созревания катаракты, острота зрения снижается вплоть до слепоты Лечение хирургическое. Операцию проводят под микроскопом. В 70-х гг. для удаления хрусталика применялся специальный инструмент, охлаждаемый до низкой температуры, к которому хрусталик просто примораживался и извлекался.
В последние годы для: лечения катаракты стали применять ультразвук: с его помощью содержимое хрусталика разжижается и выводится специальной иглой. Вся процедура занимает несколько минут. В этом случае разрез роговицы составляет всего 1,5 мм, требуется только один шов. Старый метод извлечения хрусталика требовал наложения 10 швов на разрезе роговицы длиной 15 мм. Легко понять, насколько новая операция щадящая. Вторая половина операции состоит в пересадке искусственного хрусталика вместо удаленного.
Наибольшую опасность для взрослых (40 лет и старше) представляет глаукома. Эта болезнь связана с повышением внутриглазного давления, что губительно действует на рецепторы глаза и приводит к прогрессивному ухудшению зрительной функции. В настоящее время глаукому лечат хирургически, восстанавливая отток жидкости из глаза по естественным каналам, которые вследствие болезни оказались суженными. Диаметр канала примерно 0,6 мм. Операцию проводят под микроскопом.
Список литературы
1.Перышкин А.В. « Физика 8 класс» М., Дрофа 2007год
2. Колесов В.Д., Маш Р.Д. «Биология. Человек и его здоровье»
8 класс М., Дрофа 2006 год.
3.Мультимедийное учебное пособие «Физика основная школа
7-9классы» часть 1, диск 1, урок 12. Электронная библиотека «Просвещение»
4.Сапин М.Р. «Анатомия и физиология человека 9 класс»
для углубленного изучения) М., Просвещение 2005 год
6. Сапин М.Р. «Анатомия человека» книга для учителя и студентов
М., Просвещение 2000 год
7.Мустафаев Р.А., Кривцов В.Г. « Физика в помощь поступающим в вузы»
М., Просвещение 1980 год
8.Денсбер С.В., Зуева Л.В. и др. «Электив 9: Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов (межпредметных и предметно – ориентированных)» в двух книгах. М., ООО «5 за за знания» 2005 год
9. К.Ю. Богданов: «Физик в гостях у биолога» М., Просвещение 1988 год
10.Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики» Москва, Просвещение,1988г.
11. Шилова А.М.: «Физика на приёме у врача» Физика, 2003г ,№17