kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока, презентации, раздаточный материал по теме "Электрические цепи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Электрические цепи" создан для учащихся 8 класса, которые учатся совместно работать на единую цель, выполняя свою часть работы в группах. Урок создан для демонстрации учителям процесса мотивации на всех этапах урока с применением различных приёмов, которые они могут отследить присутствуя на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Для педагогов»

Урок физики

Тема «Электрическая цепь»

1.Мотивация на урок (общая)

Приём: эффектный опыт, вызывающий интерес и желание получить самим этот же эффект.

2.Целеполагание

Мотивация на понимание и принятие цели

Приёмы:

1.Вопросы, позволяющие обнаружить недостаточность знаний по теме.

2.Сообщение о Значимости новых знаний.

3.Учебная задача

Мотивация на совместную деятельность

Приём: аналогия со строительной компанией, вывод: от действий каждого зависит результат работы компании.

4.Работа в группах

Мотивация на успех

Приём: дозированная помощь с отслеживанием продвижения и одобрения действий.

5.Рефлексия

Мотивация на самоизменение

Приём: оценивание с помощью листа самооценки, выявление + и -, рекомендации самому себе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Тема: Электрическая цепь

Цель для педагогов: Пронаблюдать организацию процесса мотивации в течение всего урока (на всех этапах урока)

Цели урока:

Предметная:

-формировать умения составлять схемы электрических цепей, соединять приборы по схеме, проводить измерения силы тока и напряжения.

Метапредметная:

-продолжить формировать умения использовать компьютер, файлы презентаций, как обучающие.

Коммуникативная:

-формировать умение договариваться при работе в группе и налаживать межгрупповое взаимодействие.

Ход урока

1.Орг. момент (создание благоприятного психологического климата)

Вручение грамот директором школы за конкурс «Ребусы»

2.Мотивационный этап

Опыт

Электрическая цепь: источник тока, лампа, резистор, ключ, амперметр, вольтметр, провода. Показываем, что лампочка горит, амперметр и вольтметр работают.

3.Этап целеполагания

Вопросы:

1) Как называется конструкция, которую вы видите? (электрическая цепь)

Тема урока: Электрическая цепь (Презентация «Общая» слайд 1)

2)Как называются измерительные приборы, включенные в электрическую цепь? (амперметр, вольтметр)

3)Посмотрите на слайд (Презентация «Общая» слайд 2) и скажите схема, которую Вы видите – это схема эл.цепи из опыта? Почему?

Интересно!

В электрических цепях применяются символические изображения входящих в неё элементов, устройств. Физические величины принято обозначать буквенными символами.

Немецкий профессор Г.К.Лихтенберг из Геттенгена первый предложил ввести электрические символы, обосновал их практическое применение и использовал в своих работах!

Г.К.Лихтенберг родился в Германии и в 1769 году стал профессором физики. Многочисленные работы по математике, метеорологии, геодезии и электричеству способствовали избранию Лихтенберга Почётным членом Петербургской Академии наук. В 1769 году в Геттенгене он установил первый в Германии громоотвод на университетской библиотеке.

Вам сегодня предстоит выполнить следующее задание:

  • Составить схему электрической цепи, состоящей из гальванического элемента, лампы, ключа, резистора, проводов, амперметра и вольтметра; собрать электрическую цепь, измерить силу тока и напряжение на лампе. (Презентация «Общая» слайд 3)



Итак скажите каких знаний у нас не хватает по теме урока, что нужно дополнительно узнать?

(учащиеся формулируют цель урока)

Значимость получаемых знаний

В доме огромное количество электрических приборов, в корпусе которых находятся электрические цепи, схемы которых начерчены в паспортах приборов. Если эти приборы сломаются, то поломка может быть незначительной, которую можно легко исправить самому, если умеешь читать схемы и подключать приборы.

4.Учебная задача

  • Задание: Составить схему электрической цепи, состоящей из гальванического элемента, лампы, ключа, резистора, проводов, амперметра и вольтметра; собрать электрическую цепь, измерить силу тока и напряжение на лампе. (Презентация «Общая» слайд 3)

Предлагаю разбить задание на три части, какие?

-составление схемы цепи;

-сборка электрической цепи по схеме;

-Измерение силы тока и напряжения измерительными приборами.

Выполнять задание будем тремя группами. Все работаем на единую цель и от итога работы каждой группы будет зависеть результат работы всех.

(Аналогия)

Это точно также как работа строительной компании. Архитекторы делают чертежи, разрабатывают фасады; строители возводят здания по чертежам. Приёмная комиссия проводит необходимые измерения по коммуникациям. Если кто-то один при этом ошибётся, то всё будет испорчено, либо здание будет убогим, либо опасным.

