2. Развивающая:
3. Воспитательная. Развитие самостоятельности, взаимопомощи.
Компьютеры, мультимедийный проектор, CD «Виртуальные лабораторные работы, 8 класс», презентация, источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода.
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Актуализация знаний учащихся. Повторение.– 6 мин.
III. Изложение нового материала – 16 мин.
IV. Закрепление изученного материала– 20 мин.
V. Домашнее задание. -1 мин.
VI. Рефлексия. – 1 мин
- закон Ома.
- каково напряжение в цепи, состоящей из последовательно соединенных проводников;
- как найти общее сопротивление цепи, состоящей из последовательно соединенных проводников.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент |
| Настраиваются на урок |
Актуализация знаний. «Деловая корзина» |
|
Изучая тему «Электрический ток», мы встречались с целым рядом физических величин. Назовите их, пожалуйста? | - Сила тока; обозначается буквой - I; единица измерения - 1А; прибор для определения – амперметр; физический смысл - характеризует заряд, прошедший через поперечное сечение проводника в единицу времени. - Напряжение; обозначается буквой - U; единица измерения - 1В; прибор для определения – вольтметр; физический смысл – характеризует работу электрического поля по перемещению заряда. - Сопротивление; обозначается буквой - R; единица измерения – 1Ом; физический смысл – характеризует проводник. |
Физические величины: выражаются числом, их измеряют приборами, связь между ними выражается математическим соотношением. Физические величины сила тока, напряжение и сопротивление – связаны между собой законом. Каким же? | - Закон Ома. |
Так как сопротивление характеризует проводник, значит, оно зависит от… | - Длины проводника, площади сечения проводника, удельного сопротивления проводника. |
Что такое электрическая цепь? | - Различные соединения источников и потребителей электрического тока. |
Простейшую электрическую цепь составляют… | -Источник, потребитель, ключ, провода. |
Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного проводника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Зная сопротивление каждого и способ их соединения, можно рассчитать общее сопротивление цепи. Расчеты сложных цепей сводятся к расчетам их участков, представляющих собой последовательное или параллельное соединение. | |
Изложение нового материала тема урока «Законы последовательного соединения проводников» |
«Что такое последовательное соединение проводников? В чём его особенность?» Вывод: (особенность последовательного соединения - отсутствуют разветвления: «конец» первого провода соединен с «началом» второго и т.д.) | Ученик: Последовательное соединение - это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого. |
Хорошо. Теперь постараемся выяснить закономерности данного соединения. Для этого мы разделимся на группы. Правила по ТБ при работе с электроприборами. | Учащиеся делятся на группы: Группа теоретиков (работают с учебником, оформляют выводы в виде презентации) Группа экспериментаторов (работают с лабораторным оборудованием) Группа виртуальных экспериментаторов (работают в виртуальной лаборатории) |
Какова сила тока при последовательном соединении? | Учащиеся выполняют работу, делают вывод. - ток, в разных участках цепи при последовательном соединении одинакова. |
Каково напряжение в цепи, состоящей из последовательно соединенных потребителей тока? | Учащиеся выполняют работу, делают вывод. -при последовательном соединении проводников общее напряжение на всем соединении равно сумме напряжений на каждом проводнике. |
Каково сопротивление при последовательном соединении? Для этого используем закон Ома для участка цепи. | Учащиеся выполняют работу, делают вывод. -общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи). |
Что будет, если один проводник выйдет из строя? | - Цепь разомкнется. |
Применение последовательного соединения проводников Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? (Например, использовать предохранитель). | |
Какой можно сделать общий вывод сегодняшнего урока? | Мы получили три закона последовательного соединения проводников, которые будем применять для решения задач. |
Физкультминутка. | Выполнение физических упражнений |
IV. Закрепление нового материала |
А теперь я предлагаю вам несколько устных задач на закрепление сегодняшнего материала. А наши консультанты в это время проверят справедливость законов последовательного соединения проводников на практике. | Два ученика собирают цепь и анализируют полученные данные. Остальные решают задачи. |
1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. (4 А) | При последовательном соединении сила тока везде одинакова, поэтому во втором проводнике сила тока будет 4А. |
2. В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе. (40 В) | При последовательном соединении общее напряжение будет равно сумме напряжений на участках цепи. Так как лампы одинаковые, то 120:3=40В |
3. В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (4000 Ом) | При последовательном соединении общее сопротивление будет равно сумме сопротивлений на участках цепи, если лампы имеют одинаковое сопротивление, то 400∙10=4000Ом. |
Вы готовы решать более сложные задачи. Для начала разберём задачу с ваших карточек. Найти напряжение на каждом резисторе, если вольтметр показывает напряжение 12В. | Заполняют карточки (№3) Решение. 1). Rобщ.=R1+R2=2Ом+4Ом=6Ом 2).по закону Ома Iобщ.=U/Rобщ=12В/6Ом=2А 3). Iобщ.= I1= I2=2А 4). Из закона Ома U1=I∙R1=2А∙2Ом=4В U2=I∙R2=2А∙4Ом=8В или U2=Uобщ.-U1=12В-4В=8В, т.к. Uобщ = U1 +U2. Ответ: U1 =4В, U2 =8В |
Задача №1 | Дано: U1=10В, R1=5Ом, R2=3Ом. Найти: R0, I. Решение. R0= R1 + R2=5Ом+3Ом=8Ом I= U1/ R1=10В/5Ом=2А Ответ: 8Ом, 2А. |
Задача №2 | Дано: U0=12В, R1=10Ом, R2=2Ом. Найти: R0, I. Решение. R0= R1 + R2=10Ом+2Ом=12Ом I= U0/ R0=12В/12Ом=1А Ответ: 12Ом, 1А. |
Задача №3 | Дано: U1=8В, U2=4В R1=4Ом.. Найти: R2, I. Решение. I= U1/ R1=8В/4Ом=2А Iо.= I1= I2=2А R2= U2/ I=4В/2А=2Ом Ответ: 2Ом, 2А. |
V. Домашнее задание. |
VI. Рефлексия. |
Выставление оценок/ Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс. | |