kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по дисциплине "Основы технической механики" по теме "Трение скольжения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Филиал Государственного автономного образовательного учреждения

среднего профессионального образования «Горно-технологический техникум»

г. Ясный. пос. Светлого Оренбургской области

 

По учебной дисциплине «Техническая механика с основами технических измерений»

Для  профессии (специальности) 110800.02 – «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Открытый урок

по теме «Трение скольжения»

Цель:  Дать общее представление об устройстве и принципе действия механических частей машин, методах обеспечения работоспособности  а также общих методах расчета и проектирования элементов машин.  

Оборудование и наглядные пособия: динаметры, гиря.

Тип урока: комбинированный (диалог, беседа), изучение нового материала.

Методы: объяснительно – практический, поисковый.

Методические приемы: рассказ, беседа, объяснительно-практический.

Уровень обьяснения: 

 среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: 

 мастера производственного обучения; преподаватели; учащийся (студент)

 учитель (преподаватель Сизоненко В.А.)

Предмет : «Техническая механика с основами технических измерений» (спецпредмет).

Задачи урока: 

Цель: 1. Расширить знания о силе трения.

2. Показать связь технической механики с физикой и окружающим миром.

3. Вовлечь учеников в процесс познания, в процессе беседы, развивать интерес к техническим наукам с  привлечением местного материала.

 4. Ознакомить и углубить знания учащихся о профилактических методах снижения трения при ремонте элементов машин. 

Задачи: развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности; формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать материал урока;

 Уметь проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; 

 Содействовать воспитанию интереса к предмету и взаимопониманию; 

Формировать и воспитывать чувство самокритичности, самоконтроля в оценке качества усвоения учебного материала.

Краткое описание: 

 Урок по теме «Трение скольжения» - урок изучения нового материала. В ходе лекции преподаватель контролирует составление конспекта, который становится основой для создания схем. Использование заданий для взаимоконтроля повышает мотивацию к изучению нового материала. В ходе урока используются оборудование (динаметры, гиря) для показа и определения  коэффициент трения скольжения.

Ход урока (план урока)

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, готовность к уроку.

2. Целеполагание (беседа по пройденной теме  «Трение»).

1.При решении задач статики с учетом трения рассматривают реальные тела которые имеют (шероховатую поверхность, и могут деформироваться под действием внешних сил).

2.Дайте определение - что называется «Трением» (сопротивление относительному перемещению, возникающее между двумя телами, в зоне соприкосновения по касательной).

3.Назовите положительные стороны трения (работа ременных передач, тормозных устройств, фрикционных муфт, резьбовых соединений).

4.Назовите отрицательные стороны трения и дайте примеры (трение является вредным сопротивлением, снижающим КПД подшипников, червячных передач).

3. Изучение нового материала.

В течение урока учащиеся слушают преподавателя.

Преподаватель: тема нашего урока «Трение скольжения»

Записываем: Сопротивление, возникающее при движении одного тела по поверхности другого, называется трением скольжения.

Сила трения скольжения  Fтр  возникает только при наличии сдвигающей силы F и направлена в противоположенную сторону.

Беседа: “ Вообразим, что трение может быть устранено совершенно, тогда никакое тело, будь оно величиной с каменную глыбу или мало, как песчинка, никогда не удержится одно на другом, все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля была бы без неровностей, подобно жидкости.”

Неизвестно, как бы развивалась цивилизация- ведь предки добывали огонь трением.

Записываем: Сила трения не зависит от размеров трущихся поверхностей. При увеличении площади трущихся поверхностей, увеличивается количество сцепляющихся неровностей, что казалось бы, должно увеличить силу трения. Но уменьшается давление на единицу площади, а значит сопротивление 

относительному перемещению остаётся прежним.

Коэффициент трения скольжения зависит от материалов трущихся тел и наличия смазочного материала:

                                            Коэффициент трения скольжения.

Сталь по стали всухую………………………….0,15…0,3

Сталь по стали со смазочным материалом…….0,1…0,18

Сталь по чугуну………………………………….0,12…0,2

Вопрос: Почему коэффициент трения скольжения стали по чугуну меньше  чем сталь о сталь - и на чем основаны такие выводы (Вопрос к присутствующим гостям на открытом уроке и конечно же студентам).

4. Закрепление знаний.

1.Почему площадь соприкасающихся поверхностей не влияет на коэффициент трения (При увеличении площади трущихся поверхностей, увеличивается количество сцепляющихся неровностей, что казалось бы, должно увеличить силу трения. Но уменьшается давление на единицу площади, а значит сопротивление относительному перемещению остаётся прежним).

2.От чего зависит коэффициент трения скольжения (Коэффициент трения скольжения зависит от материалов трущихся тел и наличия смазочного материала).

4.1 .Дополнительные вопросы по пройденному материалу – для более отличившихся студентов ( самостоятельная работа).

1.     Почему тракторам не придают обтекаемую форму тела?

2.     Почему пловец, прыгая со стартовой тумбы, вытягивает руки в перед?

3.     Какая пуля летит дальше круглая или коническая?

4.     Почему мелкие рыбы, переходя на большие расстояния, сбиваются в стаи в форме капли?

      5. Нужно ли орбитальным станциям придавать обтекаемую форму?

5. Рефлексия. (Подведение итога урока)

6.Домашнее задание

Подготовить самостоятельную работу по вопросу «Сформулировать три формы уравнений равновесия плоской произвольной системы сил», И.С.Опарина «Основы технической механики», стр37-38

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине "Основы технической механики" по теме "Трение скольжения" »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Филиал Государственного автономного образовательного учреждения

среднего профессионального образования «Горно-технологический техникум»

г. Ясный. пос. Светлого Оренбургской области


По учебной дисциплине «Техническая механика с основами технических измерений»

Для профессии (специальности) 110800.02 – «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»



Открытый урок

по теме «Трение скольжения»


 

Цель:  Дать общее представление об устройстве и принципе действия механических частей машин, методах обеспечения работоспособности а также общих методах расчета и проектирования элементов машин.

Оборудование и наглядные пособия: динаметры, гиря.

Тип урока: комбинированный (диалог, беседа), изучение нового материала.

Методы: объяснительно – практический, поисковый.

Методические приемы: рассказ, беседа, объяснительно-практический.

Уровень обьяснения: 

 среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: 

 мастера производственного обучения; преподаватели; учащийся (студент)

 учитель (преподаватель Сизоненко В.А.)

Предмет : «Техническая механика с основами технических измерений» (спецпредмет).

Задачи урока: 

Цель: 1. Расширить знания о силе трения.

2. Показать связь технической механики с физикой и окружающим миром.

3. Вовлечь учеников в процесс познания, в процессе беседы, развивать интерес к техническим наукам с  привлечением местного материала.

4. Ознакомить и углубить знания учащихся о профилактических методах снижения трения при ремонте элементов машин.

Задачи: развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности; формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать материал урока;

Уметь проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

Содействовать воспитанию интереса к предмету и взаимопониманию; Формировать и воспитывать чувство самокритичности, самоконтроля в оценке качества усвоения учебного материала.

Краткое описание: 

 Урок по теме «Трение скольжения» - урок изучения нового материала. В ходе лекции преподаватель контролирует составление конспекта, который становится основой для создания схем. Использование заданий для взаимоконтроля повышает мотивацию к изучению нового материала. В ходе урока используются оборудование (динаметры, гиря) для показа и определения коэффициент трения скольжения.


Ход урока (план урока)

 

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, готовность к уроку.

2. Целеполагание (беседа по пройденной теме «Трение»).

1.При решении задач статики с учетом трения рассматривают реальные тела которые имеют (шероховатую поверхность, и могут деформироваться под действием внешних сил).

2.Дайте определение - что называется «Трением» (сопротивление относительному перемещению, возникающее между двумя телами, в зоне соприкосновения по касательной).

3.Назовите положительные стороны трения (работа ременных передач, тормозных устройств, фрикционных муфт, резьбовых соединений).

4.Назовите отрицательные стороны трения и дайте примеры (трение является вредным сопротивлением, снижающим КПД подшипников, червячных передач).

3. Изучение нового материала.

В течение урока учащиеся слушают преподавателя.

Преподаватель: тема нашего урока «Трение скольжения»

Записываем: Сопротивление, возникающее при движении одного тела по поверхности другого, называется трением скольжения.

Сила трения скольжения Fтр возникает только при наличии сдвигающей силы F и направлена в противоположенную сторону.

Беседа: “ Вообразим, что трение может быть устранено совершенно, тогда никакое тело, будь оно величиной с каменную глыбу или мало, как песчинка, никогда не удержится одно на другом, все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля была бы без неровностей, подобно жидкости.”

Неизвестно, как бы развивалась цивилизация- ведь предки добывали огонь трением.

Записываем: Сила трения не зависит от размеров трущихся поверхностей. При увеличении площади трущихся поверхностей, увеличивается количество сцепляющихся неровностей, что казалось бы, должно увеличить силу трения. Но уменьшается давление на единицу площади, а значит сопротивление относительному перемещению остаётся прежним.

Коэффициент трения скольжения зависит от материалов трущихся тел и наличия смазочного материала:

Коэффициент трения скольжения.

Сталь по стали всухую………………………….0,15…0,3

Сталь по стали со смазочным материалом…….0,1…0,18

Сталь по чугуну………………………………….0,12…0,2

Вопрос: Почему коэффициент трения скольжения стали по чугуну меньше чем сталь о сталь - и на чем основаны такие выводы (Вопрос к присутствующим гостям на открытом уроке и конечно же студентам).


4. Закрепление знаний.

1.Почему площадь соприкасающихся поверхностей не влияет на коэффициент трения (При увеличении площади трущихся поверхностей, увеличивается количество сцепляющихся неровностей, что казалось бы, должно увеличить силу трения. Но уменьшается давление на единицу площади, а значит сопротивление относительному перемещению остаётся прежним).

2.От чего зависит коэффициент трения скольжения (Коэффициент трения скольжения зависит от материалов трущихся тел и наличия смазочного материала).

4.1 .Дополнительные вопросы по пройденному материалу – для более отличившихся студентов ( самостоятельная работа).

  1. Почему тракторам не придают обтекаемую форму тела?

  2. Почему пловец, прыгая со стартовой тумбы, вытягивает руки в перед?

  3. Какая пуля летит дальше круглая или коническая?

  4. Почему мелкие рыбы, переходя на большие расстояния, сбиваются в стаи в форме капли?

  5. Нужно ли орбитальным станциям придавать обтекаемую форму?

 5. Рефлексия. (Подведение итога урока)

6.Домашнее задание

Подготовить самостоятельную работу по вопросу «Сформулировать три формы уравнений равновесия плоской произвольной системы сил», И.С.Опарина «Основы технической механики», стр37-38





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по дисциплине "Основы технической механики" по теме "Трение скольжения"

Автор: Сизоненко Владимир Алексеевич

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169750


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства