kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока 7 класс "Строение вещества. Броуновское движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

Дать представление о дискретности вещества, дать первоначальные сведения о строении молекул. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул

.

В этом уроке мы узнаем, из чего состоят вещества, чем одно вещество отличается от другого.

Известно, что физические тела состоят из вещества. Например, стакан изготовлен из стекла, чайник – из металла, мяч – из резины.

Это одно и то же вещество: лед – твердое тело, вода – жидкость, пар – газообразное состояние воды, но внешне они разные. Вода течет, лед сохраняет свою форму, пар постепенно распространяется по всему помещению. Одно и то же тело может быть твердым, жидким и газообразным и иметь разные свойства. Почему? Как устроено вещество? Этот вопрос интересовал людей очень давно. Еще 2500 лет назад  древнегреческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта гипотеза превратилась в XVIII веке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 7 класс "Строение вещества. Броуновское движение" »

Тема урока:

Цель:


Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

Дать представление о дискретности вещества, дать первоначальные сведения о строении молекул. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул

Ход работы:


Кратковременная самостоятельная работа.

  1. Какие из перечисленных слов означают вещество, а какие - физическое тело:

а) ртуть, ртутный термометр;

б) лед, ледяная сосулька;

в) роса, капля росы?

  1. Какие из перечисленных слов означают физическое явление, физическую величину, вещество, прибор:

а) дождь;

б) часы;

в) компьютер;

г) энергия;

д) ртуть;

е) град;

ж) сосулька?

  1. Перечислите измерительные приборы, с помощью которых можно измерить:

а) длину океана;

б) продолжительность полета;

в) температуру воздуха;

г) объем жидкости.

  1. Запишите число 2000 в стандартном виде.

  2. Выразите 25 мм в метрах. Запишите ответ в стандартном виде.

  3. Продолжите предложение: «Физическими явлениями называют …»

  4. Какие явления изучают в физике?

  5. Перечислите известные вам физические термины и понятия.

Изучение нового материала

В этом уроке мы узнаем, из чего состоят вещества, чем одно вещество отличается от другого.

Известно, что физические тела состоят из вещества. Например, стакан изготовлен из стекла, чайник – из металла, мяч – из резины.

Это одно и то же вещество: лед – твердое тело, вода – жидкость, пар – газообразное состояние воды, но внешне они разные. Вода течет, лед сохраняет свою форму, пар постепенно распространяется по всему помещению. Одно и то же тело может быть твердым, жидким и газообразным и иметь разные свойства. Почему? Как устроено вещество? Этот вопрос интересовал людей очень давно. Еще 2500 лет назад  древнегреческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта гипотеза превратилась в XVIII веке.

Чтобы раскрыть суть теории о строении вещества, поставим опыты.

Для начала поговорим о делимости вещества. Для этого я возьму мел и разотру его. Каждая пылинка мела будет иметь все свойства, присущие данному веществу. Но возникает вопрос: «Можно ли дальше дробить пылинку?»

После обсуждения мы пришли к выводу, что можно, но существует предел деления вещества. Дробить пылинку можно до получения молекулы, которая является мельчайшей частицей вещества. Очень важно запомнить, что молекула сохраняет все физические и химические свойства вещества.

Откройте тетради. Запишите тему сегодняшнего урока. И определение. Молекула- мельчайшая частица данного вещества.

В свою очередь, молекула состоит из атомов, не делящихся при химических превращениях. Молекула может состоять из одинаковых или различных атомов, например, молекула воды (Н2О), молекула гемоглобина (1400 атомов), молекула белка (тысячи атомов).

Используя знания из курса биологии, географии, или опираясь на ваш жизненный опыт кто-нибудь может рассказать о значении воды в жизни человека, о роли гемоглобина и белков в организме человека.

В: Возникает вопрос : «Сколько существует всего атомов, которые отличаются своими химическими свойствами друг от друга?»

Для ответа на этот вопрос посмотрите на таблицу Менделеева.

Хочу обратить внимание на то, что есть тела, состоящие из атомов, например, алмаз. У них нет отдельных молекул.

Но вы спросите, если все тела состоят из отдельных частиц, почему они нам кажутся сплошными?

Дело в том, что эти частицы очень малы, увидеть их невооруженным глазом невозможно. Чтобы убедиться в этом, поставим еще один опыт.

Опыт. Растворение кристаллов марганцовки в воде. (см стр. 19)

! Растворение происходит до тех пор, пока не останется мельчайшая частица, сохраняющая свойства вещества.

О делимости также свидетельствует распространение запахов.

Демонстрационные опыты

Распространение запаха духов.