Так и у нас, если схема не правильная, то сборка её не исправит, если измерительные приборы подключить не верно, то они либо сгорят, либо покажут неверно.

5. Работа в группах

Каждая группа: теоретики, практики, экспериментаторы работают с компьютером, для каждой группы создана презентация, имеющая общую часть и специальную для выполнения конкретного задания.

Выполняют задание, передают результат работы в другую группу (теоретики-практикам-экспериментаторам, выносят результат работы на доску.

6. Рефлексия

Что получили?

Как получали?

Какие трудности были?

7.Итоговое оценивание

Используется лист самооценки





Просмотр содержимого документа
«Лист самооценивания»

Теоретики

От 0 до 1 балла

Практики

От 0 до 1 балла

Исследователи

От 0 до 1 балла

Общие

От 0 до 1 балла

Умею строить схемы

Знаю обоз-начения при-боров

Выпо-лнил(а)всё

задание

Изучил(а) при-боры на план-шете

Умею соби-рать эл.

цепь

Выпо-лнил(а) всё

зада-ние

Знаю назна-чение ампер-метра и вольт-метра

Умею опре-делять цену деления и сни-мать пока-зания приборов

Выпо-лнил(а) всё

зада-ние

В группе рабо-тали все

Начертили схему, собрали цепь, изме-рили силу тока и нап-ряжение












ОЦЕНИВАНИЕ



























Теоретики

От 0 до 1 балла

Практики

От 0 до 1 балла

Исследователи

От 0 до 1 балла

Общие (для всех)

От 0 до 1 балла

Умею строить схемы

Знаю обоз-начения при-боров на схемах

Выпо-лнил(а)всё

задание из презентации

Изучил(а) приборы на план-шете, знаю их названия

Умею соби-рать эл.

цепь

Выпо-лнил(а) всё

задание из презента-ции

Знаю назна-чение ампер-метра и вольт-метра

Умею опре-делять цену деления и снимать показания амперметра и вольтметра

Выпо-лнил(а) всё

задание из презента-ции

В моей группе работали все

Начертили схему, собрали цепь, изме-рили силу тока и напряжение , цель урока достигнута













ОЦЕНИВАНИЕ















Просмотр содержимого презентации
«Практикам»

Презентация Для группы практиков

Презентация

Для группы практиков

Простейшая электрическая цепь состоит из:   Источника тока Потребителя электроэнергии Соединительных проводов Замыкающего устройства Чтобы в цепи возник электрический ток, она должна быть замкнутой!

Простейшая электрическая цепь состоит из:

  • Источника тока
  • Потребителя электроэнергии
  • Соединительных проводов
  • Замыкающего устройства

Чтобы в цепи возник электрический ток, она должна быть замкнутой!

Электрические схемы  Электрическая схема – это рисунок электрической цепи, выполненный с помощью условных обозначений.

Электрические схемы

Электрическая схема – это рисунок электрической цепи, выполненный с помощью условных обозначений.

Условные обозначения

Условные обозначения

  • На электрических схемах все элементы электрической цепи имеют  условные обозначения .
  • 1 - гальванический элемент.
  •   2 - батарея элементов 
  • 3 - соединение проводов 
  • 4 - пересечение проводов на схеме без соединения 
  • 5 - зажимы для подключения 
  • 6 - ключ 
  • 7 - электрическая лампа 
  • 8 - электрический звонок 
  • 9 - резистор ( или иначе сопротивление) 
  • 10- нагревательный элемент 
  • 11 - предохранитель
Правила построения электрических схем. Схема имеет прямоугольную форму. Провода изгибаются на схеме под прямым углом. На углах схемы ничего не рисуется.

Правила построения электрических схем.

Схема имеет прямоугольную форму.

Провода изгибаются на схеме под прямым углом.

На углах схемы ничего не рисуется.

Электрическая цепь и электрическая схема. Для соединения и подключения элементов цепи используют провода. Для управления цепью – включать и выключать ее в нужные моменты, используют выключатели (ключи).  Для того, чтобы можно было проводить измерения, в цепь включают измерительные приборы.

Электрическая цепь и электрическая схема.

  • Для соединения и подключения элементов цепи используют провода.
  • Для управления цепью – включать и выключать ее в нужные моменты, используют выключатели (ключи).

Для того, чтобы можно было проводить измерения, в цепь включают измерительные приборы.

Сборка электрической цепи

Сборка электрической цепи

  • Осуществляется по схеме электрической цепи, начиная с источника тока;
  • После сборки электрическая цепь проверяется учителем и только после этого замыкается ключ;
  • При правильной работе цепи электроизмерительные приборы будут работать и можно проводить измерения.
Задание

Задание

  • Познакомиться с комплектом приборов, используя учебный диск (после загрузки нажать старт);
  • Используя каталог лабораторных работ познакомиться с измерением силы тока и напряжения в электрической цепи;
  • Собрать электрическую цепь по схеме, составленной группой теоретиков, после проверки её группой исследователей;
  • Проверить правильность сборки (учитель)
  • Подключить цепь к источнику тока, при правильной работе предоставить группе исследователей снять показания с амперметра и вольтметра;
  • Разомкнуть ключ, разобрать цепь, сложить провода.
Оценивание Теоретики От 0 до 1 балла Умею строить схемы Знаю обоз-наче-ния при-боров  Практики От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а)всё зада-ние Изу-чил(а) при-боры на план-шете Умею соби-рать эл. цепь Исследователи От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а) всё зада-ние Знаю назна-чение ам-пер-метра и вольт-метра Умею опре-делять цену деле-ния и сни-мать пока-зания приборов Общие От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а) всё зада-ние В группе рабо-тали все Начер-тили схему, собра-ли цепь, изме-рили силу тока и нап-ряже-ние

Оценивание

Теоретики

От 0 до 1 балла

Умею строить схемы

Знаю обоз-наче-ния при-боров

Практики

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а)всё

зада-ние

Изу-чил(а) при-боры на план-шете

Умею соби-рать эл.

цепь

Исследователи

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а) всё

зада-ние

Знаю назна-чение ам-пер-метра и вольт-метра

Умею опре-делять цену деле-ния и сни-мать пока-зания приборов

Общие

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а) всё

зада-ние

В группе рабо-тали все

Начер-тили схему, собра-ли цепь, изме-рили силу тока и нап-ряже-ние

Просмотр содержимого презентации
«Теоретикам»

Задание на урок

Задание на урок

  • Составить схему электрической цепи, состоящей из гальванического элемента, лампы, ключа, резистора, проводов, амперметра и вольтметра; собрать электрическую цепь, измерить силу тока и напряжение на лампе.
Презентация Для группы теоретиков

Презентация

Для группы теоретиков

« Электрическая цепь и её составные части »

« Электрическая цепь и её составные части »

Электрическую энергию от источника тока нужно доставить к потребителю

Электрическую энергию от источника тока нужно доставить к потребителю

Простейшая электрическая цепь состоит из:   Источника тока Потребителя электроэнергии Соединительных проводов Замыкающего устройства Чтобы в цепи возник электрический ток, она должна быть замкнутой!

Простейшая электрическая цепь состоит из:

  • Источника тока
  • Потребителя электроэнергии
  • Соединительных проводов
  • Замыкающего устройства

Чтобы в цепи возник электрический ток, она должна быть замкнутой!

В замкнутой цепи ток от источника поступает к потребителю Потребитель Источник тока Замыкающее устройство  Регистрирующее ток устройство

В замкнутой цепи ток от источника поступает к потребителю

Потребитель

Источник тока

Замыкающее устройство

Регистрирующее ток устройство

Электрические  цепи вокруг нас

Электрические цепи вокруг нас

Электрические схемы  Электрическая схема – это рисунок электрической цепи, выполненный с помощью условных обозначений.

Электрические схемы

Электрическая схема – это рисунок электрической цепи, выполненный с помощью условных обозначений.

Резистор

Резистор

Реостат

Реостат

Электрическая цепь и электрическая схема.

Электрическая цепь и электрическая схема.

  • Для соединения и подключения элементов цепи используют провода.
  • Для управления цепью – включать и выключать ее в нужные моменты, используют выключатели (ключи).
  • Для того, чтобы можно было проводить измерения, в цепь включают измерительные приборы.
Выключатель ( ключ )

Выключатель ( ключ )

Условные обозначения на схемах  – гальванический элемент или аккумулятор  – батарея элементов или аккумуляторов ;  – соединение проводов ;  – пересечение проводов;

Условные обозначения на схемах

– гальванический элемент или аккумулятор

– батарея элементов или аккумуляторов ;

– соединение проводов ;

– пересечение проводов;

Условные обозначения, применяемые на схемах – зажимы для подключения какого-либо прибора; – ключ, замыкающее устройство; – электрическая лампочка ;  – амперметр - вольтметр

Условные обозначения, применяемые на схемах

– зажимы для подключения какого-либо прибора;

– ключ, замыкающее устройство;

– электрическая лампочка ;

– амперметр

- вольтметр

Условные обозначения, применяемые на схемах

Условные обозначения, применяемые на схемах

Правила построения электрических схем. Схема имеет прямоугольную форму. Провода изгибаются на схеме под прямым углом. На углах схемы ничего не рисуется.

Правила построения электрических схем.

Схема имеет прямоугольную форму.

Провода изгибаются на схеме под прямым углом.

На углах схемы ничего не рисуется.

Простая не замкнутая электрическая цепь Цепь состоит из: Аккумулятор;  Ключ; Лампочка; Соединительные провода; 1 2 4 3 1 2 Схема электрической цепи электрическая цепь 3

Простая не замкнутая электрическая цепь

Цепь состоит из:

  • Аккумулятор;
  • Ключ;
  • Лампочка;
  • Соединительные провода;

1

2

4

3

1

2

Схема электрической цепи

электрическая цепь

3

Проводники в цепи можно соединять последовательно . Элементы цепи соединяются один за другим. R 1 R 2 R 3 Проводники можно соединить параллельно Электрическая цепь при этом разветвляется : R 1 R 2 R 3

Проводники в цепи можно соединять последовательно .

Элементы цепи соединяются один за другим.

R 1

R 2

R 3

Проводники можно соединить параллельно

Электрическая цепь при этом разветвляется :

R 1

R 2

R 3

При включении вольтметра в электрическую цепь необходимо соблюдать два правила:

При включении вольтметра в электрическую цепь необходимо соблюдать два правила:

  • 1. параллельно
При включении амперметра в электрическую цепь необходимо знать :
  • При включении амперметра в электрическую цепь необходимо знать :

1 Амперметр включается в электрическую цепь

последовательно с тем элементом цепи,

силу тока в котором необходимо измерить.

Задание №1

Задание №1

  • Используя условные обозначения , начертите схему цепи , состоящей из гальванического элемента; лампочки, резистора, ключа, амперметра, соединённых последовательно и вольтметра, измеряющего напряжение на лампочке.
Оценивание Теоретики От 0 до 1 балла Умею строить схемы Знаю обоз-наче-ния при-боров  Практики От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а)всё зада-ние Изу-чил(а) при-боры на план-шете Умею соби-рать эл. цепь Исследователи От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а) всё зада-ние Знаю наз - наче - ние ам-пер-метра и вольт-метра Умею опре-делять цену деле-ния и сни-мать пока-зания приборов Общие От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а) всё зада-ние В группе рабо-тали все Начер-тили схему, собра-ли цепь, изме-рили силу тока и нап-ряже-ние

Оценивание

Теоретики

От 0 до 1 балла

Умею строить схемы

Знаю обоз-наче-ния при-боров

Практики

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а)всё

зада-ние

Изу-чил(а) при-боры на план-шете

Умею соби-рать эл.

цепь

Исследователи

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а) всё

зада-ние

Знаю наз - наче - ние ам-пер-метра и вольт-метра

Умею опре-делять цену деле-ния и сни-мать пока-зания приборов

Общие

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а) всё

зада-ние

В группе рабо-тали все

Начер-тили схему, собра-ли цепь, изме-рили силу тока и нап-ряже-ние

Просмотр содержимого презентации
«Экспериментаторам»

Для группы исследователей

Для группы исследователей

Простейшая электрическая цепь состоит из:   Источника тока Потребителя электроэнергии Соединительных проводов Замыкающего устройства Чтобы в цепи возник электрический ток, она должна быть замкнутой!

Простейшая электрическая цепь состоит из:

  • Источника тока
  • Потребителя электроэнергии
  • Соединительных проводов
  • Замыкающего устройства

Чтобы в цепи возник электрический ток, она должна быть замкнутой!

Электрические схемы  Электрическая схема – это рисунок электрической цепи, выполненный с помощью условных обозначений.

Электрические схемы

Электрическая схема – это рисунок электрической цепи, выполненный с помощью условных обозначений.

Условные обозначения

Условные обозначения

  • На электрических схемах все элементы электрической цепи имеют условные обозначения .
  • 1 - гальванический элемент.
  •   2 - батарея элементов 
  • 3 - соединение проводов 
  • 4 - пересечение проводов на схеме без соединения 
  • 5 - зажимы для подключения 
  • 6 - ключ 
  • 7 - электрическая лампа 
  • 8 - электрический звонок 
  • 9 - резистор ( или иначе сопротивление) 
  • 10- нагревательный элемент 
  • 11 - предохранитель
Правила построения электрических схем. Схема имеет прямоугольную форму. Провода изгибаются на схеме под прямым углом. На углах схемы ничего не рисуется.

Правила построения электрических схем.

Схема имеет прямоугольную форму.

Провода изгибаются на схеме под прямым углом.

На углах схемы ничего не рисуется.

Электрическая цепь и электрическая схема. Для соединения и подключения элементов цепи используют провода. Для управления цепью – включать и выключать ее в нужные моменты, используют выключатели (ключи).  Для того, чтобы можно было проводить измерения, в цепь включают измерительные приборы.

Электрическая цепь и электрическая схема.

  • Для соединения и подключения элементов цепи используют провода.
  • Для управления цепью – включать и выключать ее в нужные моменты, используют выключатели (ключи).

Для того, чтобы можно было проводить измерения, в цепь включают измерительные приборы.

ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА  В УЧАСТКЕ ЦЕПИ  Для измерения силы тока существует измерительный прибор - амперметр. : Условное обозначение амперметра  на электрической схеме :

ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА В УЧАСТКЕ ЦЕПИ

  • Для измерения силы тока существует измерительный прибор - амперметр.

:

Условное обозначение амперметра

на электрической схеме :

необходимо знать :
  • необходимо знать :

1 Амперметр включается в электрическую цепь

последовательно с тем элементом цепи,

силу тока в котором необходимо измерить .

2 . При подключении надо соблюдать

полярность : "+" амперметра подключается к "+" источника

тока, а "минус" амперметра - к "минусу" источника тока.

ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ  НА УЧАСТКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ  Условное обозначение вольтметра  на электрической схеме:

ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ НА УЧАСТКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

Условное обозначение вольтметра

на электрической схеме:

При включении вольтметра в электрическую цепь необходимо соблюдать два правила:

При включении вольтметра в электрическую цепь необходимо соблюдать два правила:

  • 1. параллельно
Для измерения напряжения  источника питания вольтметр  присоединяют непосредственно к его зажимам.

Для измерения напряжения

источника питания вольтметр

присоединяют непосредственно к его зажимам.

Начало работы Определите цену деления прибора, используя правило: 1.Возьмите два соседних деления с цифрами на шкале прибора; 2. из большего вычтите меньшее; 3.то, что получилось разделите на число промежутков между соседними делениями с цифрами на шкале прибора (число промежутков посчитайте заранее)

Начало работы

  • Определите цену деления прибора, используя правило:

1.Возьмите два соседних деления с цифрами на шкале прибора;

2. из большего вычтите меньшее;

3.то, что получилось разделите на число промежутков между соседними делениями с цифрами на шкале прибора (число промежутков посчитайте заранее)

1.10 и 20 2.20-10=10 3.Число промежутков 10,  следовательно 10:10=1( mA)

1.10 и 20

2.20-10=10

3.Число промежутков 10,

следовательно 10:10=1( mA)

Задание

Задание

  • Определите цену деления предложенных приборов;
  • Проверьте правильность обозначений и соединений амперметра и вольтметра на схеме электрической цепи у теоретиков;
  • Проверьте правильность сборки электрической цепи у практиков;
  • Определите показания амперметра и вольтметра во включённой электрической цепи, запишите их на доске
Оценивание Теоретики От 0 до 1 балла Умею строить схемы Знаю обоз-наче-ния при-боров  Практики От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а)всё зада-ние Изу-чил(а) при-боры на план-шете Умею соби-рать эл. цепь Исследователи От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а) всё зада-ние Знаю назна-чение ам-пер-метра и вольт-метра Умею опре-делять цену деле-ния и сни-мать пока-зания приборов Общие От 0 до 1 балла Выпо-лнил(а) всё зада-ние В группе рабо-тали все Начер-тили схему, собра-ли цепь, изме-рили силу тока и нап-ряже-ние

Оценивание

Теоретики

От 0 до 1 балла

Умею строить схемы

Знаю обоз-наче-ния при-боров

Практики

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а)всё

зада-ние

Изу-чил(а) при-боры на план-шете

Умею соби-рать эл.

цепь

Исследователи

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а) всё

зада-ние

Знаю назна-чение ам-пер-метра и вольт-метра

Умею опре-делять цену деле-ния и сни-мать пока-зания приборов

Общие

От 0 до 1 балла

Выпо-лнил(а) всё

зада-ние

В группе рабо-тали все

Начер-тили схему, собра-ли цепь, изме-рили силу тока и нап-ряже-ние


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока, презентации, раздаточный материал по теме "Электрические цепи"

Автор: Белова Марина Ивановна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства