kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока физики на тему:"Влажность воздуха" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему:"Влажность воздуха" проводится в 10 классе естественно-математического направления.Цель урока:объяснить понятия влажность воздуха; показать практическое применение и важность данной физической величины. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.Во время урока класс делится на группы:теоретиков,экспериментаторы,практики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики на тему:"Влажность воздуха" 10 класс »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Влажность воздуха

ФИО (полностью)

Цыбулько Наталия Казимировна

Место работы

Школа – гимназия №30

Должность

Учитель физики

Предмет

физика

Класс

10 естественно-математическое направление

Тема и номер урока в теме

Влажность воздуха

Базовый учебник

Кронгарт Б., Кем В., Койшибаев Н.



Цель урока: объяснить понятия влажность воздуха; показать практическое применение и важность данной физической величины. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Задачи урока:

  • образовательные: дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара, кипения, влажности воздуха, точки росы; опытным путем определить зависимость давления насыщенного пара от температуры; формировать навыки техники экспериментального определения влажности воздуха с помощью психрометра; ознакомить учащихся с принципом действия приборов для определения влажности воздуха;

  • развивающие: развивать творческие способности, логическое мышление, внимание, память;

  • воспитательные: воспитание самостоятельности, умения сотрудничать при работе в группах.

Тип урока: урок моделирования умений и навыков.

Оборудование урока: компьютер, ноутбуки, ИКТ, ватман, листы А4, фломастеры, презентация.

Ход урока

І. Организационный момент

Учитель. Ребята, природа, которая нас окружает, очень разнообразна. У каждого из вас в руках зонтики, цвет которых определит ваши группы (Учащиеся выбирают зонтики разных цветов, этот цвет определяет группу, в какой учащиеся будут работать).

1 группа теоретиков работает над темой: « Насыщенные и ненасыщенные пары»; 2 группа теоретиков работает над темой «Влажность воздуха»; 3 группа – экспериментаторы выполняют экспериментальую работу по определению влажности воздуха; 4 группа – практики, которая показывает алгоритм решения задач на определение относительной влажности воздуха. В каждой группе выбирается «Хранитель времени».

ІІ. Определение цели и задач урока

Учитель. На столах у вас лежат снежинки, которые на уроке окрасились в разные цвета. Выберите себе понравившуюся снежинку.

Снежинки не зря к нам сегодня прилетели. Они предлагают каждой группе ассоциации к таким словам: группа голубых снежинок-теоретики №1 – слово вода; группа желтых снежинок – теоретики №2 – слово воздух; группа- экспериментаторы розовых снежинок – слово дождь; группа– практики зеленых снежинок – слово снег. (Учащиеся составляют ассоциативные кусты и записывают их на листах бумаги. После этого обсуждаются возникшие ассоциации и определяются цель, задачи урока (слайды 1, 2).

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Стадия «Вызов»

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном для жизни человека физическом понятии, но тему урока я вам предлагаю сформулировать самостоятельно. Ребята, мы уже определились чем будем заниматься на уроке. А теперь угадайте какая у нас сегодня тема урока? (Учащиеся слушают песню о дожде) и называют тему урока: « Влажность воздуха». (слайд 3) Учитель: Может нам нет необходимости изучать новую тему? Давайте попробуем ответить на вопросы. Вы можете обсудить ответы в группах и записать их на листах бумаги. (Вопросы высвечиваются на экране.Учащиеся отвечают на листах).

Вопросы:

Задание 1.Создание проблемной ситуации.Узнайте явление природы. Показываю презентацию (слайд 4-5) – Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый? (Дождь)
– «… Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце…» (снег лежит)
– «… Придя на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымиться прохлада». О каком явлении идет речь? (Туман)
– О каком явлении сейчас пойдет речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым: «Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это…»(роса)
– Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром» Кто это написал? Про что? (С. Есенин «Белая береза», про иней) – Почему зимой на окнах появляются узоры?
– Почему если на горячий чай дуть, то он остывает быстрее?
– Почему больные люди так внимательно относятся к прогнозу погоды, когда передают влажность воздуха? - Почему при строительстве различного вида электростанций необходимо учитывать влажность воздуха?