В: Как же расположены частицы в этих телах? Вплотную или между ними существуют промежутки?

Делаем вывод: все тела состоят из частиц, между которыми есть промежутки.

Переходим к вопросу «Изменение объема тела при нагревании». При нагревании тела изменяется его объем.

Обсудите в парах вопрос: «О чем свидетельствует изменение объема тела?»

О: Изменение объема свидетельствует о том, что между молекулами имеются промежутки.

Предлагаю провести опыты, подтверждающие этот вывод. В учебнике на стр. 17-18 представлены опыты с шаром и кольцом и нагреванием воды в колбе. Также, ярким примером в быту является ртутный термометр. При нагревании объем тела увеличивается, при охлаждении – уменьшается.

Но мы с вами для большей наглядности проделаем следующие опыты, которые доказывают наличие промежутков между частицами.

Демонстрационные опыты

  1. Смешиваем по 20 мл воды и спирта

Результат: смеси оказывается меньше

  1. стакана гороха смешиваем с стакана манной крупы

Результат: объем смеси полученной в стакане получится меньше стакана

Вывод: При смешивании частицы одной из них займут свободные промежутки между частицами другой.

Опыт, подтверждающий не только то, что вещества состоят из отдельных молекул, но и находятся в непрерывном хаотическом движении, был проделан Р. Броуном. В 1827 году Броун открыл движение пыльцевых зёрен в жидкости (позднее названное его именем). Исследуя пыльцу под микроскопом, он установил, что в растительном соке плавающие пыльцевые зёрна двигаются совершенно хаотически зигзагообразно во все стороны. Демонстрация модели броуновского движения.

Причины хаотического движения броуновской частицы - это следствие того, что среда, в которой находится частица, состоит из молекул. Молекулы, непрерывно и хаотично двигаясь, сталкиваются с частицей и толкают ее то в одну, то в другую сторону.

Закрепление изученного материала:

Давайте порешаем задачи.

  1. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет очень заметно похудела. Священники в панике: Кто-то украл золото? Или это чудо, знамение? Что произошло?

Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц вещества, что же произошло?

  1. Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жареной картошки. Как это могло произойти согласно гипотезе Демокрита? Не доказывает ли распространение запахов существование промежутков между молекулами?

И напоследок мне бы хотелось рассказать вам о замечательной книжке «Занимательная физика», автором которой является Яков Перельман. В этой книге собраны очень интересные вопросы и наблюдения, о которых мне бы хотелось вам рассказать.

Какой же длины Октябрьская железная дорога?

На вопрос: “Какой длины Октябрьская железная дорога?” — кто-то ответил:

— Шестьсот сорок километров в среднем; летом метров на триста длиннее, чем зимой.

Неожиданный ответ этот не так нелеп, как может показаться. Если длиной железной дороги называть длину сплошного рельсового пути, то он и в самом деле должен быть летом длиннее, чем зимой. Не забудем, что от нагревания рельсы удлиняются — на каждый градус Цельсия более чем на одну 100000-ю своей длины. В знойные летние дни температура рельса может доходить до 30 — 40° и выше; иногда рельс нагревается солнцем так сильно, что обжигает руку. В зимние морозы рельсы охлаждаются до — 25° и ниже. Если остановиться на разнице в 55° между летней и зимней температурой, то, умножив общую длину пути 640 км на 0,00001 и на 55, получим около 1/3 км. Выходит, что и в самом деле рельсовый путь между Москвой и Ленинградом летом на треть километра, т. е. примерно метров на триста, длиннее, нежели зимой.

Изменяется здесь, конечно, не длина дороги, а только сумма длин всех рельсов. Это не одно и то же, потому что рельсы железнодорожного пути не примыкают друг к другу вплотную: между их стыками оставляются небольшие промежутки — запас для свободного удлинения рельсов при нагревании.

Домашнее задание

§7-8, вопросы к параграфу. Подготовиться к лабораторной работе №2. Прочитать дополнительный материал на стр. 172 1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока 7 класс "Строение вещества. Броуновское движение"

Автор: Абрамова Анастасия Сергеевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Конспект урока по физике в 10 классе  «Экспериментальные доказательства молекулярно – кинетической теории» "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-10-klassie-ekspierimiental-nyie-dokazatiel-stva-moliekuliarno-kinietichieskoi-tieorii"
    ["file_id"] => string(6) "101770"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402435679"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока по физике в 10 классе   «Экспериментальные доказательства молекулярно – кинетической теории» "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-10-klassie-ekspierimiental-nyie-dokazatiel-stva-moliekuliarno-kinietichieskoi-tieorii-1"
    ["file_id"] => string(6) "101771"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402436049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства