Обобщающий урок по теме "Колебания,волны,звук".Закрепление,повторение знаний по данной теме.Умение решать качественные и расчетные задачи.Умение работать в группе,Развивать интерес к физике через игру, соревнование.Умение учащихся применять знания в новой ситуации, объяснять явления, логически мыслить. Развивать познавательные и творческие способности.В конспекте урока по данной теме подобраны интересные задачи, загадки, экспериментальные задания,заморочки из бочки, черный ящик. Конкурс капитанов и конкурс болельщиков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Колебания,волны,звук"»
Урок игра по теме: «Колебания, волны, звук»
Цели урока:
Обучающая : Закрепление, повторение и обобщение знаний по теме: «Колебания , волны, звук»
Умение решать качественные и расчетные задачи.
Воспитательная: Формирование навыков самостоятельной и коллективной работы , развитие интереса к физике через игру ,стремление к учению, умение напряженно трудиться.
Развивающая: Развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления, логического мышления, познавательных и творческих способностей.
Ход урока
1.Организационный момент
Вступительная часть
2 .Приветствие команд
3. Разминка
4. Допиши формулы
5. Задачи- загадки
6.Конкурс капитанов
7. Веришь не веришь
8. Черный ящик
9.Составь слова
10.Заморочки из бочки
11.Задания для болельщиков
12 Подведение итогов урока
1.Сегодня повторительно- обобщающий урок- соревнование ,мы проводим в виде игры между двумя командами. Вам предоставляется счастливый случай сдать зачет принимая участие в игре. Приглашаю вас сразиться с формулами, каверзными задачами. Пусть победит сильнейший
2.Приветствие команд (название, девиз)
3.Разминка ( учитель задает вопросы)
1команда
1.Время,закотороесовершается одно полное колебание ( период)
2.Модуль наибольшего смещения тела от положения равновесия ( амплитуда)
3. Процесс распространения колебания в пространстве с течением времени .(волна)
4. Ученый, который установил, что период не зависит от амплитуды колебания.
(Итальянский физик Галилео Галилей)
5.Естественный приемник звука.( Ухо)
2 команда
Число колебаний, совершенных в единицу времени. (Частота)
Учение о звуке. (Акустика)
Ученый , который создал маятниковые часы. (Голландский ученый Христиан Гюйгенс)
Колебания частота свыше 20000 гц. (Звуковые)
Метод определения расстояний до различных предметов и обнаружение их местоположения с помощью звуковых волн. (Звуколокация)
4. Допиши формулы
На доске записываются формулы и пропускается некоторая физическая величина, которую учащиеся должны дописать .Например формулы для расчета периода математического и пружинного маятника, период, частота, длина волны, скорость распространения волны и.т.д.
6.Задачи загадки
1 .По морю идет, а как на берег выползет, тут и пропадет. (Волна)
2. Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит.(Эхо)
3. Само слов не знает, а на всех языках разговаривает. (Эхо)
4.Молчуна перемолчит , крикуна перекричит.( Эхо)
Задачи
Через какое время мы услышим Эхо, если расстояние до отражающей поверхности 200 метров? Как объяснить явление эха?
Белые барашки по синему лугу гуляют. Определите длину морской волны, если между «белыми барашками» расстояние 10 метров? Что называется волной ? К какому виду волн относятся морская волна.
Серый волк, увидев Красную шапочку, несущею бабушке пирожки в сопровождении охотников, от злости клацнул зубами 10 раз за 25 секунд. Определите частоту и период стука волчьих зубов?
Увидев своего хозяина, щенок радостно завилял хвостом, так что за 2 минуты хвост совершил 60 колебаний. Определите их период и частоту?
6.Конкурс капитанов .Экспериментальное задание
1. Выясните, зависит ли период колебания математического маятника от его длины.
2. Выясните, зависит ли период колебания математического маятника от его массы.
7. Веришь не веришь (учитель зачитывает правильные и неправильные утверждения, команда находит ошибки)
Верите ли вы, что самолет может развалиться в воздухе? (Да)
На Луне произошел сильный взрыв, например извержения вулкана. Мы услышим его на Земле?(Нет)
Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель? (Да)
Верите ли вы, что источником звука являются колеблющиеся тела? (Да)
Верите ли вы, что период колебания математического маятника зависит от амплитуды колебания? (Нет)
Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост? (Да)
Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сбросив скафандры? ( Нет)
Верите ли вы в то , что голосовые связки человека, поющего басом, колеблются с меньшей частотой, чем у человека, поющего тенором? (Да)
Снаряд ,выпущенный из орудия, опередил звук выстрела. Может ли быть такое? (Да)
8. Черный ящик
1. Живой бьет по мертвому, а тот все вопит и вопит. (Колокол)
Дополнение: это предмет
2. Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Дополнение: Это прибор, которым можно измерить « ответ».(Часы)
9. Составь слова из слова «АМПЛИТУДА». Имя существительное, в единственном числе в именительном падеже.
10. «Заморочки из бочки». Каждый капитан своей команды вытаскивает из « бочки» маленькую задачку.
1.За 5 минут кукушка прокуковала 120 раз. Вычислите, как часто она раскрывала свой клюв и каков промежуток времени между ее «ку-ку».
2 . После того , как спортсмен пробежал марафонскую дистанцию, число ударов сердца составило 120 в минуту. Определите частоту и период сокращения сердечной мышцы спортсмена.
11. Задания для болельщиков
1. При полете большинства насекомых издается звук. Чем он вызывается? ( Колебанием крыльев)
2. Может ли возникнуть эхо в степи?( Нет)
3. Почему в комнате обычных размеров эхо не возникает? ( Отраженная и падающая волны приходят в ухо почти одновременно).
4. Почему в горах эхо многократное ? (Вследствие многократного отражения звука).
5. Назовите чудо звук.(Человеческий голос).
6. Чем отличается музыкальный звук от шума? (Звуки, издаваемые гармонически колеблющимися телами, называются музыкальными. Звуки образующие непрерывный набор частот, заполняющий некоторый интервал – шум)
12. Подведение итогов урока.
Мы заканчиваем наши соревнования. Многое узнали, повторили. Всем спасибо!
Самым активным выставляем оценки .Чествуем команду победителей.