Учитель. Вы видите, что не все смогли сразу дать ответы. Мы сейчас все ответы проверять не будем, проверим их в конце урока.







ІV. Изучение нового материала

  1. Первая группа Теоретиков: Определение насыщенного и ненасыщенного пара. ( Работа с учебником самостоятельная, с ноутбуками, составление кластера) .

1.Какой пар называется насыщенным? 2.Как давление насыщенного пара зависит от температуры и объёма? 3.От чего зависит концентрация насыщенного пара? 4.Что происходит с насыщенным паром, если уменьшить его объём ? 5.Что происходит с насыщенным паром, если повысить его температуру ? 6.Водяной пар в воздухе является насыщенным или нет ? 7.Как изменяется давление насыщенного пара с ростом температуры ? 8.Как измерить «степень насыщенности» водяного пара ?

На основании этого делаются выводы. (Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают выводы в тетради).

Выводы учащихся и записи в тетрадях:

  • Пар, находящийся в термодинамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным.

  • Давление пара, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром, называется давлением насыщенного пара.

  • Давление насыщенного пара зависит только от его химического состава и температуры и не зависит от величины объёма, который он занимает.

  • При увеличении температуры, увеличивается не только скорость молекул, но и их концентрация.

4. Вторая группа Теоретиков: Влажность воздуха, точка росы. ( Работа с учебником самостоятельная, с ноутбуками, составление кластера)

Выводы учащихся и записи в тетрадях:

  • Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара;

  • Содержание водяного пара в 1 м3 воздуха называется абсолютной влажностью;

  • Относительной влажностью воздуха называется отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе, к давлению насыщенного водяного пара при той же температуре;

  • Температура, при которой водяной пар становится насыщенным, называется точкой росы.

Приборы для определения относительной влажности воздуха (слайд 8)

V. Отработка практических навыков и умений

6.Группа экспериментаторов выполняет лабораторную работу: «Определение относительной влажности воздуха» и определяет «зону комфорта» для кабинета физики (слайд 6) (Оформляют на ватмане и защищают).

7. Группа Практиков решает самостоятельно задачи; показывает алгоритм решения задач. Условия задач показаны в виде слайдов на ИКТ.(слайд 9). (Оформляют на ватмане и защищают).

Задача 1. Найдите относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа.

Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса.

VІ. Закрепление изученного материала

Учитель. Я предлагаю вам вернуться в начало нашего урока и еще раз ответить на задачи-вопросы. Давайте сравним ответы и определим, что мы узнали сегодня, какие выводы можно сделать.

(Каждая группа отвечает на один вопрос, ответ обсуждается и делаются выводы).

VІІ. Рефлексия

Учитель. Мы подошли к концу урока. Возьмите каждый свою снежинку и запишите на обратной стороне три слова, которые вам запомнились на уроке больше всего.

VІІІ. Домашние задание: §6. 2 Составить три качественные задачи на тему «Влажность воздуха». Практическое задание: определить влажность воздуха в квартире с помощью термометра.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть стало ещё лучше. Приготовьте, пожалуйста, ваши тетради, они нам понадобятся.

Настраиваются на урок

2.Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Что вы видите на экране (слайд 2-3, прил. 2)

Что объединяет эти явления? (слайд 10 прил. 2)

Все эти явления объединяет вода, которая содержится в атмосфере.

А это и есть влажность воздуха (слайд11, прил.2)
Итак, тема сегодняшнего урока «Влажность воздуха».

А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить? (слайд12, прил.2)
1. Что такое влажность воздуха?
2. В чём причина появления влажности?
3. На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?
4. Какие величины её характеризуют?
5. Как её можно определить?

Облака, туман, дождь, радуга, роса, снег.




Записывают тему урока, вместе с учителем формулируют вопросы

3. Изучение нового материала.

Окружающий нас атмосферный воздух вследствие непрерывного испарения воды с поверхности водоемов и растительности всегда содержит в себе водяные пары.

