1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные | Слайд №1,2 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Александровна! Я прибыла к вам с ответственной миссией – организовать увлекательное путешествие в Волшебную страну знаний! Отказы, возражения не принимаются! Собираясь в путешествие, каждый обязательно думает – что же взять с собой в дорогу. Давайте и мы договоримся, что в это путешествие мы возьмем: Хорошее настроение, Дружескую поддержку, Взаимопомощь, Знания, а главное- стремление узнать как можно больше. А для того, чтобы все новые знания не растерялись во время путешествия, мы возьмем с собой портфель ПОЗНАНИЯ, в который будем складывать все новое, важное и интересное, чтобы по возвращению домой, Вы могли поделиться своим багажом знаний с друзьями, одноклассниками, родителями. Результат: Обучающиеся готовы к продуктивной работе на уроке. |
2 | Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить давление , расчёт давления на дно и стенки сосуда ,формулу и единицы измерений . Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о давлении , формулы для давления , фронтальный опрос. Методы: беседа. | Слайд №3 Это карта нашего маршрута. На своем пути мы должны будем пройти через Лес ВОПРОСОВ, успешно переправиться через РЕКУ ЗАГАДОК, и только после этого для нас откроются ворота ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЫ. Но это еще не всё, ведь на обратном пути домой нам не пройти мимо РАЗВИЛКИ СОМНЕНИЙ , где мы должны будем убедиться в прочности полученных знаний, а если сомнения все-таки останутся, то потребуется возвратиться для их устранения назад в Волшебную страну. Все готовы? Тогда вперед! Слайды № 4 - 7 ЛЕС ВОПРОСОВ Правила: на каждый из 4 вопросов предложено несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. Ребята должны указать правильный ответ, после чего он автоматически «попадает» в портфель ПОЗНАНИЯ и его, в случае необходимости, можно будет использовать в дальнейшем. Слайд № 8 РЕКА ЗАГАДОК Учащиеся должны указать правильный ответ на поставленный вопрос, причем опираются они в поиске ответа на знания, полученные ранее. И, как следствие, получив отрицательный ответ, они осознают необходимость узнать, каким же способом можно решить практическую задачу (в данном случае – измерить атмосферное давление). Подготовка к восприятию нового материала с опорой на изученный ранее материал. Результат: выяснена степень усвоения обучающимися предыдущего материала; обучающиеся готовы к восприятию нового материала. |
4 | Открытие новых знаний. Цель: проводя опыты, делать выводы об атмосферном давлении , чему равно атмосферное давление ? Кто его впервые измерил ? . Методы: учебный диалог, эксперимент, работа в группах, эвристический метод. Методы стимулирования: похвала. | Слайд № 9 ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы совершим наше путешествие для того, чтобы узнать, как же можно измерить атмосферное давление. И, чтобы ничего не забыть, мы будем все самое важное складывать в наш портфель познаний. Слайды № 10 – 17 Немного истории: Впервые атмосферное давление было измерено еще в 17 веке итальянским ученым Эванджелиста Торричелли (1608 – 1647 г.) в ходе опыта, который сейчас носит имя ученого – опыт Торричелли. Описание опыта: узкая стеклянная трубка длиной около метра, полностью заполнялась ртутью. Затем, плотно закрыв открытый конец трубки, ее переворачивают, опускают в широкую чашу со ртутью и открывают конец трубки только после того, как она окажется под ртутью. Часть ртути выливается, но остается столб ее высотой около 760 мм. Ученый дал объяснение опыту. Слайды № 18 - 20 Постановка проблемы: Попробуем и мы понять – почему не выливается ртуть (эвристический метод) Рассмотрим давление в ртути на уровне аа1 . Что можно сказать о давлении жидкости в любой ее точке на одном и том же уровне? (в случае, если ученики затрудняются, можно перейти по ссылке к портфелю ПОЗНАНИЙ) Что оказывает давление на поверхность ртути в широкой чаше на уровне аа1? (атмосфера) Чем создается давление на том же уровне в стеклянной трубке? (столбом ртути) Т.к. ртуть находится в равновесии, то, что можно сказать о величине атмосферного давления и давления столба ртути? (они одинаковы) Далее записываем на доске Таким образом, измерив высоту столба ртути, можно рассчитать давление, которое производит ртуть. Оно будет равно атмосферному давлению. Если атмосферное давление уменьшится, то уменьшится и высота ртутного столба, а если оно увеличится, то увеличивается и высота столбика ртути в трубке Торричелли. Именно поэтому на практике атмосферное давление измеряют миллиметрами ртутного столба. 1 мм рт. ст. – единица атмосферного давления, применяемая на практике. Найдем соотношение между этой единицей и единицей давления в СИ – Паскалем. Вспомним формулу для расчета давления жидкости. ? Выразите в паскалях 2 мм. рт. ст. 500 мм. рт. ст. Высота столба ртути в опыте Торричелли составляла 760 мм Наблюдая за высотой ртутного столба, Торричелли заметил, что его высота не оставалась постоянной, и эти изменения связаны с изменением погоды: в солнечный день давление повышалось, а в пасмурные, дождливые дни – понижалось. Если к стеклянной трубке прикрепить шкалу, то получится прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр. Физминутка. Звучит музыка, и учитель вместе с учениками выполняет упражнение. |
5 | Закрепление учебного материала. Систематизация знаний. Цель: применять полученные знания в различных ситуациях. Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для использования полученных знаний. Задачи: развитие умений объяснять различные явления с помощью знаний, закрепление изученного материала фронтально по вопросам | Слайд № 21-24 УЧИТЕЛЬ: Ребята, вот мы и покинули СТРАНУ ЗНАНИЙ, пора искать путь домой. Но на пути нас ждет еще РАЗВИЛКА СОМНЕНИЙ, так что мы сейчас переходим к проверке знаний на прочность! Итак, ваша задача – правильно ответить на вопросы: 1. Кто и когда впервые измерил атмосферное давление? 2. Опишите опыт Торричелли. 3.В каких единицах атмосферное давление измеряют на практике? 4. Выразите 1 мм. рт . ст. в Паскалях. 5.Чему равно нормальное атмосферное давление, выраженное в мм. рт. ст. в паскалях? 6. Как называется прибор для измерения атмосферного давления? Работа в группах. Молодцы!!! Но теперь вам предстоит еще поработать в группах, чтобы окончательно развеять все сомнения относительно прочности ваших знаний. Распределитесь в группы по 3 человека и постарайтесь как можно быстрее найти ответы на предложенные задачи. Та группа, которая справится быстрее, получает право ответа (учащиеся работают в группах). Получилось 4 группы. Задания получают все группы на карточках. Далее осуществляется проверка правильности выполнения заданий в группах (решения комментирует представитель той группы, которая первой справилась с заданиями) Исправляются имеющиеся ошибки и вносятся корректировки в ответы учащихся. |
6 | Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса | Слайд №25 - Какую задачу ставили? -Удалось ли решить поставленную задачу? - Что нужно сделать ещё? - Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? -Понравился ли наш урок? Оцениваю работу каждого ученика, комментируя каждую оценку. Результат: обучающиеся осмыслили свою деятельность на уроке и полученную информацию. УЧИТЕЛЬ: СПАСИБО . |
7 | Домашнее задание Цель: закрепить умение в определении атмосферного давления, Цель учителя: формирование интереса к физике, создать мотивацию для поиска учащимися различных источников информации. | Слайд № 26 Параграф 42, вопросы 1-5 устно, стр. 102, упр. 19(1, 2) решать, стр. 103 , для желающих кроссворд. Результат: обучающиеся осознали правило выполнения домашнего задания. Корректировка: в случае затруднения, провести индивидуальную консультацию. |