(слайд13, прил.2)

В зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, воздух бывает различной степени влажности.

Есть много способов выражения влажности и существует два термина: абсолютная влажность, относительная влажность.(слайд14,прил.2)
Давайте посмотрим, что они обозначают.

В воздухе содержатся водяные пары, и мы можем определить например, массу водяных паров в 1кв. м. воздуха. Это и будет абсолютная влажность. Значит, абсолютная влажность – это количество водяных паров на единицу объёма воздуха. Её принято выражать в г/м3 (слайд15, прил.2)

- Какая физическая величина имеет такую же единицу измерения? (ответ: плотность)
Поэтому, абсолютную влажность обозначают, так же как и плотность (ро).
Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далёк водяной пар, который находится в воздухе, от насыщения. Поэтому, для этого вводят понятие «относительная влажность».

(фи) – относительная влажность; её выражают в %.
(слайд 16, прил.2)
Относительной влажностью воздуха называется отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара, при той же температуре, выраженной в процентах (слайд 17, прил.2)
Относительная влажность зависит не только от абсолютной влажности воздуха, но и от температуры. Чем выше температура, тем больше водяных паров содержит воздух.

Влажность воздуха характеризует и точка росы.
Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы. Для определения влажности воздуха используют специальные приборы: (слайд 18, прил.2)

  1. гигрометр: волосной; (слайд 18, прил.2)

  2. психрометр (слайд 19, прил.2)

Рассмотрим устройство и принцип работы психрометра.

Название прибора произошло от греч. слова «психрос», что означает «холодный». Он состоит из двух термометров: один сухой термометр, другой увлажняющий (влажный), обмотан тканью и опущен в воду (поскольку вода испаряется, то термометр охлаждается).

Для чего нужны сухой и влажный термометры? На приборе имеется психрометрическая таблица (слайд 20, прил. 2), по которой можно определить относительную влажность. Чтобы работать с прибором, нужно знать
цену деления термометров. Посмотрим, каковы показания сухого и влажного термометров.
Как вы думаете, почему отличаются показания термометров?













































Презентация учащегося на тему: « Джанусаков Нуржан




Ответ: измерять температуру сухого воздуха и влажного воздуха.

Ответ: вода с ткани испаряется , термометр охлаждается, температура понижается.


Практическая работа «Определение относительной влажности в кабинете физики»

Практическая работа. Учитель заранее готовит необходимые приборы для измерений: штативы, термометры, стаканы с водой, кусочки марли и ваты, таблицы “психрометрическая” и “Плотность насыщенного водяного пара”.) (прил. 3)


Первая группа- теоретики составляют кластер с помощью ноутбуков и учебника «Насыщенные и ненасыщенные пары»;( прил.1)

Вторая группа- теоретики составляют кластер с помощью ноутбуков и учебника «Влажность воздуха»; ( прил.2 )

Третья группа- экспериментаторы выполняют эксперимент по измерению относительной влажности воздуха и температурного режима с помощью термометра ;(прил.3)

Четвертая группа- практики решают задачи: объясняют алгоритм решения и защищают задач в виде кластера; учащиеся записывают в тетради.(прил.4)


Закрепление материала.

Проектная работа

Учитель: Продолжим урок . Защита экспериментального проекта “Поддержка влажности воздуха и температурного режима в кабинете нормам СанПиНа”. (Температура 18–21°С и влажность воздуха 40–60%.).Выступает группа экспериментаторов. По итогам своей работы вы делаете письменный отчет, который содержит:

1) Актуальность: полученные результаты измерения и сравнение с нормой, проблема.

2) Цель эксперимента.

3) Решение.

4) Вывод.

5) Кто выполнил: ( Ф.И. и подписи).

Кластер оформляете на ватмане.

Учитель: Мы заслушали выступления каждой группы, давайте кратко подведем итог этих выступлений. У вас на столах лежат стикеры, прикрепите свои стикеры к тем работам, которые вам наиболее понравились

Принятие решений. Выполнение исследований. Проверка и оценка результатов. Учащиеся совместно анализируют результаты измерений в карточках, сравнивают их с результатами нормативных документов. Выявляют проблему, анализируют её. Дают идеи решения проблемы (мозговой штурм). Выбирают и обсуждают альтернативные решения. Консультируются с учителем.

Защита, обобщение и выводы.

Выступление учащихся, защита проектов оформленных на ватмане, выводы по результатам исследования

Итог урока

Ребята, чтобы подвести итог урока, вам необходимо выполнить тестирование с взаимопроверкой, правильные ответы приведены на ИКТ (слайд 22)



Давайте ещё раз вспомним:
1) Что такое влажность?
2) Что называют абсолютной влажностью?
3) Что называют относительной влажностью?
4) Какие приборы используют для измерения влажности? (прил. 2)

Работали все активно, молодцы. Учитывая все ответы, получились следующие оценки…

Выполняют тесты, используют прил. 6





Отвечают на вопросы, используют прил.2

Домашнее задание

  1. §6.2;

  2. подготовить рассказ по учебнику о приборах для измерения влажности;

  3. ответить на вопросы;

  4. выучить определения и формулы.


Запись в дневниках

Рефлексия


Что нового узнали? (слайд 21, прил.1)

Что является важным?

Оцените степень своей самостоятельности на уроке?

Что было сложным?

Спасибо всем за урок. Благодарю всех за активную работу.

Ответы на вопрос учителя

Приложение 3

Группа Экспериментаторов:

«Измерение относительной влажности воздуха и температурного режима с помощью термометра».

Цель работы: определить относительную влажность воздуха в кабинете.

Оборудование: термометр, стакан с водой комнатной температуры, психрометрическая таблица, кусочек марли или ваты.

Ход работы:

1.Снять показание сухого термометра.

2.Резервуар термометра обернуть кусочком влажной марли и держать некоторое время влажный термометр на воздухе. Как только понижение температуры прекратится, снова снять показания. Снимите показания влажного термометра,
3.Найти разность показаний сухого и влажного термометров и с помощью психрометрической таблицы определить относительную влажность воздуха в классе. Найдите разность показаний t = t cух – t влаж,
4.Полученный результат сравнить с нормами СанПиНа и сделать вывод. Подготовить отчет. Соответствует ли полученное значение санитарным нормам?

5. По психрометрической таблице определите относительную влажность воздуха.



t сухого, 0С

t влажного, 0С

t сухого – t влажного, 0С

Относительная влажность φ, %







Поддержка влажности воздуха и температурного режима в кабинете нормам СанПиНа”. (Температура 18–21°С и влажность воздуха 40–60%.)



Составить на ватмане кластер и защитить

1) Цель эксперимента.

2) Вывод.

3) Решение.

4) Кто выполнил: ( Ф.И.).















Приложение 4

Группа практиков. Оформить решение на ватмане и объяснить алгоритм решения задач



Задача 1. Найдите относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа.



Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса.



Задача 1. Найдите относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа.



Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса.



Задача 1. Найдите относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа.



Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса.



Задача 1. Найдите относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа.



Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса.



Задача 1. Найдите относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа.



Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса.























Приложение 2



Группа Теоретиков « Влажность воздуха»

1. Что такое влажность воздуха?

2. В чём причина появления влажности?

3. Как она себя проявляет?

4. На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?

5. Какие величины её характеризуют?

6. Как её можно определить?



Группа Теоретиков « Влажность воздуха»

1. Что такое влажность воздуха?

2. В чём причина появления влажности?

3. Как она себя проявляет?

4. На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?

5. Какие величины её характеризуют?

6. Как её можно определить?



Группа Теоретиков « Влажность воздуха»

1. Что такое влажность воздуха?

2. В чём причина появления влажности?

3. Как она себя проявляет?

4. На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?

5. Какие величины её характеризуют?

6. Как её можно определить?



Группа Теоретиков « Влажность воздуха»

1. Что такое влажность воздуха?

2. В чём причина появления влажности?

3. Как она себя проявляет?

4. На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?

5. Какие величины её характеризуют?

6. Как её можно определить?





















Приложение 1

  1. Первая группа Теоретиков: Определение насыщенного и ненасыщенного пара. ( Работа с учебником самостоятельная, ноутбуками, составление кластера)

1.Какой пар называется насыщенным? 2.Как давление насыщенного пара зависит от температуры и объёма? 3.От чего зависит концентрация насыщенного пара? 4.Что происходит с насыщенным паром, если уменьшить его объём? 5.Что происходит с насыщенным паром, если повысить его температуру? 6.Как изменяется давление насыщенного пара с ростом температуры?



Первая группа Теоретиков: Определение насыщенного и ненасыщенного пара. ( Работа с учебником самостоятельная, ноутбуками, составление кластера)

1.Какой пар называется насыщенным? 2.Как давление насыщенного пара зависит от температуры и объёма? 3.От чего зависит концентрация насыщенного пара? 4.Что происходит с насыщенным паром, если уменьшить его объём? 5.Что происходит с насыщенным паром, если повысить его температуру? 6.Как изменяется давление насыщенного пара с ростом температуры?

































Приложение 5



Вопросы:

Задание 1.Создание проблемной ситуации. Узнайте явление природы.



1. Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый? (Дождь)
2. «… Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце…» (снег лежит)
3. «… Придя на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымится прохлада». О каком явлении идет речь? (Туман)
4.О каком явлении сейчас пойдет речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым:

«Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, тоувидишь, что это…»(роса)
5.Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром» (С. Есенин «Белая береза», иней)


– Почему зимой на окнах появляются узоры?
– Почему если на горячий чай дуть, то он остывает быстрее?
– Почему больные люди так внимательно относятся к прогнозу погоды, когда передают влажность воздуха?











































Приложение №6. Вопросы теста для проверки ранее изученного материала.

Тест.

Вариант 1.



1.Пар находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется… а) ненасыщенным паром б) насыщенным паром в) газом г) конденсатом

2.Скорость процесса испарения зависит… а) только от площади свободной поверхности б) только от рода вещества в) от всех перечисленных факторов г) только от температуры 3. Температура кипения жидкости растет… а) с ростом атмосферного давления б) не зависит от атмосферного давления в) с ростом центров парообразования г) с понижением атмосферного давления 4. Для поддержания процесса кипения необходимо: а) подводить некоторое количество теплоты б) процесс кипения не зависит от поступления энергии в) отводить некоторое количество теплоты г) не закрывать сосуд герметично 5. При каком условии любой газ можно обратить в жидкость? а) при температуре выше критической б) при температуре равной критической в) при температуре ниже критической г) если газ состоит из сложных молекул 6. Как изменится температура кипения жидкости при понижении внешнего давления? а) повысится б) понизится в) не изменится 7. Парообразование- это… а) величина б) характеристика свойств жидкости в) явление (процесс)



Проводится взаимопроверка



Критерии выставления оценок (слайд 22):



1-2- «2»

3-4- «3»

5-6- «4»

7- «5»





Ответы: 1.б 2.в 3.б 4.б 5. в 6.в 7.в











Приложение 7

Рефлексия



Что нового узнали? Что является важным?

Оцените степень своей самостоятельности на уроке?

Что было сложным?



Рефлексия



Что нового узнали? Что является важным?

Оцените степень своей самостоятельности на уроке?

Что было сложным?



Рефлексия



Что нового узнали? Что является важным?

Оцените степень своей самостоятельности на уроке?

Что было сложным?



Рефлексия



Что нового узнали? Что является важным?

Оцените степень своей самостоятельности на уроке?

Что было сложным?



Рефлексия



Что нового узнали? Что является важным?

Оцените степень своей самостоятельности на уроке?

Что было сложным?



Рефлексия



Что нового узнали?

Что является важным?

Оцените степень своей самостоятельности на уроке?

Что было сложным?
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока физики на тему:"Влажность воздуха" 10 класс

Автор: Цыбулько Наталия Казимировна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231478


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства